Семинар с воспитателями «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр»
методическая разработка по математике (младшая группа)

Цель: формирование компетентности в использовании дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Повестка семинара

1. Сущность сенсорного развития детей дошкольного возраста.

2. Дидактическая игра, как средство сенсорного развития.

3. Особенности подготовки дидактических игр для работы с детьми дошкольного возраста.

4. Практическая часть: игра «Подбери определение», «Какие сенсорные игры можно использовать в работе с детьми в течение всего пребывания детей в ДОУ?», «Подберите игры».

5. Выработка решения семинара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_s_vospitatelyami_sensornoe_razvitie.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар с воспитателями «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр»

Цель: формирование компетентности в использовании дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Повестка семинара

1. Сущность сенсорного развития детей дошкольного возраста.

2. Дидактическая игра, как средство сенсорного развития.

3. Особенности подготовки дидактических игр для работы с детьми дошкольного возраста.

4. Практическая часть: игра «Подбери определение», «Какие сенсорные игры можно использовать в работе с детьми в течение всего пребывания детей в ДОУ?», «Подберите игры».

5. Выработка решения семинара.

Материал и оборудование: ватманы, клей, фломастеры.

Ход: Уважаемые коллеги! Приветствуем вас на нашем семинаре. Ознакомьтесь с повесткой семинара.

1. Сущность сенсорного развития детей дошкольного возраста

Сегодня в связи с изменением содержания, форм и методов работы с детьми в дошкольном образовании, важное место уделяется всестороннему развитию ребенка, в частности развитию основных познавательных процессов, которые расширяют знания детей об окружающем мире и формируют у ребенка определенный жизненный опыт и навыки. Одним из важнейших направлений развития ребенка младшего дошкольного возраста является развитие его восприятия, или сенсорное развитие. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. 

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе –главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира.

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить трудно.

Сенсорное развитие ребенка –это развитие формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

2. Дидактическая игра, как средство сенсорного развития.

Одним из средств сенсорного развития детей являются дидактические игры.

Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.

Дидактические игры направлены на усвоение детьми сенсорных эталонов.         

Сенсорные эталоны -это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звука, длительности промежутков времени и т.п. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливаются и обозначаются соответствующие свойства и отношения.

Начиная с четвертого года жизни у детей активно начинают формироваться сенсорные эталоны. Что относится к сенсорным эталонам?

В сенсорном развитии детей используется ряд игр, направленных на их формирование сенсорных эталонов с использованием разных органов восприятия.

И сейчас предлагаю вам выполнить задание: «Подбери определение»

Направление игр

Определение

Игры, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов.

Игры на зрительное восприятие формы

Игры, развивающие восприятие качества величины

Игры, развивающие восприятие запаха

Игры, развивающие восприятие вкуса

Игры, развивающие восприятие цвета предметов

Правильный ответ.

Направление игр

Определение

Игры, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов.

Ребенок обследует предмет обеими руками и ощупывает пальцами, поворачивая во все стороны.

Игры на зрительное восприятие формы

В них создается ситуация, в которой возникает необходимость внимательно рассмотреть предметы и выделить его форму.

Игры, развивающие восприятие качества величины

Это игры, которые обучают детей сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине.

Игры, развивающие восприятие запаха

Это игры, которые позволяют знакомить детей с разнообразием запахов.

Игры, развивающие восприятие вкуса

Это игры, которые позволяют знакомить детей с разнообразием вкусовых особенностей исследуемого объекта.

Игры, развивающие восприятие цвета предметов

Это игры, которые позволяют знакомить детей с разнообразием цветового спектра.

3. Особенности подготовки дидактических игр для работы с детьми дошкольного возраста.

Дидактические игры используются педагогами в разных режимных моментах. Но проведение дидактических игр требует определенной подготовки. Существует последовательность подготовки к дидактической игре

  1. выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;
  2. определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;
  3. установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы;
  4. подготовка игрового оборудования и дидактического материала;
  5. определение времени игры в режиме дня;
  6. определение количества играющих;
  7. подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры,
  8. свое место в игре, методы руководства игрой;
  9. подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для  решения игровой задачи

Предлагаю вам выполнить задание: «Какие сенсорные игры можно использовать в работе с детьми в течение всего пребывания детей в ДОУ?»

Во время утреннего приема

На прогулке

На занятии

В вечернее время после сон-часа

В вечернее время во время ожидания ухода домой

 В организации психолого-педагогической работы сенсорных эталонов большую роль играет и развивающая предметно-пространственная среда. Принципы построения предметно-игровой среды следующие:

1) обеспечение места и времени для педагогических и свободных самостоятельных игр;

2) возможности выбора партнеров, тематики, содержания;

3) создание условий для планирования, развития, моделирования, свободной самостоятельной игры;

4) создание условий для самостоятельной организации и длительного сохранения пространственно-предметной игровой среды;

5) предоставление условий для коллективных игр разного содержания и формы;

6) обеспечение возможности своего объединения со сверстниками по

интересам, личному социальному и игровому опыту.

В правильно организованной предметно-игровой среде при помощи педагогов и сверстников ребенок социализируется, познает окружающий мир, игра позволяет ему раскрыть свои способности и возможности, игра развивает физически, освобождает от излишней накопившейся энергии, помогает избавиться от психологического напряжения.

Предлагаю вам выполнить задание: «Подберите игры» для работы с детьми младшего, среднего и старшего возраста.

Игры на развитие тактильных ощущений

Игры на развитие знаний о форме предметов

Игры на развитие знаний о цвете

Игры на развитие знаний о величине

Игры на развитие знаний о вкусовых качествах

Игры на развитие знаний о звуковых свойствах

Таким образом, мы видим, что использование дидактических игр по сенсорному развитию позволяют формировать сенсорный опыт, помогают реализовать педагогические задачи в доступной и интересной для дошкольника форме. Они являются одним из оптимальных способов сенсорного развития, которое, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка младшего дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги! Подводя итоги нашего семинара, хочется закончить словами: «Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделал сам». Используйте сенсорные игры, обогащайте опыт ребенка, формируйте у него навык использования своих знаний в повседневной жизни.

Коллеги, хотелось бы знать ваше мнение о нашем мероприятии. Продолжите фразу:

Я узнала…

Мне понравилось, что….

Я буду использовать, потому что….

На этом наше мероприятие закончилось, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр"

Работа по сенсорному развитию с младшими дошкольниками....

Опыт работы "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры"

Описание опыта работы по теме: "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры". Актуальность, проблема, цели и задачи, система педагогической деятельности, Индивидуальная работа, использован...

Проект «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр»

Сенсорно-познавательное развитие - основа познания мира...

Консультация для педагогов По теме: «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр, изготовленных своими руками».

laquo;Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий» - Мария Монтессори.Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других св...

Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр, изготовленных своими руками

laquo;Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий» - Мария Монтессори.Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств ...

Методическая разработка "Сенсорное развитие детей посредствам дидактических игр с детьми 2-3 лет"

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так дале...

Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр для детей раннего возраста

Известно, ранее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые, еще нет навыков, отсутствуют представления, знания, но велика предрасположенность к...