Из опыта работы. Практическое применение дидактических игр по ФЭМП
презентация урока для интерактивной доски по математике (старшая группа)
Из опыта работы. Практическое применение дидактических игр по ФЭМП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty._prakticheskoe_primenenie_didakticheskih_igr_po_femp.pptx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника, а в частности формированию математических представлений. Такой игрой и являются дидактическая игра. Проанализировав, имеющиеся дидактические игры по формированию математических представлений их можно разделить на группы: 1. Игры на количество и счет 2. Игры - путешествия для ориентировки во времени 3. Игры на ориентировку в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление
1. Игры на количество и счет. К этой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, в старшем дошкольном возрасте знакомить детей с понятиями «один-много»(дидактические игры: «Белочки и орешки», «Накорми зайчат». Сравнивая две группы предметов, располагала их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Делать это для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.
Знакомить с понятиями: «широкий –узкий», « короткий –длинный», используя приемы наложения и сравнения двух групп предметов (дидактические игры: « Покажи дорогу зайчику», «Рассели медвежат в домики»).
1. Игры на количество и счет. «Божьи коровки», «Собери цветик-семицветик»,«Сосчитай предметы»).
Игра «Точечки» Цель: развитие математического мышления, обучение счету и усвоению нумерации. (Карточки 4 видов: красные, желтые, зеленые с черными точками и белые карточки с черными цифрами). (На красных квадратах точки расположены – линейно, на желтых – по треугольнику, на зеленых – по окружности и в центре. Задания к игре. 1.Разложи квадраты по цвету. 2. Разложи красные квадраты по порядку, желтые, зеленые. 3.Разложи все квадраты по порядку. 4. Сколько точек в одном ряду квадратов (желтом, зеленом, красном)?
2.Игры – путешествия для ориентировки во времени использую для знакомства детей с частями суток, временами года, ориентировке по часам с циферблатом (дидактическая игра «Когда это бывает»).
3.В эту группу входят игры на ориентирование в пространстве. З адача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому (дидактические игры «Назови где», «Кто за кем»).
4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю ряд игр: «Найди пару», «Укрась бабочку»
Дидактическая игра «Сложи квадрат» Цель: из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат, используя карточку – схему, задачи постепенно усложняются в возрастающей сложности( сначала квадрат делится на 2 части, затем на 3 части, потом на 4 части, далее на 5 частей. Аналогично проводится игра «Сложи круг»
Дидактическая игра«Мастерская форм» Цель: продолжать знакомить детей с разновидностями геометрических фигур. Учить воспроизводить их формы из палочек, ниток по образцу и без образца.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» Цель: развивать зрительное внимание, логическое мышление,, находить на карточке лишнюю фигуру и закрывать нужной карточкой, закреплять знания о геометрических фигурах.
«Найди схожую по форме», «На что похоже», «Какая фигура здесь лишняя» .
Дидактические игры, такие как «Составь табличку», «Кто первый назовет, чего не стало? «Бабочки и цветы» и многие другие использую в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.
методы и приемы: • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей). Для этого даю задания такого характера: Игра «Продолжить цепочку», чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы по цвету и величине.
• сравнение; (например в упражнении «Покормим обезьянок» предлагаю покормить обезьянок бананами, маленьким обезьянкам – маленькие бананы, большим – большие. Для этого дети сравнивают размер банана и обезьянок, делают выводы и выкладывают раздаточный материал в соответствии с заданием.
В старшем дошкольном возрасте к корзинкам и бананам приклеены геометрические фигуры. Когда дети освоили эту игру, идет усложнение- вносим цифры. Например, в этом упражнении дети раскладывают банан соответствующей цифрой и цифрой на корзинке. 1 5 4 3 2 7 6
• решение логических задач. Предлагаю детям задания на продолжения ряды фигур, знаков, на поиск различий. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд .
. Детям в старшем дошкольном возрасте идет усложнение: добавляю больше геометрических фигур и предлагаю найти пропущенный элемент. ? ?
• воссоздание и преобразование . Предлагаю детям упражнения на развитие воображения, например, нарисовать какую-нибудь фигуру, по выбору ребенка и дорисовать ее.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа «Практическое применение опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности».
Творческая работаТема: «Практическое применение опытно – экспериментальнойи исследовательской деятельности»....
Формирование фонематического слуха. Из опыта работы практического логопеда
Успешное обучение в школе и правильное звукопроизношение дошкольников во многом зависит от уровня сформированности фонематических процессов.Умение слышать и различать звуки родного языка – это и есть ...
обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ
в работе обобщен опыт по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...
Презентация: "Применение дидактических игр по ФЭМП"
Из опыта работы. Применение дидактических игр по развитию познавательных способностей и формированию математических представлений....
Из опыта работы по применению камешек Марблс в работе логопеда
С целью разнообразить педагогический процесс, поддерживать интерес детей к выполнению заданий учитель-логопед находится в постоянном поиске новых методов и приемов, положительно влияющих на тонкую мус...
Мастер-класс: «Практическое применение дидактической игры на липучках «Весеннее дерево» с детьми с множественными нарушениями в развитии».
На данном мастер-классе я познакомила коллег с авторской дидактической игрой "Весеннее дерево" с вариантами игр по: математике, окружающему миру, ориентировки в пространстве, развитию вниман...
Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина Б.П. в рамках работы инновационной площадки «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина Б.П. в рамках работы инновационной площадки «МИР ГОЛОВОЛОМОК»...