Перспективный план «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа)
Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Восприятие времени - это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Человечество прошло длительный путь осознания и определения времени.
Точность оценки временных интервалов определена динамикой процессов возбуждения и торможения. Дифференцировка временных интервалов является результатом условных рефлексов на время. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Воспитатель:
высшей квалификационной категории
Богданова Татьяна Юрьевна
Сентябрь
Занятие 1, «День и ночь - сутки прочь». «Как можно поздороваться, называя части суток?».
Цель: уточнить содержание понятия «сутки», что день, вечер, ночь, утро— это части целого - суток; последовательно называть их, начиная с любой из частей суток, называть «соседей»; познакомить с моделью суток, запомнить цвета, символизирующие определенной части суток. «Составлять» сутки с помощью знаков-символов. Обогащать словарь детей выражениями «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Добрый день», «Добрый вечер» и д. р.
Занятие 2. «Неделя. Назови дни недели по порядку». Чтение Б. Заходер «Муха - чистюха».
Цель: совершенствовать представления детей о днях недели, их последовательности; смысле их названий. Закреплять представления о том, как чередуется отдых и труд в жизни людей на протяжении недели. Активизировать словарь по данной теме. Развивать интерес к художественной литературе, чувство юмора.
Октябрь
Занятие 1. «Что за время суток». Подвижная игра «Части суток».
Цель: продолжать учить различать и называть части суток по разнообразной деятельности детей и взрослых, по внешним изменениям (явлениям) в природе; воспроизводить последовательность частей суток. Расширять и активизировать словарь по данной теме. Объяснить зависимость смены дня и ночи от вращения земного шара. Развивать связную речь детей.
Занятие 2. «Когда это бывает?». «Что перепутал художник?».
Цель: закрепить представления детей о названии и последовательности, основных признаках времен года; установление причинно-следственных связей; умение подбирать карточки- модели, отражающие характерные признаки сезонных явлений в мире живой и неживой природы. Развивать у детей внимание, наглядно-образное мышление, речь- доказательство, умение замечать несоответствие.
Ноябрь
Занятие 1. «Неделя. Каждый хочет быть первым». Чтение Н. Нищева «Детский сад».
«Который по счету вторник? Среда?»; «Вставь пропущенные цифры».
Цель: обобщить представление о целостной единицы «неделя»; учить связывать названия дня недели с его порядковым номером и какой-либо конкретной деятельностью; выделять неделю в структуре календаря и соотносить ее со структурой «месяц».
Занятие 2. «Разноцветный круг». Чтение Н. Нищева «В лесу ледяные бушуют метели»
Цель: закрепить представления детей о смене времен года; обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе, их влиянии на мир растений и животных; упражнять в подборе картинок- моделей, отражающих характерные признаки сезонных явлений. Развивать познавательный интерес.
Декабрь
Занятие 1. Месяцы. Чтение сказки «Старик-годовик». «Декабрь год кончает - зиму начинает».
Цель: повторить признаки времен года; познакомить с названиями месяцев; дать представления о порядке их следования; обобщить и систематизировать знания детей о зиме; закрепить в речи детей названия зимних месяцев, их последовательность. Учить понимать смысл пословицы.
Занятие 2. Календари.
Цель: познакомить детей с различными календарями (перекидной, настенный, отрывной и т. д.); дать представления, зачем нужны календари, почему они такие разные. Почему на календаре суббота и воскресенье обозначены красным цветом. Закрепить названия рабочих дней. Какие еще пометки кроме субботы и воскресенья бывают на календарях. Дать представления о прошлом, настоящем и будущем как о событиях, происходящих во времени. Показать непрерывность необратимость времени, используя примеры из жизни людей, животных и растений.
Январь
Занятие 1. «Когда отмечаем приход Нового года?». «Что такое год?». «Календарь на новый год».
Цель: познакомить с понятием «год», что в году двенадцать месяцев, закреплять названия и признаки двенадцати месяцев. Дать понятие о том, что в году первым месяцем является январь, а последний декабрь. Учить различать количественную характеристику отдельных мер времени (в сезоне - три месяца, а год - двенадцать месяцев). Познакомить с новым отрывным календарем. Продолжать работать с моделью календарного года.
Занятие 2, Дидактическая игра «Времена года».
Цель: продолжать знакомить детей с изменениями, происходящими в природе и жизни людей в разное время года, учить составлять цепочки для одного времени года. Обобщать и систематизировать знания детей об осени, о зиме; закреплять в речи детей названия осенних, зимних месяцев, их последовательность.
Активизировать предметный, глагольный словарь, словарь признаков по данной теме.
Февраль
Занятие 1. Словесные игры: «Назови дни недели по порядку», «Найди пару», «Назови соседей», «Чья неделька быстрее соберется», «Назови второй день недели».
Цель: совершенствовать представления детей о днях недели, их последовательности. Продолжать учить связывать название дня недели с его порядковым номером и какой-либо конкретной деятельностью; определять смежные дни недели; воспроизводить дни недели в прямом и обратном порядке. Использовать в речи слова и словосочетания по данной теме.
Занятие 2. Игра «А ну-ка, угадай».
Цель: повторить последовательность временных категорий «вчера», «сегодня» и «завтра»; упражнять в понимании и в правильном употреблении таких слов, как «раньше» и «позже»; «полночь» и «полдень»; «на рассвете» и «в сумерки».
Март
Занятие 1, «Прослушав текст, догадайся, о каких месяцах в нем говорится». Цель: обобщить и систематизировать знания детей о весне. Познакомить с характерными сезонными проявлениями в природе, видами деятельности взрослых и детей. Учить сравнивать весну с осенью и зимой; закреплять в речи детей названия весенних месяцев, их последовательность. Активизировать словарь по данной теме.
Занятие 2, Беседа «О возрасте». Дидактическая игра «Разложи по порядку», «Кто кем приходится?».
Цель: уточнить и закрепить знания о возрастных изменениях. Научить определять возраст. Познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи. Развивать связную речь.
Апрель
Занятие 1, Игра «Короче - длиннее».
Цель: овладение детьми количественной характеристикой временных эталонов, осознание зависимости между звеньями временных эталонов (неделя - месяц, семь суток - одна неделя) и д. р.
Занятие 2, Дидактическая игра «Что было и что будет».
Цель: познакомить дошкольников с тем, что каждый предмет, используемый в быту: — это результат творческой деятельности человека, что предметы со временем меняются; учить определять название предмета и время его создания (настоящее, прошлое), показать, что при создании разных предметов человек использует результаты своих наблюдений в природе.
Май
Занятие 1. «Путешествие в прошлое». Игра-фантазия: «Что было бы, если...»
Цель: закреплять умение детей находить признаки, характерные для данной эпохи; обобщать знания об историческом развитии человека. Уметь находить пару современным предметам, уметь делать выводы, для чего эти предметы были нужны людям раньше и для чего нужны теперь; развивать творческое воображение, связную речь.
Занятие 2. «В волшебном лесу».
Цель: учить устанавливать взаимосвязь между цветовой гаммой художественного произведения и временем суток.
Июнь
Занятие 1. Лето. Летние месяцы.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о лете; активизировать в речи детей использование слов о лете, характеризующих сезонные проявления в природе и виды деятельности взрослых и детей. Закрепить знание названий и последовательность летних месяцев.
Занятие 2. Отгадывание загадок, кроссвордов.
Цель: развитие представлений о времени, развитие мышления, памяти, внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста"
Знакомство детей с временным эталоном 1 минута....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Время это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и реализует нашу жизнь и деятельность. Мы подчинены...
Влияние художественной литературы на формирование представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста
Влияние художественной литературы на формирование представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста...
Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы
Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы...
Практическое обоснование проблемы формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Констатирующий эксперимент. Диагностика базового уровня представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста...
Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей - как научить ребенка чувству времени....
"ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определен...