Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В. В. Воскобовича
проект по математике (подготовительная группа)
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала.
Для решения воспитательных и образовательных задач используется технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_golovol.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №29(к.4) города Кузнецка
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ ДС № 29
города Кузнецка
____________ Бувалина Г.В.
«__» _____________ 2021г.
ПРОЕКТ
«Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В. В. Воскобовича»
группа №27 компенсирующей направленности
от 5 до 7лет
Руководитель проекта:
Юртаева А.В.
.
Кузнецк
2021-2022
Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА | ||
1.1. Наименование проекта | «В мире головоломок» | |
1.2. Подразделения, организации, вовлеченные в проект | МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка Группа детей компенсирующей направленности от 5 до 7 лет №27 | |
1.3. Руководитель проекта, координатор проекта, исполнители (члены регионального проектного офиса) | Руководитель проекта: Юртаева Алена Васильевна Координатор проекта: Серякова Марина Ивановна Исполнители: Батина Ирина Анатольевна Шмарева Нина Михайловна | |
1.4. Сроки и этапы реализации проекта | I этап – предварительный: Январь 1. Определить цель и задачи проекта. 2. Изучение литературы, развивающих игр Воскобовича. 3. Составить перспективный план работы с детьми. 4. Разработать серии форм образовательной деятельности с детьми. 5. Подбор материала для работы II этап – основной: Февраль – март «Волшебная страна головоломок» «Игры-головоломки» «Решение проблемных ситуаций » - Беседы с детьми «Что такое головоломки и для чего они нужны» «Какие бывают головоломки» -Дидактические игры: Квадрат Воскобовича (двухцветный). «Составь фигуру» «Лабиринт» «Что лишнее» «Веселый лабиринт» -Рассматривание образцов выкладывания изображений из разных головоломок -Игровая ситуация «Спешим на помощь героям сказки» Работа с родителями: - Консультация для родителей «Развивающие игры В. Воскобовича – что это?» - Оформить папку-передвижку на тему: «Игры В. Воскобовича для развития детей». - Памятка-буклет для родителей «Как правильно играть в игры Воскобовича» 3 этап – заключительный март -Открытое занятие с детьми старшей группы по ФЭМП «Путешествие по Фиолетовому лесу» -подведение итогов проекта; -отчет по проекту, презентация проекта | |
Раздел 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА | ||
2.1. Основания для инициации проекта | Годовая задача МБДОУ ДС № 29 города Кузнецка: «Способствовать развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в процессе реализации проектной деятельности | |
2.2. Актуальность | Актуальность данного проекта обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала. Для решения воспитательных и образовательных задач, используется технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Вячеслав Вадимoвич Вoскoбoвич внес значительный вклад в разрабoтку сoвременнoгo математическoгo oбразoвания дoшкoльникoв. В играх, разрабoткoй и прoизвoдствoм кoтoрых занимается Вячеслав Вадимoвич Вoскoбoвич, залoжен oгрoмный твoрческий пoтенциал, мнoгoвариативнoсть игрoвых упражнений, разрабoтанных этим автoрoм дает вoзмoжнoсть сoвершенствoвать интеллект, мелкую мoтoрику рук. Все игры В.В. Вoскoбoвича систематизирoваны и на oснoве их сoздана технoлoгия интеллектуальнo-твoрческoгo развития детей 3-7 лет «Сказoчные лабиринты игры». Игры, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович, по моему мнению, соответствуют тем требованиям, которые предъявляет нам современное образование. | |
2.3 Цель: | Развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников старшего дошкольного возраста средствами развивающих игр В.В. Воскобовича. | |
Проблема | Недостаточные представления о головоломках. | |
Гипотеза | Интеллектуальное развитие будет осуществляться эффективнее, если в практике ДОУ будет реализована игровая технология В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», направленная на помощь ребенку в преодолении проблем математического характера, развитие активных форм мышления | |
2.4. Задачи | Образовательные: - активизировать мыслительную деятельность детей в развивающих математических играх, логических задачах; - способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями; - систематизировать и закрепить знания детей по теме. - привлечь родителей к участию в образовательном процессе, раскрыть их творческие способности, обогатить их педагогическими знаниями, сделать их заинтересованными участниками образовательного процесса. Развивающие: - Развивать познавательные процессы (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения) с помощью сенсомоторной развивающей среды «Фиолетовый лес». - Развивать мелкую моторику, логику, фантазию; умение силуэтного конструирования. - Развитие у ребенка познавательно-исследовательской деятельности. - Развивать речь и обогащать словарный запас, используя сказки к играм и сказочных персонажей. С помощью математических игр: Обучение цифрам и знакам в математике. - Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их. Воспитательные: - воспитывать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели через игру - воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику. | |
2.5 Основные формы и приемы реализации проекта с интеграцией по образовательным областям | - Наглядные методы: наблюдение, демонстрация. - Словесные методы: рассказ воспитателя и рассказ детей, беседа, чтение воспитателем - Игровые методы: дидактическая игра, подвижная игра, воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием (приемы: внезапное появление объектов; выполнение воспитателем игровых действий; загадывание и отгадывание загадок; введение элементов соревнования; создание игровой ситуации) - Практические методы: упражнения, экспериментирование, моделирование, конструирование Для реализации проекта используются следующие формы работы: - подгрупповая (используется на общих занятиях); - индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ). ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Реализация задач по ФЭМП осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями: - Информационные листы (памятки, советы, мини-консультации); - участие в конкурсах; - родительские собрания (цель: вовлечь родителей в процесс ФЭМП образования детей); | |
2.6. Результаты проекта | ПЕДАГОГИ -Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ. - Повышение уровня профессионализма педагогов в реализации развивающих технологий. - Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по познавательной деятельности дошкольников. - Личностный и профессиональный рост. - Самореализация. ДЕТИ - Развиты познавательные процессы (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения) с помощью сенсомоторной развивающей среды «Фиолетовый лес». - Развивается мелкая моторика в соответствии возрасту, логика, фантазия; умение силуэтного конструирования. - У ребенка развит познавательный интерес и исследовательская деятельность. - Развита речь в соответствии возрасту; обогащен словарный запас. - Умеют создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их. - Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5 и 10 (на наглядной основе). РОДИТЕЛИ - Повышение уровня заинтересованности родителей в применении игровых технологий дома; - Повысят активность в участии в различных формах партнерства с ДОУ. | |
2.7. Критерий успеха проекта (планируемые показатели эффективности) | Предполагаемые результаты: - положительная динамика мониторинга по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста; - формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); - применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы; - осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале; - развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей. - пополнение предметно – развивающей среды по теме проекта «Игровая технология В.В.Воскобовича,как средство формирования математических представлений у старших дошкольников в ДОО». | |
2.8 Ресурсное обеспечение проекта | - Методический инструментарий: картотека игр, конспекты занятий, сценариев развлечений и т.д. - Подборка художественной литературы, материала для художественного творчества. |
Дорожная карта проекта «В мире головоломок»
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки реализации |
1 | Консультация для родителей «Развивающие игры Воскобовича – что это?» Конкур « | январь |
2 | Квадрат Воскобовича (двухцветный). Учить конструировать простую плоскостную фигуру «Домик»; знакомство с новыми развивающими играми и сказками к ним(«Геоконт малыш», «Чудо-крестики 1», «Счетовозик») | |
3 | Логико – математическая игра: «Как проходят занятия в школе волшебства» Цель: развитие творческих способностей, операций логического мышления и самостоятельности; умений рисовать геометрические фигуры по заданным точкам, разделять изображение на части; составлять по силуэтной схеме фигурки из частей. | |
1. | Игровизор «Катя, Рыжик и Рыбка» Цель: развитие самостоятельности. Задачи: 1.Закреплять представление о свойствах геометрических фигур. 2.Развивать умение самостоятельно выполнять игровое задание, сравнивать результат, находить ошибку и исправлять её. 3.Воспитывать умение приходить на помощь сверстникам | февраль |
2 | Игровизор «Лабиринты цифр» Цель: развитие познавательной активности. Задачи: 1.Способствовать овладению числовым рядом в пределе первого десятка. 2.Развивать умение решать логические, интеллектуальные задания. 3.Воспитывать уверенность в своих силах | |
3 | Математические корзинки Цель: развитие логикоматематического мышления. Задачи: 1.Закреплять представления о составе числа 10. 2.Упражнять в умении составлять число из двух меньших. 3.Воспитывать интерес к обучению в школе. | |
4 | Учить конструировать простую плоскостную фигуру «Домик»; знакомство с новыми развивающими играми и сказками к ним(«Геоконт малыш», «Чудо-крестики 1», «Счетовозик») | |
1. | Квадрат Воскобовича (четырёхцветный) Цель: развитие мелкой моторики рук. Задачи:1. Закреплять представления об основных свойствах геометрических фигур. 2. Совершенствовать конструирование | март |
2 | Знакомство с игрой « Чудо-цветик». Сказка « Встреча в Фиолетовом лесу» Развивать сенсорику , память, внимание, логическое мышление. | |
3 | Игра : « Сложи на листе и обведи по контуру» ,разрежь и раскрась» Развивать моторику пальцев; закрепить цвета . | |
4 | -Открытое занятие с детьми старшей группы по ФЭМП «Путешествие по Фиолетовому лесу» | |
Отчет по проекту | апрель |
Тема: «Расколдуем жителей Фиолетового леса».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи
Образовательные
-Совершенствовать умение находить место числа в ряду, прямой и обратный счет в пределах 10.
- Закреплять умение детей соотносить число с цифрой.
- Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
-Формировать представления о том, что предмет можно разделить на две, четыре равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть. – Формировать умение ориентироваться на листе бумаги.
– Закрепить геометрические фигуры.
– Закрепить дни недели, время суток.
Разввающие
– Развивать мелкую моторику пальцев рук, конструкторские способности – Развивать самостоятельность детей.
– Развивать связную, грамматически правильную речь.
– Развивать у детей творческое воображение.
Воспитательные
– Воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию;
- Способствовать установлению положительных контактов между детьми и воспитателем.
Методическое обеспечение: Коврограф Ларчик, карточки с цифрами от 1 до 10, яблоко-круг, ножницы, игра «Чудо цветик», игра «Игровизор», карточки с изображение кругов от 1 до 7, персонажи Фиолетового леса, грустные и веселые гномы.
Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, поисковые вопросы, самостоятельная деятельность детей.
Ход образовательной деятельности:
1.Организационный момент:
Мы гостей сегодня ждали
И чуть — чуть переживали.
Хорошо ли мы умеем
И решать, и отвечать?
А теперь вперед, за дело.
Математика нас ждет,
Удивим сейчас народ.
Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель предлагает послушать аудиописьмо от малыша Гео. Гео: Ребята, помогите мне, пожалуйста!!! Незримка Всюсь заколдовал жителей Фиолетового леса. И чтобы их расколдовать нужно выполнить его задания. Мне одному не справиться. Я очень надеюсь на вашу помощь. Поисковый этап. Воспитатель: Поможем, ребята? (Ответы детей). Как? План: Мы отправимся в Фиолетовый лес. Поможем Гео выполнить задания Всюся. Освободим жителей Фиолетового леса. Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. Давайте произнесем заклинание, которое поможет нам попасть в фиолетовый лес: Кохле — Охле-Желе-Зеле- Геле- Селе- Фи. Практический этап. Воспитатель: Посмотрите, нас встречает Гео. А вот и директор цифроцирка Магнолик, все зверята-Цифрята перепутались и не знают кто за кем стоит. Поможем им построиться друг за другом по порядку? (Дети строят зверят по порядку). Воспитатель: Кто стоит первым? Кто стоит последним? Сколько их всего? Кто стоит за мышкой тройкой? Кто стоит за зайкой двойкой? Кто стоит перед собачкой пятеркой? А кто стоит перед крыской четверкой? (Ответы детей). Назовите соседей числа 5, 8, 2. Какой по счету стоит мышка, собачка. Посчитайте обратно от 10 до 0. Какие вы молодцы! Помогли директору Магнолику, его артистам и вернули их домой. Воспитатель: Ворон Мэтр самый мудрый в Фиолетовом лесу, но сейчас он все забыл, поможем ему ребята все вспомнить и освободим его. Игра «Части суток»(закончи предложение). – Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром). – Завтракаем мы утром, а обедаем … (днем). – Обедаем мы днем, а ужинаем … (вечером). – Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью). – Сколько частей в сутках? (четыре). – Назовите их? (ответы детей). – Какое сейчас время года? (Ответы детей). – Назовите весенние месяцы? (Ответы детей). Воспитатель: Вот мы и освободили Ворона Метра.(прикрепляем на коврограф). Ребята, Всюсь хочет угостить Гео яблоком, но яблоко одно. Что же делать? — Как можно разделить яблоко на части? (разрезать пополам) (Дети садятся за столы, работа с ножницами). — На сколько равных частей мы разделили яблоко? (на 2) -Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина) —Сколько половин получилось? (две) —Как можно по-другому назвать одну половину? (одна вторая) Воспитатель показывает –это одна часть и это одна часть (показывает каждую часть). Всего их две, поэтому одну часть можно назвать одна вторая. — Что больше целое или одна вторая часть? (целое) -Что меньше одна вторая часть или целое? (одна часть) -Из скольких частей состоит целое? Из двух. А как сделать, чтобы получилась ¼. —Молодцы, ребята, вот мы выполнили еще одно задание и освободили Медвежонка Мишика. Воспитатель: Ребята, Всюсь хочет, чтобы малыш Гео составил число 5 из «Чудо Цветика». Поможем ему? (Дети из лепестков составляют число 5: 1+1+1+1+1; 2+3; 3+2;4+1; 1+4) Воспитатель: Молодцы, ребята вот мы справились еще с одним заданием. И девочка Долька возвращается на свою полянку. Воспитатель: Дети, а теперь Всюсь предлагает поиграть в игру «Живая неделя». (на ковре) У детей карточки с кругами (от 1 до 7). —Двигаемся под музыку. Затем выстраиваемся в правильной последовательности. Воспитатель: Вот мы и освободили крутика По. Всюсь запутал все волшебные паутинки паучка Юка. Давайте поможем ему их распутать. «Геометрический диктант». Работа с Геовизором. — В левом верхнем углу нарисуйте треугольник. — Найдите правый нижний угол, нарисуйте там круг. — В левом нижнем углу — прямоугольник. — В правом верхнем углу — квадрат. — В центр напишите цифру 10. Воспитатель: Вот и паучок Юк вернулся к себе домой. Воспитатель: Посмотрите, малыш Гео нас встречает со своими друзьями, с какой благодарностью светятся их глаза, за то, что вы выполнили все задания Незримки Всюся и расколдовали их. Гео дарит нам игру «Логоформочки», в которую мы поиграем после занятия. А нам пора возвращаться в детский сад.: До свидания Фиолетовый лес, полный сказок и чудес Подружились мы с тобой, но пора нам всем домой По дорожке мы пойдем заклинание произнесем: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи В детский садик мы пришли. Рефлексивно— оценочный этап. Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Кто попросил нас о помощи. Что с ним случилось? Мы ему помогли? Как? (Рассказ по плану) Что вам особенно запомнилось? (Дети по очереди рассказывают). Но мы с жителями Фиолетового леса не прощаемся и всегда будем приходить им на помощь. Самоанализ. Воспитатель: Если вам понравилось задание и вы не испытывали трудностей возьмите веселого гнома, если испытывали трудности — грустного.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Скулганова, Е. Н. Конспект итоговой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» / Е. Н. Скулганова, Н. Н. Старостенко, Л. А. Тарасова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5266/ (дата обращения: 23.12.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектного метода
реализация проекта в группе ст.дошкольного возраста " Числа и цифры"проект представляет интерес , как для детей, так и для взрослых....
Опыт работы "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством плоскостного и пространственного моделирования".
В материале раскрываются особенности ФЭМП через моделирование...
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.
Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой...
Проект «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»
laquo;Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»...
Обобщение опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Учить детей дошкольного возраста грамоте нельзя, но естественное усвоение грамоты должно совершиться в дошкольном возрасте. Учить их к счислению недопустимо, но ребёнок должен постигнуть первый десято...
Статья «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством применения развивающих игр В.В. Воскобовича»
АктуальностьЧто такое «методика В.Воскобовича»?Это комплекс увлекательных и развивающих игр, которые побуждают ребенка к творческому мышлению.Следует отметить, что основу развивающих игр В...
Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»
Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...