«Путешествие по сказке»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Куржумова Алёна Валерьевна

по мотивам  русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие по сказке»

по мотивам  русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Программное содержание:

  • закреплять представления детей о семье, родственных отношениях в семье.
  • уточнять представления детей о геометрических фигурах, закреплять геометрические фигуры  их признаки (форма, цвет).
  • закреплять умение находить объекты в ближайшем окружении по словесной инструкции педагога - закреплять навыки счета, пользуясь правильными приемами счета :называть числительные по порядку.
  • продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи к окружающим его людям.
  • продолжать развивать диалогическую речь детей;
  • обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи

Индивидуальная работа: работа с блоками   Дьенеша.

Материалы и оборудование :  печь (демонстрационная), противень, яблоня, яблоки; дидактическая игра «Блоки Дьенеша», карточки  с  изображением  геометрических  фигур, разного цвета ; сюжетное оформление «Речка», сюжетное  оформление «Дом»; дорожки  разной   ширины.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: - Ребята,

Я видела чудо сегодня во сне:

Герои всех сказок

Явились ко мне!

Как будто Мальвина и скромный Пьеро,

Яга и Кащей-

Все творили добро!

Семь гномов волшебных,

И славный Иван

Спасают Царевну из западных стран.

Лиса, Винни-Пух и Конек-Горбунок

Танцуют все вместе,

Пекут вкусный пирог!

И просит Емеля,

Лежа на печи:

-Ты книжку открой,

и все сказки прочти!

Воспитатель: - Как вы думаете, какой я видела сон ? (выслушивает ответы детей: о сказках) Правильно, о сказках! Вспомните, а какими словами чаще всего начинаются сказки? (ответы детей: «..В некотором царстве…», «жили-были…» и т.д.). Конечно ребята, как только произносятся эти слова, мы с вами оказываемся в удивительном мире сказок, где животные умеют разговаривать, а предметы помогают главным героям совершать добрые поступки.

Ребята, а вы хотите оказаться в сказке? Сейчас мы все вместе скажем волшебные и таинственные слова «Жили-были…», и попадем в удивительную сказку.

(Дети и воспитатель произносят слова, в тишине раздается тихий плач,

открывается ширма, дети видят сидящую в избушке девочку).

Воспитатель: Ребята, мы оказались в сказочной стране. Давайте узнаем, как зовут эту девочку, и почему она плачет?

(Воспитатель предлагает детям выяснить, что случилось).

Девочка рассказывает:

- Меня зовут Машенька. Батюшка с матушкой уехали на базар, а мне строго-настрого наказали смотреть за братцем Ванюшей, я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели тут гуси-лебеди, подхватили, да унесли моего братца Ванечку (плачет).

Воспитатель предлагает вспомнить из какой сказки эта героиня, кем ей приходится Иванушка, что с ним произошло (ответы детей: сказка «Гуси-лебеди», Иванушка-братец Машеньки).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, когда вернутся родители и увидят, что нет Ванюши, что они будут чувствовать? (Дети успокаивают девочку и предлагают свою помощь).

Воспитатель: - Машенька, не волнуйся, мы тебе поможем. Только надо узнать куда гуси-лебеди полетели. (Проводится игра с ориентирами на плоскости - над домиком, под солнышком, между ёлками, и в лес). 

Дети и воспитатель отправляются в путь, встречают печь и просят у нее помощи. Воспитатель побуждает детей вести диалог с печью:

Воспитатель: -Здравствуй, матушка-печь! Подскажи нам, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?

Печь отвечает детям: - Помогу я вам, ребятушки, но сначала и вы помогите мне: пирожки уже поспели, в печь бы их посадить. Выберите нужные, да на противень выложите.

Воспитатель: предлагает детям игру с «Блоками Дьенеша». Дети выбирают карточки с изображением 3 геометрических фигур разного цвета, одна из них перечеркнута красной линией. Индивидуальная работа по карточкам: необходимо выбрать из блоков нужные геометрические фигуры. Во время выполнения задания уточнить у детей, кто в их семье печет пироги. Справившись с заданием, воспитатель выкладывает «пироги» на большой противень и ставит в печь.

Печь: - Спасибо вам, ребята за помощь. Чтобы вернуть братца Иванушку, идите вперед по тропинке узкой  из цветов, она вас и выведет туда, куда гуси-лебеди полетели.

Воспитатель: Ребята, вы слышали какую тропинку нам надо выбрать? Я пойду вперед - а вы идите за мной.

Физкультминутка: ходьба  змейкой. 

По тропинке дети подходят к яблоне.

Воспитатель: - Ребята, тропинка кончилась, куда дальше идти? (предлагают обратиться за помощью к яблоне, обращая внимание на вежливое обращение, приветствие).

Здравствуй, яблонька! Подскажи, куда полетели гуси-лебеди, унесли они Ванюшу. Тоскует семья без него.

Яблоня (в записи): Помогу я вам, ребятушки, да и вы помогите мне, пожалуйста. Тяжелы мои ветки, посмотрите, сколько яблок висит на мне? Созрели яблочки наливные, ароматные. Соберите урожай в корзину.  

Воспитатель: предлагает собрать яблоки и посчитать, сколько всего яблок созрело на яблоне. Присядьте, ребята на полянке. Я буду срывать яблочки, а вы их считайте

( уточнить сколько красных яблок, сколько желтых яблок, сколько всего яблок собрали – индивидуальные ответы).

Яблоня: - Спасибо вам, ребята, веточкам моим легче стало. Гусей-лебедей найдёте - по широкой тропинке пойдете, где цветок, грибок и елочка.

Воспитатель уточняет: повторите пожалуйста, по какой тропинке нам нужно пройти?

(дети по описанию выбирают дорогу).

Подходят к молочной реке – кисельные берега.

Воспитатель: -Река на пути, куда нам дальше идти? Может у речки спросим? (побуждает самостоятельно обращаться к реке, чтобы узнать как найти дорогу) Молочная река-кисельные берега, подскажи нам пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?

Речка (аудиозапись): Упали в меня камни, мешают молоку дальше течь. Уберите их в сторону - тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Дети убирают «камни»  по цвету, зелёные в  зеленое ведерко, а красные в красное, она течет дальше, благодарит детей и

указывает им путь.

Физкультминутка: перепрыгивание через речку.

Воспитатель и дети подходят к избушке, воспитатель предлагает вспомнить, кто живет в лесной избушке? Кто послал гусей-лебедей за Иванушкой?

Из избушки выходит Баба-Яга: - Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?

Воспитатель (побуждает детей ласково обратиться с просьбой к Бабе-Яге, вести диалог): Здравствуй, Баба-Яга, верни нам, пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Машенька плачет, мама с папой воротятся, а его нет, переживать будут.

Баба-Яга: - Ванечку отдать вам? А почему это я должна отдавать его, он мне самой нужен!

Воспитатель: Ребята, давайте объясним Бабе-Яге, почему нужно вернуть Иванушку в семью, родителям? Что чувствуют родители, когда нет рядом ребенка?  Как чувствует себя сестрица Машенька? А как сам Иванушка без семьи будет жить? (воспитатель выслушивает ответы).

Баба-Яга: Семья, семья, а что такое семья?

Воспитатель предлагает детям: Ребята, давайте расскажем и покажем Бабе-Яге, что такое семья (проводится пальчиковая игра «Моя семья»). Кто может рассказать о своей семье? Как члены семьи относятся друг к другу (предлагает детям объяснить Бабе-Яге, кто является членом семьи (мама, папа, дети, брат, сестра, бабушка, дедушка и т.д.), и какие у них отношения друг с другом, задает наводящие вопросы, уточняет. Подводит детей к обобщающемуся понятию слова «семья»).

Баба-Яга выслушивает объяснения детей, сокрушается: Семья! Любовь! А я тут одна-одинешенька живу в лесу, никто доброго слова не скажет (плачет). 

Воспитатель: И то верно, ребята, живет бабушка одна в лесу, никто в гости не придет, никто не пожалеет, а ведь ей так хочется тепла, любви. Может, пожалеем, ласковое слово скажем ей? (побуждает детей к сочувствию). У меня идея, а давайте мы, Бабу-Ягу пригласим к себе в гости, в детский сад. Ведь мы живем дружно, весело, как в одной большой семье (дети приглашают Бабу-Ягу в гости).

Баба-Яга (радостно): –Спасибо, вам детки. Теперь и у меня будет семья. Я к вам буду ходить в гости, и вы ко мне приходите. Ванюшу я вам отдам, путь домой идет, в семью возвращается. Ведь его там все любят и ждут (возвращает мальчика Иванушку, дети благодарят ее, еще раз приглашают в гости).

Баба-Яга: Спасибо, касатики, пойду собираться! (дети прощаются с ней) 

Воспитатель: Спасибо скажем Бабе-Яге. Нам пора возвращаться, Машенька наверно заждалась уже. (Звучит волшебная музыка, дети оказались у избушки Машеньки, отдают ей братца).

Машенька благодарит детей, радуются, что семья восстановилась.

Игровое упражнение «Дружба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...

КВН для всей семьи «Путешествие по сказкам» «Сказка – лож, да в ней намек….»

Способствовать формированию традиций семейного чтения, расширить и закрепить знания детей о сказках и сказочных героях; развитие интереса и уважения к народной культуре; создание мотивации к чте...

Путешествие - викторина по сказкам \'\'Путешествие в сказку" Средняя группа

Решаемые задачи: Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Формировать православное мировоззрение, ...