Консультация "Организация познавательных занятий по ФЭМП с детьми дошкольного возраста"
консультация по математике
Одна из важнейших задач воспитания ребенка -это развитие его умственных способностей, внимания, памяти и логического мышления. Большую роль в этом играет детский сад. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, зависит его дальнейшее обучение и развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kon.femp_kopiya.docx | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Организация познавательных занятий по ФЭМП с детьми дошкольного возраста»
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игровых приемов. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Только играя радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности ребенок, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
В результате работы дети становятся более активны, используют полные ответы, становятся более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшается память, мышление, умение рассуждать и думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.
Образовательная деятельность предполагает различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, использовать игровые приемы и методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.
Все полученные знания и умения подготавливают к усвоению детьми более сложных математических задач на следующей ступени развития. А это значит, что, формируя элементарные математические представления в детском саду, мы готовим ребенка к изучению математики в школе.
Как же сформировать у детей интерес к математике?
Каждый ребенок талантлив по-своему. Я стараюсь на занятии похвалить каждого ребенка, сделать все зависящее от меня для того, чтобы у ребенка возникла вера в свои возможности и желание добывать знания. Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих детей появилось разочарование. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях.
Для ребенка очень важна психологическая атмосфера, в которой он находятся, когда поощряется даже небольшой успех дошкольника (хотя бы добрым словом). Создание благоприятной психологической атмосферы во время работы-это спокойный доброжелательный тон педагога,никогда не называть ребенка по фамилии,поддержать неуверенного ребенка во время выполнения заданий. Эта поддержка нужна постоянно. Для этого можно использовать фразы: «Хорошо», «Очень хорошо» и «Молодец», «Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!», «Уже намного лучше! Старайся и дальше!»
Как заинтересовать математикой? Использование различных «изюминок», которые хороши тем, что они будят фантазию ребенка, создают у них ощущение успеха, помогают оживить НОД . Успех целиком зависит от игровых приемов, которые выбирает педагог. Как сформировать интерес к формированию элементарных математических способностей у ребенка?
Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность как в саду, так и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие игровых приемов в обучении, через новизну материала. Очень хорошо использовать разнообразные приёмы, которые активизируют учебную деятельность дошкольников, воспитывают у них активность, самостоятельность мышления, учат применять знания в процессе обучения (игры-путешествия, экспериментирование, развивающие игры, индивидуальная и подгрупповая работа, сочинение сказок, веселые физ.минутки, пословицы и поговорки, считалки, сюрпризные моменты)
При обучении детей математике я использую дидактические игры: «Больше-меньше», «Веселые фигуры»; «Шагомер»; «На что похоже»; «Найди пару» и т.д. А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, пословицы, поговорки, считалки,проводим физкультминутки.
При знакомстве с миром геометрических фигур можно использовать игры: «Формы», «Геометрическая мозаика», «Сложи узор по образцу». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.
Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры: «Назови лишнюю фигуру»; «Подбери по цвету»; «Геометрическое лото».
Очень часто использую игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
На развитие наблюдательности у детей использую упражнения «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые предметы» и т. п.
В своей работе я использую упражнения, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.
Во время занятий обязательно использую игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.
В конце каждого занятия или игры проводится рефлексия. Обязательно обсуждаем с детьми что было интересно; в какие моменты было трудно; что получилось, а что нет; что дети узнали и чему научились.
Использование игр и игровых приемов, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план «Индивидуальная работа по формированию ФЭМП c детьми дошкольного возраста»
календарно-тематическое планирование на год по теме «Индивидуальная работа по формированию ФЭМП c детьми дошкольного возраста»...
методы и приемы работы по ФЭМП с детьми дошкольного возраста
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...
Развитие ФЭМП с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
НОД занятие по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста.
Цель. Представление опыта работы с нетрадиционными технологиями применения игр, направленных на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 5-7 лет. Задача. Развитие л...
семинар-практикум для педагогов Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста
семинар-практикум...
«Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста».
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии ...