Математический планшет как средство развития пространственно – временных понятий дошкольников.
консультация (старшая группа)

Михалкина Ольга Николаевна

Математический планшет - это многофункциональное дидактическое пособие. Его можно использовать в разных образовательных областях.

В моей работе математический планшет стал большим помощником в речевом развитии детей (с помощью планшета мы изучаем буквы, составляем рассказы по изображённым на планшете сюжетам и т.д), физическом развитии ( развивает мелкую моторику руки, координацию движений руки).

Игры с математическим планшетом способствуют развитию логики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, комбинировать. Ребенок может воплотить свои фантазии. Вы также можете помочь ему придумывать различные способы изображения предметов, при этом сочинять различные истории, развивая у малыша тем самым фантазию, память, логику, речь.

Процесс игры, особенно для дошкольников на много важнее результата. Оценка его деятельности – большой риск, а интерес ребенка – самое ценное качество, которое нужно сохранить до школы. Лучше подсказать или немного намекнуть, чтобы он остался доволен своим результатом. Тогда эта и подобные игры,  будут жить  и интересовать ребенка постоянно,  и хранить не в дальнем ящике, а на видном месте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математический планшет как средство развития пространственно – временных понятий дошкольников.

Знания, полученные без интереса, не являются полезными.

Поэтому, для того, чтобы привнести интерес в образовательную деятельность, мы педагоги привлекаем игру. Очень хорошим помощником в развитии ребёнка являются дидактические игры.

 Для работы с детьми я использую математический планшет.

Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов XX века.

Ее прототип под названием Geoboard «Геоборд» («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно. Вариациями «Геоборда» являются также "Геоконт" Воскобовича и математический  планшет "Геометрик".

 По мнению Гаттерно, геоборд позволяет ребенку освоить такие базовые концепции планиметрии, как периметр и площадь; развивать индуктивное и дедуктивное мышление; познакомиться с симметрией, трансформацией размера и формы.

Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. На квадратном поле расположено 25 кнопок (5 рядов и 5 столбцов). На них натягиваются цветные резинки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения - от букв и цифр до сюжетных картинок. Можно дополнить линии геометрическими фигурами - и эти изображения станут еще более разнообразными и яркими.

На обратной стороне математического планшета можно увидеть 17 кнопок, расположенных по кругу и образующих циферблат. С помощью циферблата ребята смогут познакомиться с часами, а также освоить деление целого на части. 

Цель игры :

Способствовать познавательно – математическому развитию детей.

Задачи:

Образовательная:

      - развивать сенсорные способности (цвет, форма, величина);

       -развивать умение ориентироваться на плоскости ( «вверх», «вниз», «центр») и решать задачи в системе координат.

       - развивать временные понятия;

      -закреплять знания цифр;

      - развивать умение ориентироваться на плоскости;

- учить анализировать, сравнивать, обобщать;

- формировать умение ребенка «читать схему» выкладывать симметричные рисунки;

Развивающая:

- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление);

- способствовать развитию речи во время работы со сказками, стихами, загадками.

Оздоровительная:

- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Воспитательная:

- воспитывать самостоятельность, усидчивость,  прививать любовь к математике;

- воспитывать способность подчинять свои действия инструкции;

 - воспитывать коллективизм, уважение к друг  другу.

C:\Users\hp\Desktop\Презентация\002.jpg

Этапы работы с «Математическим планшетом».

 

1.Познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, как надевать и снимать резинки, объяснить правила безопасности. Сделать пальчиковую гимнастику: пройти по дорожкам и тропинкам нашими пальчиками (вперёд, назад), обходить пальчиками пенёчки со всех сторон, попрыгать пальчиками по пенёчкам и т.д. Разложить резинки на группы по цвету и т.д. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резинку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. Обратите его внимание, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, да еще разного цвета - пусть ребенок попробует пофантазировать.

2.Показать, что можно сделать (геометрические фигуры, предметы, насекомые, и тд). Научить с помощью линий, передавать простейшие сюжеты - капает дождик, грибок под ёлочкой, домик у речки, бабочка над цветком , заборчик, лесенка, травка и т.д.

3.Показать ребёнку, как выкладывать рисунки по уже готовым схемам. Изготовить дидактические карточки с изображением силуэта предметов по точкам, которые соответствуют штырькам на поле планшета.

4. Предложить детям нарисовать резинками свои истории, сказки, а затем их рассказать. Можно использовать коллективную работу (дать нескольким детям изобразить сюжеты одной сказки, а затем соединить планшеты ).

Ход игры:

Воспитатель с детьми заходят в группу, приветствуют гостей.

Воспитатель: Хотите послушать сказку? (Ответы детей)

Воспитатель: В одном сказочном городке жили сказочные предметы. И как - то раз встретились резинки, кнопки, квадратная  доска и заспорили, кто всех полезней. Долго они спорили. А потом подружились и решили работать вместе – квадратная доска, кнопки и резинки. И вот тут-то стали у них получаться просто-таки удивительные изображения: снежинки, ракета, кораблик, домик и много других рисунков. И оказалось, что друг без друга им не обойтись. А все вместе они  превратились в «математический планшет». А пойдёмте, я вас с ними познакомлю.

(Воспитатель предлагает детям занять места за столами)

Воспитатель: Перед вами та самая доска, кнопки. А называется он «Математический планшет». Давайте с ним познакомимся, пощупайте их пальцами.

Раз, два, три, четыре, пять.

Точек в строчке ровно пять.

В столбиках теперь считаем

И друг друга проверяем.

Раз, два, три, четыре, пять.

А всего их двадцать пять,

Этих точек в доме этом,

Называемом «Планшетом».

Воспитатель: Возьмите любую геометрическую фигурку и поместите её в правый верхний угол, теперь возьмите другую геометрическую фигуру, и поместите её в левый нижний угол, а теперь возьмите любую фигуру и поместите её в центр вашего планшета. Молодцы, я вижу, вы отлично ориентируетесь на планшете. Освободите свой планшет.

Воспитатель: А теперь давайте познакомимся и с резинками. Хочу вас предупредить, что работать с резинками нужно осторожно, почему?

(ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите внимательно, как я буду работать. Сначала цепляем резинку за кнопку, а потом тянем в то направление, которое вам необходимо для рисунка. А теперь вы попробуйте.

(дети работают самостоятельно)

Воспитатель: А теперь  попробуем изобразить с помощью резинки прямоугольник, затем треугольник, ромб.

Воспитатель: Какой формы у вас планшет(квадрат).

- Возьмите резинки и обозначьте стороны квадрата, нужно резинку протянуть по крайним кнопкам.

(дети натягивают резинки по периметру планшета).

- А как с помощью одной резинка из квадрата сделать два прямоугольника?

(дети натягивают резинку посередине планшета горизонтально или вертикально. Оба действия являются правильными)

- Как с помощью ещё одной резинки из этих 2-х прямоугольников сделать 4 квадрата?

(у детей на планшетах резинки натянуты крестообразно – получается 4 одинаковых квадрата).

- А теперь посмотрите на квадраты, сколько получилось квадратов? (5).

Воспитатель: С этими заданиями вы справились. Посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием: «Итак, как с помощью всего лишь одной резинки сделать из квадрата 2 треугольника?»

- А как с помощью ещё одной резинки из двух треугольников получить 4?

(дети выполняют задание).

- Сколько получилось треугольников? (8).

Воспитатель: Молодцы, можете освободить свои планшеты.

Воспитатель: Я вам приготовила схемы, где выполнена одна часть предмета, вы должны дополнить этот предмет эту часть до целого предмета

(дети самостоятельно выполняют)

Воспитатель: Молодцы, можете освободить свои планшеты.

Воспитатель: А теперь я вас попрошу выложить цифры

(воспитатель каждому называет цифру от 1 до 6, но не по порядку).

(дети самостоятельно выполняют)

Воспитатель: Покажите мне свои цифры. Молодцы. Положите свои планшеты. Сейчас, я буду называть число, а у кого будут соседи этого числа, поднимут свои планшеты. Задание понятно?

(ответы детей).

Воспитатель: Цифра 3

(дети у кого 2 и 4 поднимают планшеты и т. д.)

Воспитатель: Ребята с чем вы сегодня познакомились? Вам понравилось играть на планшетах? А что больше всего понравилось?

(Ответы детей)

Воспитатель: Друзья мои, вы большие молодцы и умницы, вы научились пользоваться математическими планшетами. Я надеюсь, что он поможет вам стать умными, сообразительными и внимательными.

Варианты игр в старшем дошкольном возрасте:

Игра «Сосчитай и назови»

Цель: Познакомить детей с игровым материалом, формировать навык количественного счёта, развивать пространственные представления.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.

Описание игры:

Воспитатель дает ребёнку планшет, просит сосчитать кнопки, а потом, взяв резинки (небольшое количество), показывает, как натягивать резинки на штырьки. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резинку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. Обратите его внимание, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, де еще разного цвета - пусть ребенок попробует пофантазировать.

В процессе игры можно практиковать счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру. Как вариант условно делим готовый планшет пополам. С одной стороны «рисует» воспитатель, с другой – ребенок повторяет рисунок воспитателя.

Игра «Цифры играют в прятки»

Материал: математический планшет, схемы цифр.

Цель: закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.

Описание игры: Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом, а затем «спрятать», превратить с помощью резинок и геометрических фигур во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана».

Игра «Цифры соседи»

Материал: математический планшет, схемы цифр.

Цель: закреплять знание цифр, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.

Описание игры: Воспитатель называет цифру. Дети должны выложить на планшете предыдущую или последующую цифру. Ребёнок представляет всем получившееся изображение.

Игра «Часть и целое»

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества

Цель: развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Описание игры:

Воспитатель выкладывает на планшете большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например трапецию, прямоугольник, треугольник. Затем предлагает ребенку поделить ее на равные части, проводя «линии»резинками или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические фигуры.

Игра «Пространственное ориентирование»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.

Описание игры:

Воспитатель «рисует» на планшете геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы:

 • Сколько треугольников сверху?;

• Какого цвета треугольник снизу?;

• Какая фигура справа от квадрата?;

• Какие фигуры и какого цвета расположены слева на планшете? Задание можно разнообразить, давая детям задания:

• расположи слева квадрат и треугольник, а справа – две трапеции;

• расположи снизу большой зеленый треугольник, а сверху два маленьких: красный и синий и т. д.

Игра «Отгадай геометрическую фигуру»

Цель: закреплять знания геометрических фигур.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры

Описание игры: Воспитатель загадывает детям загадки о геометрических фигурах. Дети должны угадать геометрическую фигуру и изобразить её на планшете.

Временные понятия

Игра «Часы. Один день Алёши»

Цель:  развивать временные понятия.

Игра «12 месяцев. 4 времени года»

Цель:  развивать временные понятия, закрепить знания детей о названиях и количестве месяцев в каждом времени года.

Формировать умение ребенка «читать схему», выкладывать рисунки по уже готовым схемам. Но любые схемы – это просто набор идей, которыми не стоит ограничиваться, на помощь придут фантазия, как взрослого, так и ребенка. Для этого предлагаю детям пустые карточки, на которых они сами придумывают и рисуют схемы.

Затем целесообразна работа по развитию словесного творчества. Дети могут нарисовать резинками свои собственные сказки, истории, перенести их на схему, а затем их рассказать. Очень хорошо, когда дети включаются в коллективную работу (каждый иллюстрирует свою часть стихотворения, сказки, а затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение от начала до конца).

Иллюстрирование и разучивание стихотворения «Букет для мамы»
Цель: развитие умения работать по схеме, развитие речи, моторики рук, воспитывать умение составлять коллективную работу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Лисья берёзы, ветка рябины,

Листики, тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесем.
Какой листик не попал в букет для мамы?

Ход игры: дети по схеме  на планшете «рисуют»  резинками и геометрическими фигурами свою часть стихотворения. Затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение.

Игры с планшетом для пальцев рук одновременно активизируют зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, обучают ориентировке на ограниченной территории, развивают мелкую моторику. А так же данное игровое пособие дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить некоторые базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: форма, цвет, размер, количество, часть и целое, положение в пространстве, сформировать любознательность и познавательную мотивацию.

Игра «Узор»

Игры с математическим планшетом способствуют развитию логики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, комбинировать. Ребенок может воплотить свои фантазии. Вы также можете помочь ему придумывать различные способы изображения предметов, при этом сочинять различные истории, развивая у малыша тем самым фантазию, память, логику, речь.

Математический планшет - это многофункциональное дидактическое пособие. Его можно использовать в разных образовательных областях.

В моей работе математический планшет стал большим помощником в речевом развитии детей (с помощью планшета мы изучаем буквы, составляем рассказы по изображённым на планшете сюжетам и т.д), физическом развитии ( развивает мелкую моторику руки, координацию движений руки).

Процесс игры, особенно для дошкольников на много важнее результата. Оценка его деятельности – большой риск, а интерес ребенка – самое ценное качество, которое нужно сохранить до школы. Лучше подсказать или немного намекнуть, чтобы он остался доволен своим результатом. Тогда эта и подобные игры,  будут жить  и интересовать ребенка постоянно,  и хранить не в дальнем ящике, а на видном месте.

 

Использованная литература:

1. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007

2. И.С Лопухина. Коррекция речи у дошкольников. Игры, загадки, скороговорки, стихи, считалки. Санкт-Петербург, 1994г., Книгоиздательство “Сайма”, стр.56.

3. Б.Б.Финкельштейн. Математический планшет. Математика, геометрия, развитие речи. Учебно-игровое пособие, ООО “Корвет”, Россия, Санкт- Петербург, 2006 г.

4. Михайлова З.А. Математика от трех до семи. – СПб: Детство – пресс, 2007.

Интернет- ресурс:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/igrovoe-posobie-matematicheskii-planshet-svoimi-rukami.html
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/igra-matematicheskii-planshet.html
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-matematicheskii-planshetik.html

Математический планшет или геоборд изготовлен нашей  отечественной компанией «Корвет». А так же чудо-кубики «Сложи узор»логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры-средство развития пространственных представлений у дошкольников

О развитии пространственных представлений у дошкольников...

Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"

В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства»

Разработанный проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства» сочетает в себе образовательные возмо...

Консультация: Развитие пространственно-временных представлений дошкольников

Данная консультация предназначена для родителей дошкольников и их участия в развитии пространственно-временных представлений....

Программа развития пространственно-временных представлений дошкольников с ОВЗ

Цель программы: формирование пространственно- временных представлений у дошкольников с ОВЗ (ТНР- тяжелые нарушения речи, ЗПР- задержка психического развития)....