Проект по математике в подготовительной группе "Математика в профессиях"
проект по математике (подготовительная группа)

Ледяева Татьяна Николаевна

Математика - один из сложных предметов, в школьном образовании. Поэтому для успешного обучения ребенка в школе, уже в детском саду необходимо способствовать развитию логики, внимания и расширять кругозор дошкольников. Все это позволит детям более уверенно оринтироваться в простейших закономерноястях окружающей действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта

«Математика в профессиях»

Сроки реализации - краткосрочный

Тип проекта: информационно - творческий

Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники группы

Актуальность проекта:

   В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и использование знаний математики для создания предметов и конечного результата труда.

   Проблема усвоения знаний по математике актуальна из-за недостаточности занятий, дети быстро забывают пройденный материал. Необходимость создания данного проекта направлено на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в данной ситуации, в повседневной жизни. Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием. Для этого создаются специальные условия, подключаются родители. Важно привить детям любовь к математике. Показать ее значимость вокруг нас. Ее важное участие во всех видах деятельности. Проводя занятия по другим видам деятельности доказать детям, что и здесь необходимы знания по математике. В наше время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Цель проекта: Раскрытие значимости науки математики в жизни и профессиональной деятельности человека.

Задачи:

1.Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.

2.Учить способам практической деятельности в области математики.

3.Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;

4.Развивать творческие способности детей.

5.Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Ожидаемые результаты проекта:

- вызвать интерес к окружающему миру;

- расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей;

-дети узнают как используются математические представления и знания в разных профессиях;

- повышение уровня математических представлений;

-овладение детьми умения ориентироваться в новой нестандартной ситуации;

-продуктивно взаимодействовать с членами группы решающей общую задачу;

- вести диалог со взрослыми и сверстниками;

- отстаивать свою точку зрения.

Этапы реализации проекта

Организационно – подготовительный этап

- Определение проблемы, цели и задач проекта

- Подбор информации в литературе, в ИКТ

- Подборка и изготовление дидактических игр и пособий;

- Привлечение родителей к участию в проекте через индивидуальные беседы

- Привлечение родителей к проблеме проекта.

Основной этап

- Оснащение предметно – развивающей среды

- Организация совместной деятельности с детьми, проведение НОД соответствующей тематики;

- Руководство сюжетно – ролевыми играми «Магазин», «Путешествие на автобусе», «Работа повара. Кафе».

- Рассматривание картинок на тему «Профессии людей», беседы с детьми на тему «Какие профессии вы знаете?», «Кем работает твоя мама (папа)», проведение дидактических игр «Профессии», «Кому, что нужно для работы» и т.д.

- Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

-  Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.

- Дидактические игры с математическим содержанием: « Кубики для всех», « Точечки», «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», « Колумбово яйцо» «Танграм», «Математический планшет», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», Блоки Дьенеша,  Палочки Кюизенера

- Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.

- Проведение математической викторины;

Занятия по изобразительной деятельности:

- Рисование «Деньги нетрадиционным способом»

- Лепка «Овощная ярмарка»

- Оригами «Кошелек»

- участие в сюжетно – ролевых играх «Путешествие на автобусе», «Магазин», «Работа повара. Кафе».

Заключительный этап

-  Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке;

- Использование дидактических игр по ФЭМП;

- Обработка и оформление материалов проекта;

- Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов;

- Презентация проекта «Математика в профессиях».

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной к школе  группе «Математическое  путешествие к  островам профессий »

Программное содержание:

 - расширять и закреплять у детей знания и представления о профессиях;

 - упражнять в порядковом и количественном счете;

 - закреплять представления о днях недели, месяцах года, умение ориентироваться на листе бумаги, умение сравнивать числа и пользоваться знаками «больше», «меньше» или «равно»;

 - продолжить учить составлять арифметические задачи, выделяя в задаче условие, вопрос, решение и ответ;

 - формировать знания о составе числа, в пределах 10 их двух меньших чисел;

 - развивать логическое мышление, пространственное воображение;

 - воспитывать целеустремленность, устойчивый интерес к математическим знаниям.

Методические приемы:

   - дидактическая игра «Профессии»

 - логическая игра «Построй корабль»

 - словесная игра «Дни недели и месяцы»

 - логическая игра «Составь задачу»

 - дидактическая игра «Порядковый счет»

 - работа с карточками

 - дидактическая игра «Числа»

 - дидактическая игра «Засели дом»

 - графический диктант

Оборудование:

-логическая игра  «Танграм»;

 - наборное полотно с цифрами, знаками;

 - демонстрационный материал: картинки из серии «Профессии»;

 - карточки с заданиями;

 - набор чисел, цифры на листах, предметные картинки

 - листы бумаги в клетку, карандаши, линейки.

1. Организация детей.

В. –Добрый день, ребята. Сегодня мы встречаем гостей. Подарите улыбки и хорошее настроение своим друзьям, гостям и мне. Спасибо.

   Педагог предлагает детям закончить строчку (стихотворение А. Шибаева)

Самолетом правит… летчик,

Трактор водит… тракторист,

Электричку — машинист,

Стены выкрасил… маляр,

Доску выстругал… столяр,

В доме свет провел… монтер,

В шахте трудится… шахтер,

В жаркой кузнице… — кузнец,

Кто все знает… молодец!

2.Математическая разминка.

В.: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Побываем на разных островах, выполним математические задания. За каждое выполненное задание вы будете получать цифры.

3. Дидактическая игра «Профессии».

В.: -  А сейчас  мы с вами поиграем в игру «Профессии». Я вам называю предметы труда – вы мне отвечаете к какой профессии они относятся.

Весы, прилавок, товар – (продавец),

каска, шланг, вода – (пожарный)

Сцена, роль, грим – (артист),

книги, читатель, формуляр – (библиотекарь)

Доска, мел, учебник – (учитель),

маленькие дети, игры, прогулка – (воспитатель)

Ножницы, фен, модная прическа – (парикмахер),

 небо, самолет, аэродром – (летчик)

 В.: - Молодцы! Получайте свою цифру.

(вручает цифру)

В: А теперь я предлагаю получить билеты. (Дети получают билеты с зашифрованными номерами: 4*6 ,7*2 ,4*3… и занимают места за столами в группе )

В.: - Все нашли свои места?  Сядем красиво, ровно.

4. Логическая игра «Построй корабль».

В.- Ребята, на чём можно путешествовать? (ответы детей).

В.: - Сегодня, я вам предлагаю отправиться в путешествие на корабле, который построит каждый из вас.

(дети строят корабль из «Танграма) Все построили?

Из каких фигур вы построили корабль?

В.: - Все построили? Молодцы! Получайте следующую цифру.

(вручает цифру)

В.: -  А сейчас:

Приготовьтесь, ждет игра,

В путешествие пора.

Новым играм старт даем

В путешествие плывем.

И на каждой остановке

Будьте вы умны и ловки.

5. Словесная игра «Дни недели и месяцы».

В.: - Пока мы плывем до первого острова, скажите,  какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой день недели между средой и пятницей?

Д.: - Сегодня среда. Вчера был вторник. Между средой и пятницей – четверг.

В. – Правильно, молодцы.

В.: - Какой сейчас месяц? Назовите среди названных месяцев – зимний: май, декабрь, апрель. Назовите среди названных месяцев – летний: сентябрь, август, февраль.

Д.: - Сейчас идет ноябрь. Какие to два осенних месяца в знаете?

В.: - Молодцы! Ну, что, с этим заданием вы справились. Получайте цифру.

(вручает цифру)

6. «Остров Портных».

В.: - Мы приплыли на остров. Здесь живут портные, дружные такие. Чем они занимаются?

Д.: - Кроят и шьют красивую, удобную одежду.

В.: - Правильно. Они для вас приготовили задание.

Любит Аллочка наряды –

Новым платьям очень рада!

Просит бабушку свою:

 - Сшей мне платьица из шелка

С длинной, пышною оборкой!

 - Ну, конечно же, сошью!

Ведь портнихой я была.

Нитки, ножницы, игла –

Вот мой главный инструмент.

Все сошьем в один момент!

Логическая игра « Составь задачу».

В.: - Ребята, портные попросили вас решить задачи.

Д.: - В ателье сшили 5 платьев и 2 костюма. Сколько одежды сшили в ателье?

Д.: - Для пошива платьев использовали 3 катушки белых ниток и 4катушки зеленых ниток. Сколько катушек ниток использовали для пошива платьев?

В.: Назовите условие задачи. Назовите вопрос задачи. Объясните, как её можно решить и назовите ответ. (Дети выбирают правильные варианты решения задач )

В.: -  Молодцы!   Портные передали вам в награду еще одну цифру.

(вручает цифру)

7. «Остров Поваров».

В.: - Мы отправляемся дальше. На этом острове живут повара. Чем они занимаются?

Ответы детей.

Воспитатель : К чаю повар испек пирог. Какую форму имеет пирог? (квадрат).

C:\Users\Татьяна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.MSO\420C5916.tmp

Разделите его, сделав две вертикальных линии. Сколько частей получилось? (3).

C:\Users\Татьяна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.MSO\81141D94.tmp

Разделите пирог, сделав две горизонтальных  линии. Сколько частей получилось? ( 9).

C:\Users\Татьяна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.MSO\35621CC2.tmp

 

Воспитатель: Ребята, переверните квадрат. Посмотрите, некоторые кусочки пирога украшены в виде геометрических фигур, украсьте остальные так, чтобы в строке и в столбце украшения не повторялись.( Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.)

C:\Users\Татьяна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.MSO\38A41A20.tmp

Педагог: Ребята, вы молодцы!

Физкультминутка «Профессии»

У каждого дела запах особый. (Идут по кругу.)

В булочной пахнет тестом и сдобой. («Месят тесто».)

Мимо столярной идешь мастерской – (Идут по кругу)

Стружкою пахнет и свежей доской. (Хлопают в ладоши.)

Пахнет маляр скипидаром и краской. («Красят», поднимая руки вверх, вниз.)

Пахнет стекольщик оконной замазкой. (Рисуют в воздухе «окно».)

Рыбой и морем пахнет рыбак. (Тянут «сети».)

Только безделье не пахнет никак.

Сколько не душится лодырь богатый,

Очень неважно он пахнет, ребята.

8. «Остров Бухгалтеров».

В.: - Вот и доплыли до следующего острова. На нем живут бухгалтеры.

Есть бухгалтер в ресторане,

И на фабрике, и в бане.

Он деньгам ведет учет:

Где расход, а где приход.

Математику он знает,

Цифры быстро сосчитает,

Здесь расход, а здесь приход –

Ничего не пропадет!

В. Ребята. бухгалтеры просят вас проверить их работу: правильно ли они расставили знаки «больше», «меньше» или «равно».

В.: - Бухгалтеры тоже приготовили для вас задание: На карточках, которые лежат перед вами,  поставьте нужное число.

(дети выполняют задание)

Игра «Числа».

В.: - Все справились? Молодцы! А теперь поиграем: у меня на подносе лежат числа. Вы подходите, выбираете число и встаете так: налево от меня идут числа меньше 7, а направо – больше 8.

(дети выполняют задание)

В.: - Молодцы

9. «Остров Строителей».

В.: - Плывем дальше. Вижу остров.  На этом острове живут строители. Что делают строители?

Д.: - Строители строят дома, магазины, больницы, школы, детские сады.

Дидактическая игра «Засели дом».

В.: - Верно. Перед вами дом. На каждом этаже должно быть 6 комнат. Допишите, пожалуйста, сколько комнат надо добавить на каждый этаж, чтобы их всего было 6.

(дети выполняют задание)

В.: - Назовите количество комнат на каждом этаже.

Д.: - одна и пять – получится шесть; две и четыре – будет шесть; три и три – получится шесть.

10. Логическая игра «Распредели геометрические фигуры»

(раскладываем фигуры в 2 самосвала).

В.: - Ну вот мы и возвращаемся домой. Кто же нас тут встретит? 

Возьмите карандаш, поставьте его в указанной точке, начинаем работать.

(проводится графический диктант)

2 –вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 4 – вниз, 6 – вправо, 2 – вверх, 1 – вправо, 8 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 4 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 6 – вверх, 2 – влево.

В.: - Кто же это?

Д.:  - Собака.

В.: - Правильно. Получайте цифру.

(вручает цифру)

11. Возвращение.

 В.: - Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте вернемся с вами в наш детский сад.

 Логическая игра «Шифр». Слово «СПАСИБО»

В.:  -  Посмотрите на доску – на ней указан шифр. Соотнесите подаренные вам цифры с буквами, знаками и прочитайте слово.

Д.: - Молодцы!

В.: - Хорошо вы потрудились,

И играли, и резвились,

Но прощаться мне пора,

До свиданья, детвора!

Математическая викторина

в подготовительной группе

Цели:

Обучающие:

1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

2. Закрепить знания детей о геометрических фигурах;

3. Закрепить умение отгадывать математические загадки;

Развивающие:

1. Развивать смекалку, воображение, логическое мышление;

2. Развивать счётные навыки, способность производить действия в уме;

3. Способствовать формированию расширенного кругозора;

Воспитательные:

1. Доставить детям радость от проведения совместных развивающих, интеллектуальных игр;

2. Развивать у детей доброжелательную атмосферу командной игры;

3. Развивать чувство ответственности, сопереживания и взаимовыручки внутри команды;

4. Поддерживать интерес к играм с математическим содержанием;

5. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Ход викторины.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас поучаствовать в математической викторине и проверить, насколько вы готовы к школе по математике. Но для начала нашей викторины вы должны разделиться на две команды. И в этом нам поможет игра «Найди свой домик».

Дидактическая, подвижная игра «Найди свой домик».

Каждый ребенок берет с подноса одну из фигур – треугольник или круг. Под музыку дети свободно перемещаются в группе, а по окончании музыки им нужно занять своё место рядом с опознавательным знаком соответствующим их фигуре.

Воспитатель: Теперь у нас есть две команды. В каждой команде выбираем капитана. Даю вам время выбрать самого ответственного и смелого капитана, можно выбрать считалочкой. Но для начала викторины нужно ещё и жюри, которое будет оценивать, как вы справляетесь с заданиями и выставлять вам баллы. Такое жюри у нас есть. Сегодня ваши математические знания и умения будут оценивать старший воспитатель. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать одну фишку. Если команда неправильно выполняет задание, то другая команда может выполнить это задание и за правильное решение получить одну дополнительную фишку. Готовы проверить свои силы? Тогда начинаем!

Вопросы команде 1:

1. Если канат толще нитки, то нитка? Тоньше каната.

2. Если сестра старше брата, то брат? Младше сестры.

3. Если река шире ручья, то ручей? Уже реки.

4. Кто быстрее плавает – утенок или цыпленок (утенок);

5. Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь);

6. Прибор для измерения времени (часы);

7. У кого из сказочных героев 3 головы (змей-горыныч);

8. Сколько было козлят в сказке «Волка и козлята; (7)

9. Как называется наш город? (Сургут).

10. Сколько ушей у двух ежей?

11. Сколько хвостов у четырех котов?

12. Сколько звезд на небе днем?

13. Какой день наступит после среды?

14 Лошадь в детстве это…. (жеребёнок);

15Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора? (по «зебре»);

16 Сказочная девочка с голубыми волосами (Мальвина);

Вопросы команде 2

1. Сколько носов у трех слонов?

2. Сколько лап у двух медвежат?

3. Какое животное помогает перейти дорогу?

4 Сколько ушей у трех мышей?

5 Сколько орехов в пустом стакане?

6 Сколько углов у круга?

7 На какое дерево садиться ворона во время дождя?

8 Какой день перед вторником?

9 Если дерево выше куста, то куст? Ниже дерева.

10 Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? Короче линейки.

11) Сколько месяцев в году (12);

12) Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница (бабочка);

13) Назовите дни недели (Пн., Вт., Ср., Чт., Пт., Сб., Вс.);

14) Прибор для глажки белья (утюг);

15) Сколько гномов повстречала Белоснежка (7);

16) Как называется наша страна? (Россия).

Физминутка.

Команды становятся в произвольном порядке. Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и выполняют действия, о которых в нём говориться. Количество действий на интерактивной доске.

Сколько точек в круге, столько раз подняли руки (4)

Сколько ёлочек зелёных, столько выполним наклонов (2)

Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас (3)

Сколько видите кружков, столько сделайте прыжков (5)

Игра повторяется (2 раза, второй раз количество движений меняется).

Конкурс «Кто быстрее?»

   Команды получают карточки с графическим изображением цифры. Участникам нужно выложить эти цифры (как пазлы).

В : Сейчас, каждая команда получит карточки, на которых изображена цифра. Вам ее нужно собрать как пазлы.

Какая команда соберет первая, поднимает руки.

По команде: раз, два, три начни.

Конкурс «математический»

В: На столах у вас лежат цифры. Я буду задавать вопросы по очереди каждой команде, а вы должны будете выбрать цифру, соответствующую правильному ответу и поднять её.

(Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов).

  • Сколько глаз у человека? (2)
  • Сколько дней в неделе? (7)
  • Как-то, ночью под кусточком

            Грибы выросли опять.

            2 грибочка и 3 грибочка

            А всего их ровно …. (5)

  • Над рекой летели птицы:

            Голубь, щука, 2 синицы.

            Сколько птиц? Ответь скорей! (3)

  • У животного: 2 правые ноги,

2 левые ноги,

            2 ноги спереди,

            2 ноги сзади.

           Сколько ног у животного? (4)

  • Под кустами у реки

            Жили майские жуки:

            Дочка, сын, отец и мать –

            Кто их может сосчитать?  (4)

  • Яблоки в саду поспели.

            Мы отведать их успели:

            пять румяных, наливных,

            Три с кислинкой. Сколько их?  (8)

  • В снег упал Серёжка,

            А за ним Алёшка,

           А за ним Маринка,

           А за ней Иринка,

            А потом упал Игнат.

           Сколько было всех ребят?  (5)

  • У меня и Аллочки

           Десять счётных палочек.

            Две из них сломались.

           Сколько их осталось? (8)

«Конкурс капитанов»

В: Сейчас наши капитаны переходят за отдельные столы. Для них на столах

лежат задания. Кто первым из капитанов справится, поднимает руку. На столах для каждого капитана лежат конверты с геометрическими фигурами и схемами. Вам нужно внимательно рассмотреть схему и собрать из геометрических фигур такую же. Раз, два, три, начни.

Следующий  конкурс

Задание двум командам. Составить 2 равных квадрата из 7 счетных палочек (воспитатель предварительно уточняет, какую геометрическую фигуру можно составить из 4 палочек). Дает задание: отсчитать 7 палочек и подумать, как из них составить на столе 2 равных квадрата. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно справиться с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике в подготовительной группе "Путешествие по островам профессий"

Задачи.Образовательные:  - расширять и закреплять у детей знания и представления о профессиях, - упражнять в порядковом и количественном счете, - закреплять представления о днях не...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие на острова профессий "

Занятие по формированию элементарных математических представлений ориентировано на интеллектуально-познавательное развитие детей 6-7 лет в свете реализации ФГОС ДО.В ходе непосредственной образователь...

Проект в подготовительной группе "Все профессии нужны, все профессии важны"

В подготовительном дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития ребёнка имеет приобщение его к миру взрослых людей и к созданным ими предметам труда. Ознакомление с профессиями родите...

Познавательный проект «Занимательная математика» в подготовительной группе

Познавательный проект «Занимательная математика» в подготовительной  группе....

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны-все профессии важны»

Цель проекта: создать условия для позитивной социализации дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых и профессиями, в процессе совместной и самостоятельной деятельности через «погруж...

Проект по математике в подготовительной к школе группе "Занимательная математика"

 Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во вза...

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...