статья Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр
статья по математике
В процессе игры дети лучше усваивают программный материал, более точно и правильно выполняют сложные задания. Главное достоинство игр по ФЭМП - дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и знания не покажутся им трудными и скучными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy_posredstvom_didakticheskih_igr.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
В процессе игры дети лучше усваивают программный материал, более точно и правильно выполняют сложные задания. Главное достоинство игр по ФЭМП - дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и знания не покажутся им трудными и скучными.
Ключевые слова: игра – важнейший вид деятельности детей; развитие логического мышления; умение рассуждать; делать умозаключения; радость от игр; радость учения; увлекательные математические игры.
В условиях современного мира одной из основных задач интеллектуального и личностного развития ребенка становится развитие элементарных математических представлений. Согласно ФГОС ДОО, образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях). И большая часть в реализации этого требования отводится игре, как важнейшему виду деятельности детей.
«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.
В игре ребенка привлекают возможности активно себя проявить, выполнить или даже придумать самому игровые действия, добиться результата. Очень часто пассивные в повседневной жизни дети в процессе игры примеряют на себя роль лидера. Играя, ребенок развивается, даже не замечая этого. В некоторых случаях математические игры несут основную учебную нагрузку. Именно поэтому, я широко использую дидактические игры и игровые упражнения в своей работе по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Дидактические игры включаются в содержание НОД в качестве одного из средств реализации программных задач: развитие у детей памяти, внимания, мышления, воображения, так как без этих качеств невозможно полноценное развитие ребенка. Дидактическая игра может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, которое направлено на выполнение поставленных задач по ФЭМП. В средней группе дидактические игры уместны как в начале, так и в конце НОД с целью воспроизведения и закрепления ранее изученного материала.
В результате освоения практических действий, дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, многообразие геометрических форм и пространственно-временные отношения.
Дидактические игры по ФЭМП подразделяются на несколько групп:
- игры с цифрами и числами
- игры-путешествия во времени
- игры с геометрическими фигурами
- игры на ориентировку в пространстве
- игры на развитие логического мышления
- игры на плоскостное моделирование
Главной задачей всех этих игр должно быть развитие логического мышления, а именно умения устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру (например, игра «Найди фигуру, пропущенную в ряду»)
Для того чтобы процесс получения знаний был более продуктивным, необходим хороший эмоциональный настрой у детей.
С цифрами мы знакомимся с помощью таких игр, как «Пластилиновые цифры», «На что похожа цифра?», «Цифры вокруг нас». Дети отгадывают математические загадки, учат стихи про цифры, знакомятся с математическими сказками.
На закрепление пройденного материала можно выучить пословицы, поговорки с заданной цифрой, обьявить конкурсы рисунков «Необычная цифра». Часто в качестве динамической паузы поиграть в игру «Изобрази цифру», где дети показывают цифры пальцами, руками, используют свое тело, работают в парах.
Прямому и обратному счету мы учимся с помощью игр «Веселый счет», «Смешная зарядка».
Геометрические фигуры мы изучаем в таких играх как: «Геометрия вокруг нас», «Назови на какую фигуру похоже»; игры со счетными палочками «Составь геометрическую фигуру». Сначала выкладываем по образцу, затем усложняем задание :составить 2 ровных квадрата из 7 палочек или составить квадрат из 2 палочек (с использованием угла стола).
Дни недели изучаем с помощью дидактической игры «Семь гномов», из которой мы узнаем, что каждый день недели имеет свое название. В роли дней недели выступают гномики, каждый из них имеет свой цвет. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, на каждый из них мы учим стишок. игра на закрепление – «Живая неделька», где дети выстраиваются в правильной последовательности с гномиками в руках. Игру можно усложнить, поставив детей в неправильном порядке.
Представления детей о пространстве постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети свободно и с удовольствием выполняют задания типа: «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа стул» или «Сядь слева от Вовы». С помощью игр «Мы - архитекторы», «Веселый художник» дети определяют положение одного предмета по отношению к другому.
Также на ориентировку в пространстве используем «Математические квесты» с появлением сказочных персонажей и поиском сокровищ. Чем чаще мы «путешествуем», тем лучше дети справляются со всеми заданиями, употребляют слова для обозначения положения предметов.
В дошкольном возрасте у детей формируется логическое мышление, т.е. умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, птиц и животных из фигур. В своей практике недавно я стала использовать некоторые из них: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».
С помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и знания не покажутся им трудными и скучными.
Список использованных источников
1. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / Анник Габийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.
2. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О.О. Гонина. - М.: Юрайт, 2015. - 465с.
3. Дидактические игры-занятия в ДОУ (средний возраст). Выпуск 1:
Практическое пособие воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сост. Е.А.Панова.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 79 с.
4. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.
5. Нищева, Н.В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах / Н.В.Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 364 c.
6. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 670 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы: " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "
" Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "...
ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Вашему вниманию хочу предоставить презентацию из опыта работы на тему:...
"Формирование элементарно-математических представлений посредством дидактических игр".
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр
Статья содержит материал по формированию элементарных математических представлений посредством игр с болками Дьенеша, а также дидактические игры на формирование временных представлений....
Консультация для педагогов "Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр".
Консультация для педагогов....
Педагогическая статья "Формирование элементарных математических представлений посредством подвижных игр у детей дошкольного возраста"
математическое представление посредством подвижных игр у детей дошкольного возраста...