Программа «Математические путешествия» в рамках реализации инновационной образовательной модели «Кругосветка»
рабочая программа по математике (средняя группа)

Рощупкина Елена Алексеевна

Авторская программа по формированию элементарных математических представлений у детей 5 - 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_matematike.docx43.86 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Математические путешествия»

в рамках реализации инновационной образовательной модели

«Кругосветка» для детей 5 – 7 лет

Содержание дополнительной образовательной программы

 I. Пояснительная записка.

    1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

    1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы

    1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

     1.4. Разделы программы

    1.5.  Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

    1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы  (продолжительность образовательного процесса, этапы)

    1.7. Принципы

    1.8. Режим проведения

    1.9. Формы, методы воспитательно – образовательного процесса.

    2.1. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

   II. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

    1.1. Блочно модульное планирование «Мир вокруг нас»

    1.2. Календарное планирование работы дополнительной образовательной

                              программы «Математические путешествия»

  III. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

  1. Методическое сопровождение

1.2. Дидактические материалы

1.3. Материально – техническое обеспечение  

 IV. Список используемой литературы.

I. Пояснительная записка.

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Данная программа позволяет в интересной, увлекательной форме знакомить детей с математическими представлениями, так как  построена на игровых путешествиях. Математические путешествия по странам и континентам  способствуют повышению мотивации к деятельности, формированию познавательного интереса детей, формирует представление о целостной картине мира, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяют кругозор.

В основу программы «Математические путешествия» легли методические разработки Новиковой В.П. «Математика в детском саду»,  «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Михайловой З.А., Нищева, Н. В. «Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников», Носова Е.А. «Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений», Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.   «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников»,  методические материалы к модулю «Математическое развитие» в СТЕМ образовании и т. д. Программа составлена с учетом блочно – модульного планирования  -  «Мир вокруг нас», образовательной модели «Кругосветка», реализуемой нашим дошкольным учреждением.

1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы

Новизна в использовании системно-деятельного комплексного подхода к формированию у детей  элементарных математических представлений и явлений окружающего мира, в применении в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме развития личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы. Материал занятий излагается в игровой форме. Знания по теории ребёнок получает в контексте  практического применения данного дидактического материала с использованием   развивающих игр, игр в движении, физкультминуток и пальчиковых упражнений. Весь комплекс заданий с дидактическим материалом – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки.

Актуальность дополнительной образовательной программы

развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Содержание программы направлено на овладение детьми 4-7 лет важнейшего навыка логического мышления - способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.

Педагогическая целесообразность

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математические туры - путешествия, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становятся важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.

В программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик    формирования у дошкольников элементарных математических представлений и    практический опыт работы педагогов с детьми в области   организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.

 1.3. Цель и задачи программы

Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления.

Задачи:

1.        Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2.        Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

3.        Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

4.        Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5.        Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

6.        Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7.        Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8.        Развитие инициативности и активности детей.

9.               Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

10.        Воспитывать самостоятельность, пытливость, желание выполнить задание правильно и до конца.

1.4. Разделы

1. Количество и счет

• Сравнении двух множеств (групп) предметов, выяснение в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну.

• Освоение способа практического сопоставления групп: наложения и приложения.

• Освоение принципа построения натурального ряда, т. е образование каждого последующего числа (т+1) и предыдущего (т-1) .

• Отрабатывание счетных навыков.

• Согласование числительных с существительными.

• Обучение отсчету предметов по названному числу, по количеству их на карточке.

• Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков (размера, формы расположения, расстояния между предметами).

• Счет групп предметов (множеств, воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным).

2. Величина

• Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, толщине, высоте с использованием приемов приложения и наложения, а так же на глаз.

• Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и по объему в целом.

3. Форма

• Развитие представлений о форме предметов.

• Различение геометрических фигур и ознакомление с некоторыми их свойствами.

4. Ориентировка в пространстве и времени

• Определение пространственного расположения предметов относительно себя.

• Обучение умению передвигаться в указанном направлении.

• Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».

• Развитие ориентировки на листе бумаги и на плоскости стола.

5. Логические задачи

• Отгадывание загадок.

• Группировка предметов по определенному признаку.

• Исключение предмета из группы по определенному признаку.

• Составление целого из частей.

1.5. Участники: программа предназначена для работы с разновозрастной группой детей  5-7 лет.

1.6. Срок обучения: 3 года

1.7. Принципы:

  В основе программы лежат следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

- принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

- принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

- принцип  коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении.

- принцип результативности предполагает получение положительного результата работы независимо от возраста и уровня развития.

- принцип индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения.

- принцип  проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности.

- принцип  психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка.

- принцип  творчества - формирование способности находить нестандартные решения.

- принципы взаимодействия с детьми: сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы; постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; сравнение  всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами  других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

 1.8. Режим проведения: 1 занятие в неделю продолжительностью 25 – 30 минут.

 1.9. Формы проведения:

Игра - путешествие – является основной формой работы с детьми. В игровые путешествия включены:

 - подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, которые позволяют детям расслабиться;

- беседы;

- различные виды игр;

- рисунки и композиции;

- индивидуальная работа;

- сюжетно-дидактические игры;

- викторины;

- работа с родителями

Методы обучения:

- наглядный;

- исследовательский;

- проблемно-поисковый;

- объяснительно-иллюстративный;

- практический.

2.1. Ожидаемый результат.

- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов

познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения

практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и

вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

- Учить успешно решает логические задачи;

- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

- Развивать быстроту мышления;

- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить

последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

- Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает

варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и

объясняет неизменность объёма количества, массы.

 

 II. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

    1.1. Блочно модульное планирование «Мир вокруг нас»

Сентябрь

Блок Евразия   (Европа)    Модуль Страны Восточной Европы, страна Россия

1. неделя «Малая Родина»

2. неделя «Черноземье»

3. неделя «Города России»

4. неделя «Столица России»

       Октябрь

Блок Евразия  (Европа)   Модуль Страны Восточной Европы, страна Россия

1. неделя «Города - курорты»

2. неделя «Тайга. Сибирь. Озеро Байкал»

3. неделя «Север России. Тундра»

4. неделя «Дальний Восток»

      Ноябрь

Блок Евразия   (Европа)   Модуль Страны Южной части Европы

1. неделя «Греция»

2. неделя «Греция»

3. неделя «Италия»

4. неделя «Италия»

    Декабрь

Блок Евразия   (Европа)   Модуль Страны Южной  Европы и Западной Европы

1. неделя «Испания»

2. неделя «Испания»

3. неделя «Германия»

4. неделя «Германия»

Январь

Блок Евразия (Европа)   Модуль Западная Европа  

1. неделя «Великобритания»

2. неделя «Великобритания»

3. неделя «Франция»

4. неделя «Франция»

 

  Февраль

Блок Евразия  (Азия)    Модуль Западная и Южная Азия

1. неделя «Турция»

2. неделя «Турция»

3. неделя «Индия»

4. неделя «Индия»

     Март

Блок Евразия  (Азия)   Модуль страны Восточной  Азии

1. неделя «Китай»

2. неделя «Китай»

3. неделя «Япония»

4. неделя «Япония »

     Апрель

Блок Америка  Модуль страны Северной и Южной Америки  

1. неделя «Мексика»

2. неделя «Мексика»

3. неделя «Бразилия»

4. неделя «Бразилия»

      Май

Блок  Африка и Австралия   Модуль страны Африки и Австралии  

1. неделя «Египет»

2. неделя «Египет»

3. неделя «Австралия»

4. неделя «Австралия»

                       

1.2. Календарное планирование работы дополнительной образовательной

                              программы «Математические путешествия»

Месяц

Тема недели

Тема игрового путешествия

Сентябрь

1. неделя «Малая Родина»

«Экскурсия по Борисоглебску»

2. неделя «Черноземье»

«Туристический маршрут по Черноземью»

3. неделя «Города России»

«Путешествие по Золотому кольцу»

4. неделя «Столица России»

«Прогулка по Москве»

Октябрь

1. неделя «Города - курорты»

«Морской круиз»

4. неделя «Дальний Восток»

«Приключения на островах»

2. неделя «Тайга. Сибирь. Озеро Байкал»

«Секреты тайги»

3. неделя «Север России. Тундра»

«Путешествие по суровой Тундре»

Ноябрь

1. неделя «Греция»

«Тайна Греческих островов»

2. неделя «Греция»

«На поиски вазы греческой царицы»

3. неделя «Италия»

«Приключения Чипполино»

4. неделя «Италия»

«Римские каникулы»

Декабрь

1. неделя «Испания»

«Веселые приключения в Испании»

2. неделя «Испания»

«Путешествие по испании»

3. неделя «Германия»

«На помощь Белоснежке»

4. неделя «Германия»

«По следам Бременских музыкантов»

Январь

1. неделя «Великобритания»

«Остров сокровищ»

2. неделя «Великобритания»

«Алиса в стране чудес»

3. неделя «Франция»

«По сказкам Шарля Перро»

4. неделя «Франция»

«Приключения с Маленьким Принцем»

Февраль

1. неделя«Турция»

«Загадки Турции»

2. неделя«Турция»

«Сокровища султана»

3. неделя «Индия»

«Путешествие по Индии»

4. неделя «Индия»

«Книга джунглей»

Март

1. неделя «Китай»

«Путешествие по Китаю»

2. неделя «Китай»

«Приключения дракона»

3.неделя«Япония»

«В стране цветущей сакуры»

4.неделя«Япония»

«Путешествие самурая»

Апрель

1.неделя«Мексика»

«Жаркая Мексика»

2. неделя «Мексика»

«Приключения индейцев»

3.неделя«Бразилия»

«Путешествие из России в Бразилию»

4.неделя«Бразилия»

«Приглашение на карнавал»

Май

1. неделя «Египет»

«Загадочный Египет»

2. неделя «Египет»

«На поиски тайны фараона»

3.неделя«Австралия»

«Удивительный континент»

4.неделя«Австралия»

«На помощь кенгуру»

III. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

 

1.1 Методическое сопровождение

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Консультация

«Математика для дошколят»

Оказать родителям помощь в учении ребёнка навыками счёта.

Октябрь

Рекомендации

«Как подбирать развивающие игры»

Расширить представления родителей по обучению математике, обмен семейным опытом.

Ноябрь

Консультация

«Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Показать значимость развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Декабрь

Выставка творческих работ родителей и детей

«Ориентировка во времени»

Расширить представления детей по ориентировки во время

Январь

Беседа

«Увлекательные занятия дома»

Развитие интереса к математике у дошкольников.

Февраль

Консультация

«Формирование элементарных математических представлений как средство интеллектуального развития дошкольников»

 Показать значимость влияния интеллектуального развития на формирование элементарных математических представлений

Март

Тематическая консультация

«Как обучать детей старшего дошкольного возраста по ориентировки в пространстве»

Дать рекомендации по обучению ориентировки в пространстве

Апрель

Кроссворд в уголке для родителей

«Математические понятия»

Закрепить математические понятия у родителей 

1.2. Дидактические материалы:

  1. Строительный набор (объемные тела);
  2. Наборы дидактический, арифметический;
  3. Коллекция мировых головоломок;
  4. Цветные счетные палочки Кюизенера
  5. Логические блоки Дьенеша
  6. Игровые наборы «Мате: плюс»
  7. Рамки вкладыши «Монтессори»;
  8. Арифметическое домино;
  9. Коллекции шнуровок;
  10. Мозаика детская;
  11. Набор карточек с цифрами от 0 до 20;
  12. Счетная и ученическая линейка.
  13. Счетные палочки;
  14. Набор планов по ориентации в кабинете и на улице;
  15. Набор карточек с изображением различных моделей (для сборки конструктора);
  16. Набор игрушек;
  17. Набор плоскостных и объемных фигур;
  18. Интерактивная доска;
  19. Пособия «Круглый год», «Дни недели».

1.3. Материально – техническое обеспечение  

Помещение. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами. 

Игры и канцелярские принадлежности  находятся в доступных для детей местах. 

Подсобное помещение: стелажи для хранения материалов для организации математической деятельности.

Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.  

IV. Список используемой литературы.

1. А.В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет.

2. В.П.Новикова. Математика в детском саду (средний дошкольный возраст).

3. В.П.Новикова. Математические игры в детском саду и начальной школе.

4. Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.

5. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А.Столяра. - М., 1991.

6. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. - М., 1997.

7. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1985.

8. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015.

9. Колесникова. Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет, М., 2007.

10. Колесникова. Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет, М., 2007.

11. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000

12. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для  дошкольников,  СПб: «Детство – Пресс», 2001г.

13. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012.

14. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015.

15. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.

16. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М: Просвещение. – 1990

17. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: Формирование у дошкольников элементарных математических представлений. – 2-е изд., доп. – М., 1985

18. Математика до школы. Авт.-сост. А.А.Смоленцева, О.В.Суворова. СПб., 2000.

19. Носова Е.А. «Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». - Л.: 1990г. стр.47-62.

20. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013.

21. Носова Е.А. «Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». - Л. : 1990.

22. Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». -Л. : 1990.

23. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.   «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-7 лет.  Москва,  Ювента, 2014г.

24. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-7 лет.  Москва,  Ювента, 2014г.

25. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений  времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей. - М.:Просвещение,1982.

26. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.:Просвещение,1987.

27. Стасова Л.П. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ, Воронеж,2008г.

28. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средовые решения реализации инновационной образовательной модели "ЛЕГО-детский сад"

В статье представлен и наглядно проиллюстрирован опыт работы детского сада по реализации инновационной образовательной модели "ЛЕГО-ДЕТСКИЙ САД"...

Модель (проект) организации и создания РППС в рамках реализации современных образовательных технологий в профессиональной деятельности педагогов ДОО

При создании целостной многофункциональной и трансформируемой среды, мы часто сталкиваемся с проблемой - не достаточно места для размещения нужного игрового материала. Поэтому, проектируя среду в груп...

Обыгрывание моделей посредством сюжетно- ролевой игры в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

Обыгрывание моделей  посредством сюжетно- ролевой игры  в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеро...