Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста на различных возрастных этапах
учебно-методический материал по математике
Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста на различных возрастных этапах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений
у детей дошкольного возраста
на различных возрастных этапах
Игровые упражнения для решения образовательных задач
по формированию пространственных представлений
на различных возрастных этапах дошкольного детства
1 этап. Ориентировка на себе. (2-3 года)
Игровое упражнение №1
«Малыши идут гулять»
Дидактическая задача: формировать навыки ориентировки на себе.
Игровая задача: расскажем, как мы оделись на прогулку.
Игровые действия: воспитатель спрашивает, дети отвечают и показывают.
- Где у нас панамка? (на голове)
- А где у нас голова? (наверху)
- Где у нас ушки? (слева и справа) - дети проговаривают вместе с воспитателем.
- Где у нас ботинки ? (на ногах)
- А где наши ноги? (внизу)
- А где на кофточке пуговицы? (впереди)
2 этап. Ориентировка на других объектах. (3-4 года)
Игровое упражнение №2
«Мальвина»
Дидактическая задача: формировать навыки ориентировки на других объектах.
Игровая задача: показать на кукле и назвать, где находиться.
Игровые действия: воспитатель спрашивает, ребёнок отвечает и показывает.
- Где у Мальвины ручки? (слева, справа)
- Где у Мальвины туфельки? (внизу)
- Где у Мальвины синий бантик? (наверху, на голове.)
- Где пуговки на платье у Мальвины? (сзади)
- А где глазки у Мальвины? (спереди)
3 этап. Ориентировка от себя. (3-4 года)
Игровое упражнение №3
«Весёлая разминка»
Дидактическая задача: сформировать представления о пространственной ориентировки от себя (направление от себя).
Игровая задача: выполнять движения согласно тексту.
Игровые действия: дети выполняют действия одновременно с зеркальным показом воспитателя.
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
4 этап. Ориентировка от другого объекта. Свое положение относительно других объектов.(4-5лет)
Игровое упражнение №4
«Где я встану»
Дидактическая задача: сформировать представления о пространственной ориентировки от себя (объект относительно себя).
Игровая задача: назвать расположение названного ребенка, встать на свое место (которое назовет воспитатель).
Игровые действия: ребёнок стоит на месте, не поворачивается. С трёх сторон (справа, слева и впереди) от ребёнка на небольшом расстоянии встают другие дети. Воспитатель спрашивает:
- Сережа, где стоит Маша? – Впереди
- А где стоит Валя? – Справа
- А где стоит Ваня? – Слева
- Сережа встань слева от Вани.
Игровое упражнение №5
Игра «Давай меняться»
Дидактическая задача: сформировать представления о пространственной ориентировки относительно других объектов.
Игровая задача: найти указанное место.
Игровые действия: дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в по заданным ориентирам
- Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина.
- Вася встань так , что бы с лева у тебя была валя, а справа Вова.
- Артем встань так, что бы впереди стоял Вова, а сзади стоял Петя.
Игровое упражнение №6
Игра «Давайте дружить»
Дидактическая задача: сформировать представления о пространственной ориентировки относительно других объектов.
Игровая задача: выполнять указания воспитателя.
Игровые действия: дети встают парами напротив друг друга.
Педагог даёт задания:
- Поздоровайтесь друг с другом правой рукой
- Погладьте друг друга по голове левой рукой
- Похлопайте друг друга по левому плечу правой рукой и т. д.
5 этап. Определение взаимного расположения объектов (4-7 лет)
Игровое упражнение №7
«Снеговик»
Дидактическая задача: формировать представления о взаимном расположении объектов (местоположение объекта относительно другого лица).
Игровая задача: Кто изображён (где стоит) на картинке.
Игровые действия:
- Кто на картинке с лева от Снеговика? (мальчик в зеленой куртке)
- Кто стоит справа от Снеговика? (мальчик в оранжевой куртке)
- Кто сзади?
Игровое упражнение №8
«Найди игрушку»
Дидактическая задача: формировать представления о взаимном расположении объектов (местоположение объекта относительно другого лица).
Игровая задача: Скажи что где находится.
Игровые действия:
- Какая игрушка стоит между лампой и корабликом,
- Что стоит между корабликом и чашкой?
- Что стоит под будильником, над вазой?
6 этап. Ориентировка на плоскости листа (4-7 лет)
Игровое упражнение №9
«Раскрась пирамидку»
Дидактическая задача: формировать представления об ориентировке на плоскости листа.
Игровая задача: раскрасить пирамидки по указаниям воспитателя.
Игровые действия: воспитатель дает указания
- Раскрась пирамидку, которая в коробке, красным цветом;
- Около коробки – зелёным;
- За коробкой – синим;
- Перед коробкой – жёлтым.
Игровое упражнение №10
«Помоги девочке добраться домой»
Дидактическая задача: формировать представления об ориентировке на плоскости листа.
Игровая задача: нарисовать путь, по которому пойдёт девочка.
Игровые действия: Ребёнок рисует по сторонам клеток путь девочки, опираясь на указания воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста...
Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений
Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/02/picture-1005317-1564777372.jpg)
Конспект НОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976). Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/20/picture-1015927-1571567295.jpg)
Игровые упражнения с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976). Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, они яв...
Конспект ОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
Конспект ОД по ФЭМП.Образовательная область – познавательное развитие.Варианты использованияигровых упражнений с палочками Кюизенерас целью формирования количественных представлений у детей дошк...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/26/picture-1266975-1601128843.jpg)
Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976). Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/25/picture-1465743-1679735208.png)
Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста на различных возрастных этапах.
Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представленийу детей дошкольного возрастана различных возрастных этапах....