особенности организации театрализованной деятельности
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Особенности организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми
Младшая группа (2 – 4 года) | В возрасте 2 — 4 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми. Например, я показываю куклу детям: -К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка) Что у неё на ножках? (Туфельки) Давайте попросим Катю поплясать: «Катя, попляши, пожалуйста». (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под украинскую народную мелодию «Гопачок»). Катя: Я — кукла Катя. У меня красивые платье и шляпка. Я люблю петь. Я спою вам весёлую песенку. (Дети слушают песню «Куколка» музыка Красева). Затем можно спросить у детей: хорошая песенка? Вам понравилась кукла Катя? Давайте пригласим Катю ещё к нам прийти в гости. Приходи к нам, Катя, еще, пожалуйста. Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды «Солнышко встаёт», «Солнышко садиться», в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности. |
Средняя группа (4-5 лет) | Ребёнок постепенно переходит: - от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; - игры, в которой главное — сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; - игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); - создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена. Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются: - многоперсонажные игры — драматизации по текстам двух — трёх — частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»); - игры -драматизации по рассказам по рассказам на тему» Труд взрослых»; - постановка спектакля по произведению. Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»). Театрально — игровые этюды и упражнения по «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно — образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям. Импровизационность становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста. |
Старшая группа (5 – 6 лет) | Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, воспитатель побуждает детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля — всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. В процессе театрализованной деятельности складывается эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др. |
«Методика организации театрализованной деятельности
в разных возрастных группах»
Самым любимым видом развлечения является театральное представление. Оно переносит ребёнка в красочный, волшебный мир сказки, где гармонично сочетается реальное и вымышленное. Дети верят персонажам и любят подражать тем героям, которые им больше всего понравились.
Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей.
Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.).
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки; умственно развиваются: думают, анализируют, делают выводы и обобщения; дети активизируют свой словарный запас, у них совершенствуется звуковая культура речи и её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.
Существует несколько классификаций видов театров для детей дошкольного возраста. Например, Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова рассматривают следующие виды театров для каждой возрастной группы.
1 младшая Группа | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа |
Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев. | Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д. | Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения. | Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами. |
Основные требования к организации театрализованных игр:
- содержательность и разнообразие тематики;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса;
- максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры;
- последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Методика организации театрализованной деятельности
в младшей группе
На каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными:
– имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.
Необходимо формировать интерес к театрализованным играм, к просмотру небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель. За основу их взяты знакомые ребенку потешки, стихи, сказки. Важно стимулировать его желание включиться в спектакль. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации:
- игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);
- игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево);
- игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке);
- игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»);
- игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»);
- ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»);
- инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»);
- игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя.
Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации.
Методика организации театрализованной деятельности
в средней группе
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя.
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре.
В работе с детьми используются: 1) многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Красная Шапочка»); 2) игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»; 3) постановка спектакля по произведению.
В возрасте 4 - 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.
Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.
Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов).
Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства нсвербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя.
Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов.
Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения.
Методика организации театрализованной деятельности
в старшей группе
В старшей группе идет постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к свободному построению ребенком сюжета; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя.
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре.
Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей.
Усложняются тексты для постановок. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж», «Гуси – лебеди»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.
У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.
Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как «умного, доброго советчика».
Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою.
Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты. Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте
В работе рассмотрены понятия эстетичсекого воспитания, формы организации театрализованной деятельности для старшего дошкольного возраста....
Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками...
Особенности организации театрализованной деятельности в подготовительной группе
История появления детских театров,Детское творчество в театралезованной деятельности. Театралезованные игры в развитии детского творчества. Виды театров....
Особенности организации театрализованное деятельности в работе с младшими дошкольниками.
Автором представлен доклад к методобьединению по младшим до школьникам....
Особенности организации театрализованной деятельности с детьми, имеющими речевые наручения
Театр понятен, доступен и интересен каждому малышу. С его помощью ребёнок быстрее, и самое главное, без лишнего напряжения раскрывается и совершенствует свою речь....
Консультация для воспитателей «Особенности организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах»
Консультация для воспитателей...
Особенности организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Презентация по теме "Театрализованная деятельность"...