Методическая разработка "Сенсорное развитие детей посредствам дидактических игр с детьми 2-3 лет"
методическая разработка (младшая группа)
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_metodicheskaya_razrabotka_golodkova_i.s.docx | 57.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27
Методическая разработка
«Сенсорное развитие детей посредствам дидактических игр»
для детей 2-3 лет
Составила: воспитатель
1 квалификационная категория
Голодкова Ирина Степановна
Ангарск, 2019г.
Оглавление
№ п/п | Содержание | Страница |
Титульный лист | 1 | |
1 | Целевой раздел | 3-9 |
1.1. | Пояснительная записка | 3-4 |
1.2. | Актуальность программы | 4-5 |
1.3. | Новизна программы | 5 |
1.4 | Нормативные документы | 5-6 |
1.5. | Цели и задачи реализации программы | 6 |
1.6. | Принципы и подходы к формированию программы | 6-7 |
1.7. | Характеристика особенностей развития детей раннего возраста от 2 до 3 лет | 7-8 |
1.8. | Планируемые результаты освоения программы | 9 |
2 | Содержательный раздел | 9-12 |
2.1. | Содержание программы дополнительного образования | 9-10 |
2.2. | Интеграция образовательных областей | 10 |
2.3. | Структура дидактической игры и методические приемы | 11-12 |
3 | Организационный раздел | 12-13 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение программы: методический материал, интернет ресурсы, ТСО | 12 |
3.2. | Список литературы | 13 |
4 | Приложения: Календарно- тематический план, план работы с родителями, дидактические игры и упражнения. | 13-24 |
Богатство ощущений и восприятий –
предпосылка для полноценного
познания окружающего мира,
развитие мыслительных процессов, т.к.
«внешние чувства составляют материал
для всех рассудительных работ»
К.Д. Ушинский
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых лет жизни – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
1.2. Актуальность программы
Актуальность выбранной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и психологи. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, П.Сакулина, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А.Каменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.
Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве) На основе этих задач разработана программа «Сенсорное развитие детей посредствам дидактических игр».
1.3. Новизной программы состоит в том, что дидактические игры, входящие в систему, подобраны для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.
1.4 Нормативные документы для разработки дополнительной общеобразовательной программы
Основная образовательная программа МБДОУ детского сада № 27 разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, раздел образовательной области «Познавательное развитие» по направлению «Сенсорная деятельность».
Методическая разработка «Сенсорное развитие детей посредствам дидактических игр» разработана на основе образовательной программы МБДОУ детского сада № 27 с учетом дидактических принципов, психологических особенностей детей раннего возраста и следующих нормативных документов:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 14.11.2013г. № 30384);
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013г. № 28564);
- «Конвенция о правах ребенка» от 20.11.1989г. (Принята резолюцией 44.25 Ген. Ассамблеей ООН от 20.11.1989г.)
1.5. Основная цель программы: формирование целенаправленного восприятия цвета, формы и величины, предметные представления, ориентировку в пространстве, зрительное внимание, аналитико-синтетической деятельности.
обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи программы:
Обучающие:
-познакомить детей со способам обследования предметов через дидактические игры: их группировке по цвету, форме, величине;
- познакомить детей с основными цветами спектра, включая контрастные цвета чёрный и белый;
- формировать умение выделять цвет и группировать предметы по цвету;
- закреплять названия цветов в активной речи детей.
Развивающие:
- развивать цветовое восприятие детей;
- развивать у детей зрительную память;
- развивать у детей ориентировочные навыки на цвет.
Воспитательные:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на цвет;
- воспитывать интерес детей к познанию цвета в окружающей действительности;
- воспитывать у детей желание выполнять игровые действия на закрепление цвета.
1.6. Принципы:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Научности –заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов, например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).
1.7. Характеристика особенностей развития детей раннего возраста от 2 до 3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
1.8. Планируемые результаты освоения программы:
- у детей повысится уровень развития мелкой моторики;
- повысятся технические навыки и умения;
- дети смогут сравнивать предметы способом прикладывания друг к другу;
- дети получат эмоциональное удовлетворение от дидактических игр;
В результате реализации данной программы к концу года дети могут:
- выполнять действия с предметами восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, белого, черного;
- понимать слова: «цвет», «такой же», «разные»;
- выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных (красный, желтый, зеленый, синий);
- группировать предметы по цвету;
- различать и подбирать плоские геометрические фигуры к образцу (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
- собирать пирамидку из восьми-девяти колец по образцу (по убыванию, по размеру, по цвету, по форме и размеру);
- умеют находить и распознавать большой и маленький предмет (геометрическую фигуру).
2. Содержательный отдел
2.1. Содержание программы дополнительного образования
Дополнительная образовательная программа «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредствам дидактических игр» ориентирована для детей с 2 до 3 лет, срок реализации – 1 год.
Форма реализации программы: индивидуальная, группами, подгруппами.
В программу входят дидактические игры, которые проводятся в форме специально организованных игр и игр используемых в непосредственно образовательной деятельности. В играх сенсорные и умственные задачи ставятся перед детьми в игровой форме. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий. Игры расположены в строгой последовательности: каждая следующая игра основана на знаниях и умениях, полученных детьми в предшествующих играх, и вносит что-то новое, расширяя и углубляя знания и умения детей. Дидактические игры могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих НОД, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных во время проведения НОД. Несмотря на то, что предлагаемые игры представляют собой систему, в зависимости от конкретных условий их можно использовать по выбору: заменить отдельные игры другими, аналогичными по смыслу.
Индивидуальная работа проводится при необходимости, в случае затруднения детей.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если правила дидактической игры детьми усвоены. Роль воспитателя заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами. Если интерес к игре пропадает, то правила игр усложняются, расширяется их вариативности.
В программе предусмотрен интегрированный подход в реализации образовательных областей в соответствии ФГОС ДО.
2.2. Интеграция образовательных областей:
1. Социально – коммуникативное развитие:
развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование патриотических чувств; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
- Познавательное развитие:
сенсорное развитие; формирование целостной картины мира; расширение кругозора в сфере творчества; формирование элементарных математических представлений; образовательная деятельность по сенсорике способствует усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении; расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений; знакомство со строением предметов, объектов.
- Речевое развитие:
практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного слова: загадок; развитие связной и монологической речи. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря.
- Художественно – эстетическое развитие:
использование музыкальных произведений для обогащения содержания области деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
- Физическое развитие:
развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; использование здоровьесберегающего принципа.
2.3. Структура дидактической игры
Продуктивность дидактической игры предполагает знание её структуры и понимание связей между основными структурными элементами. Выделяют 3 таких элемента:
- дидактическая задача. В игровой процесс воспитатель закладывает конкретные обучающие задачи, адекватные форме и содержанию игры, возрастной группе детей: закрепление в активном словаре ребёнка слов-синонимов, развитие мелкой моторики, формирование представлений о цвете и многие другие. Какова задача, часто можно определить по названию игры: «Собери пазл», «Угадай музыкальный инструмент», «Назови предмет». Напомним, что учебная задача дидактической игры для ребёнка скрыта. Играя, ребёнок 5–6 лет не стремится научиться чему-то, он заинтересован в конечном результате (выигрыше) и получении удовольствия. Малышам неинтересен даже выигрыш, им любопытен процесс игрового взаимодействия.
- игровые действия, т. е. способы проявления активности ребёнка в игре. У малышей игровые действия совсем простые (разобрать/собрать несложный предмет; отгадать источник звука, найти пару); от детей постарше требуются уже более сложные действия (проявить внимательность, выбрать верный вариант из множества, назвать явление); в играх детей старших групп преобладают действия аналитического и творческого характера (соотнести, обобщить, классифицировать, придумать).
- правила игры. Важно понимать, что правилам должны следовать все участники, включая взрослых. Правила определяются учебно-предметным содержанием игры, заложенными в игру задачами, от них во многом зависит сложность либо простота игровых действий. Правила игры определяет инициатор.
Методические приемы:
- непосредственное восприятие предмета, игрушки.
- показ с называнием (это кролик).
- пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).
- просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).
- многократное повторение слова.
- активное действие детей.
- приближение объекта к детям.
- задание детям (иди, Вася, покорми кролика).
- вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).
- художественное слово.
3. Организационный раздел
Материально- техническое обеспечение программы и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Пребывание ребенка в детском саду должно доставлять ему радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными, поэтому важнейшим условием реализации Программы является создание развивающей и эмоционально-комфортной для ребенка образовательной среды.
Правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда дает ребенку чувство психологической защищенности, стимулирует развитие у него уверенности в себе, способствует формированию познавательных интересов, поощряет готовность малыша к сотрудничеству, что в целом обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.
Обеспеченность методическими материалами
1. Наличие утвержденной программы
2. Методические разработки занятий (конспекты)
3. Наглядные пособия, образцы
4. Специальная литература (книги, журналы, справочная литература)
3.2. Список литературы
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988.-144 с.
- Венгер Л.А. Игры и упражнения по сенсорному воспитанию. М.:, Просвещение, 1988 стр. 144
- Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада. / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др.; Под ред. С. Л. Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с., 4 л. ил.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Л. А. Венгера. Изд. 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1978. 96 с. с ил.
- Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №1 2010.И.Ю. Нечаева И.Ю., Яровая Н.Е. Ивакина Г. А. Игра для малышей «Спрячь мышку» стр. 30. Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов» № 02 (19) 2014.
- Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1 – 3 года).
Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 72 с.
Приложение № 1
Перспективный план 2 -3 года
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | «Спрячь мышку» | Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями |
Игра с шариками «Топают ножки по цветной дорожке» | Учить узнавать и называть красный и синий цвета. | |
«Подбери листочки» | Сравнивать два предмета по величине. Учить различать предметы по размеру, сравнивать (такой – не такой). | |
«Занимательные коробки» | Учить узнавать и называть зелёный цвет, закреплять красный, синий, жёлтый цвета. Закреплять знание круглой формы. | |
Октябрь | «Ёжики поссорились» | Продолжать учить, узнавать и называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета. Учить определять размер и качество предметов: большой – маленький; мягкий – твёрдый. |
«Что ты пробовал? (покажи, скажи)» | Развивать вкусовые ощущения. | |
«Лесные детишки» | Закреплять понятия «большой – маленький, длинный – короткий, быстрый – медленный» | |
«Разноцветные шары» | Соотнесение предметов по цвету. | |
Ноябрь | «Собери пирамидку» | Учить собирать пирамидку по образцу (цвет, по желанию). |
«Чайная посуда» | Закреплять знание основных цветов. Учить соотносить предметы разные по свойствам. Учить осуществлять выбор из предметов двух разновидностей | |
«Магазин посуды» | Закреплять знание основных цветов. Учить обыгрывать небольшой сюжет. Побудить, заинтересовать детей общаться друг с другом. | |
«Подбери фигуру» | Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником. Закрепить у детей знание основных цветов. | |
Декабрь | «Подбери одежду для кукол» | Продолжать учить различать и называть цвета. Определять свойства предметов (мягкий, колючий, гладкий, шершавый, тёплый, холодный). |
«Подбор крышек к коробкам разной формы» | Продолжать учить детей определять форму (круг, квадрат, цвет, величину предметов и их частей). Учить соотносить отдельные части. | |
«Нарядные бусы» | Учить чередовать предметы по величине, цвету, форме | |
«Магазин» | Обучению детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы. | |
Январь | Найди такой же | Развитие умений находить цвет по образцу |
«Подушки-пирамидки» | Закреплять основные цвета (шесть цветов, развивать мелкую моторику рук, глазомер). Учить ориентировке в величине. | |
Февраль | «Помоги куклам найти свои игрушки» | Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. |
«Найди игрушку» | Закреплять умение ориентироваться в группе, различать и правильно называть признаки «высокий, низкий» | |
Поставь букет цветов в вазу | Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. | |
«Кто где спит?» | Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями; формирование действия подбора по образцу | |
Март | «Варежки» | Соотнесение предметов по цвету. |
«Собери картинку» | Учить складывать картинки из двух половинок. | |
«Маленький секрет» | Различать и называть цвет и форму игрушки. | |
«Вот какая красота, правильно нашли цвета» | Учить детей находить предметы по цвету. | |
Апрель | «Закроем окошки в вагончиках» | Учить соотносить предметы по величине и форме (размещать вкладыши в соответствующих отверстиях). |
«Найди окошко такого же цвета» | Учить соотносить предметы по цвету (размещать в отверстиях на домиках квадраты - вкладыши соответствующего цвета). | |
«Что за предмет? » | Учить называть предмет и его описывать. | |
«На день рождения к мишке» | Обучение детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы; обучение выделению параметров величины предметов; обучение фигур на ощупь. | |
Май | «Угадай игрушку» | Формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. |
«Что звучит?» | Учить определять на слух звучание музыкальных инструментов, правильно их называть. | |
«Матрешка, матрешка, откройся немножко» | Развивать у детей умение правильно воспринимать и называть величину предметов | |
«Помоги построить домик» | Учить соотносить предметы по цвету (размещать треугольники - крышу над квадратами - домики соответствующего цвета). |
Приложение № 2
Дидактические игры и упражнения
1. Спрячь мышку
Цель: закреплять у детей представления о шести цветах.
Материал: Мышка, кошка, листы бумаги шести цветов (посередине окошко с нарисованной мышкой)
Ход игры:
Воспитатель: - Ребята отгадайте загадку!
Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки, боится кошки.
(Мышь)
Воспитатель показывает игрушку мышку.
Воспитатель: А кого боится мышка? (кошку)
Воспитатель показывает игрушку кошку.
Воспитатель: А у нашей мышки есть подружки и живут они в разноцветных домиках. Мы с вами сейчас поможем мышкам спрятаться от кошки.
Воспитатель выкладывает на стол домики для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой).
Воспитатель: - Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2-3 домика одновременно.
2. Подбери листочки
Подбери листья, которые похожи на треугольник, овал.
Цель: закрепить восприятие геометрических форм, выделяя их в листьях деревьев.
Ход игры: Взрослый кладет на стол две геометрические фигуры треугольник и овал и предлагает ребёнку, около треугольника положить листочки треугольной формы,а около овала положить листочки овальной формы.
3. Занимательная коробка
Цель: Обучение ориентировки ребёнка в конфигурации объёмных геометрических фигур подбор к соответствующим по форме отверстиям.
Материал: коробка с отверстиями и набор объёмных геометрических фигур.
Проведение: педагог обращает внимание ребёнка на коробку и говорит: «Посмотри, какой у меня есть домик. В нём живут разные фигурки, вот они вышли погулять» высыпает фигуры из коробки и закрывает крышку). Ребёнку предоставляется возможность потрогать фигуры руками, посмотреть на них. Затем педагог предлагает вернуть фигурки в домик, и обращает внимание на то, что у каждой фигуры своя дверь и что в домик он может попасть только через свою дверь. В процессе игры выявляется умение ребёнка ориентироваться в ко
4. Разноцветные шары
Цель: Соотнесение предметов по цвету.
Материал: Разноцветные колечки
Ход игры: У детей были разноцветные колечки и цветные карандаши шести цветов. Им предлагалось подобрать к каждому карандашу колечко соответствующего цвета.
5. Собери пирамидку
Цель: Развитие умения соотносить предметы по величине.
Материал: мозаика, альбом.
Ход игры: У ребенка есть опыт собирания игрушечной пирамидки. Попросите найти мозаику нужного цвета как на первой странице альбома. Закрепить ее на игровом поле. Выполнить пошаговые действия, опираясь на альбом. Назвать какого цвета колечки получились у пирамидки.
6. Чайная посуда
Цель: Соотнесение предметов по цвету.
Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.
Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить
на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.
7. Подбери фигуру
Цель: Развивать представлений о форме.
Материал: набор плоских геометрических фигур круг, квадрат, треугольник, листы с изображением этих фигур - "домики".
Проведение: педагог предлагает ребёнку разложить фигуры по своим «домикам».
8. Подбери одежду для кукол
Цель: Учить группировать предметы по цвету (подбирать для кукол предметы одежды соответствующих цветов).
Материал: Куклы, наборы одежды 2-х цветов: желтого и зеленого.
Ход игры.
На столе три куклы. Обратить внимание детей на то, что одна кукла красиво одета (дети отмечают, что на ней платье, шапочка, передник одного цвета, называют предметы одежды, цвет). А две других куклы загорали на солнышке и сидят в одних трусиках (желтого и зеленого цветов), а вся другая одежда перепуталась (одежда лежит рядом). Предложить помочь найти куклам свою одежду. Дети берут предметы одежды, называют их, определяют цвет и одевают на соответствующую куклу.
9. Нарядные бусы
Цель: Учить выкладывать круги ("бусинки"), чередуя их по размеру.
Материал: Логические блоки Дьенеша: круги разного размера или круги из бумаги, куклы: большая и маленькая.
Ход игры.
На столе две куклы - большая и маленькая с корзинками, в которых лежат блоки Дьенеша круглой формы, большие и маленькие. Дети отмечают, что куклы разные по размеру: одна - большая, другая - маленькая. Затем обратить внимание, что куклы принесли блоки; все они круглые, но у большой куклы в корзинке большие, а у маленькой - маленького размера. "Дети, давайте сделаем для кукол бусы, чтобы куклы не обиделись, мы будем брать "бусины" (блоки) и у большой, и у маленькой куклы по очереди". Показать способ действия, проговаривая его: "Возьму большую бусину у большой куклы, а теперь - маленькую бусину у маленькой куклы", выкладывая блоки на карточку. Затем это делают по очереди дети. После того, как они выложили по два блока, раздать блоки для самостоятельной работы, во время которой напоминать о чередовании "бусин" по размеру.
10. Найди такой же
Цель: Развитие умений находить цвет по образцу.
Материал: кубики, окрашенные в семь цветов спектра.
Проведение: педагог предлагает ребёнку построить башню из кубиков.
Он берёт один кубик определённого цвета и предлагает ребёнку найти
такой же. Ребёнок из множества кубиков должен найти и дать педагогу
кубик заданного цвета. В процессе игры выявляется понимание и
ориентировка ребёнка в семи цветах спектра.
11. Помоги куклам найти свои игрушки
Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить
разнородные предметы по цвету.
Оборудование: Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.
Ход: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Затем
предлагает помочь матрешкам найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусины и
положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.
12. Поставь букет цветов в вазу
Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить
разнородные предметы по цвету.
Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего
цветов, сделанных пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же
расцветов
Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе
или ковре , произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них
букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный
цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок
такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.
13. Варежки
Цель: Соотнесение предметов по цвету.
Оборудование: Вырезанные из картона несколько пар разноцветных
варежек, куклы.
Ход: Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, та как, варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную), спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти , такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.
14. Маленький секрет
Цель: Различать и называть цвет и форму игрушки.
Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.
Ход: Взрослый заинтересовывает ребёнка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там? » Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма?
15. Закроем окошки в вагончиках
Цель: Учить соотносить предметы по величине и форме (размещать вкладыши в соответствующих отверстиях).
Материал: Плоскостные изображения вагонов с отверстиями разного размера и формы, вкладыши квадраты и круги, большие и маленькие, игрушка.
Ход игры.
Показать изображение вагончика с отверстиями - окошками квадратной или круглой форм и разного размера. Отметить, что окошки разные. Дети выясняют сначала размер, затем форму окон, отвечая на вопросы: "зайка смотрит в окно, - какого оно размера? Какой формы?". Затем дети работают с раздаточным материалом, обводя пальчиков окошки, выясняют форму, показывают большое (маленькое) круглое окно, и большое (маленькое) квадратное. Затем предложить закрыть окошки, чтобы в вагонах было тепло: взять по любому большому вкладышу, отыскать и закрыть соответствующее окно, затем маленькими вкладышами этой же формы закрыть другое окно. Когда задание будет выполнено, предложить детям поиграть в подвижную игру "поезд".
16. Найди окошко такого же цвета
Цель: Учить соотносить предметы по цвету (размещать в отверстиях на домиках квадраты - вкладыши соответствующего цвета).
Материал: Карточки - домики четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
Ход игры.
У детей карточки - домики четырех цветов с квадратными отверстиями (на карточки с обратной стороны наклеена белая бумага, чтобы вкладыши не сдвигались, а в отверстии ("окошке") - любые персонажи, например: лиса, заяц и др.) Показывая домики, уточнить их цвет, назвать персонажи. "Саша, покажи, кто у тебя в синем домике живет? Рома, в домике какого цвета у тебя живет лисичка?"Затем дать задание: "Холодно стало на улице подул холодный ветер, давайте закроем окошки в домиках, чтобы звери не замерзли". Дети подбирают вкладыши - квадраты соответствующего цвета. Для усложнения к вкладышам можно добавить вкладыши другого размера, формы или цвета.
17. Помоги построить домик
Цель: Учить соотносить предметы по цвету (размещать треугольники - крышу над квадратами - домики соответствующего цвета).
Материал: Карточки с квадратами красного и желтого цветов, треугольники таких же цветов.
Ход игры.
На карточках квадраты красного и желтого цветов, над ними треугольники белого цвета. Выяснив у детей, что это домики, определить их цвет. Обратить внимание, что крыша у домиков другого цвета. Предложить "покрасить" крышу в такой же цвет, как цвет домика. Дети подбирают треугольники соответствующих цветов, побуждать называть цвет квадрата, треугольника, сопровождать выполнение задания проговариванием действий. Детям, без труда выполнившим задание, можно предложить подобрать треугольники (крыши) по цвету и размеру.
Приложение № 3
План работы с родителями:
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».
Сентябрь
Индивидуальные беседы «Ваш ребенок».
Родительское собрание «Путешествие в страну «Сенсорика»
Октябрь
Анкетирование родителей «"Выявление интересов и
знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Ноябрь
Приобщение родителей к изготовлению дидактических
игр по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста.
Декабрь
Совместная выставка с родителями «Чудеса пластилинографии».
Консультация "Развивающие игры на кухне в помощь маме»
Январь
. Оформить папку - передвижку «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Февраль
Консультация "Научите ребенка узнавать цвета».
Март
"Развитие сенсорных способностей у детей 2-3 года"
Апрель
Консультация "Что такое «Сенсорика» и почему ее надо развивать?".
Май
Круглый стол для родителей «Как развить сенсорику у ребенка?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»
Дидактическая игра будет детское воображение. Создаёт приподнятое настроение....
ПРОЕКТ «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»
Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ...
Презентация"Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр"
Работа по сенсорному развитию с младшими дошкольниками....
«Перспективный план работы по развитию речи посредством дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста»
Перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи на учебный год ....
Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей, посредством дидактических игр»
Можно использовать игры для сенсорного развития дошкольников...
Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр для детей раннего возраста
Известно, ранее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые, еще нет навыков, отсутствуют представления, знания, но велика предрасположенность к...