СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗНАКИ > И <».
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Белых Ирина Васильевна

(образовательная область « познавательное  равитие »).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: C:\Users\User\Pictures\3.png

СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В СТАРШЕЙ  ГРУППЕ

 ТЕМА: «ЗНАКИ > И <».

(ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАВИТИЕ »).

ПОДГОТОВИЛА:

ВОСПИТАТЕЛЬ: БЕЛЫХ И.В

НАДЫМ 2022Г.

Возрастная группа: старшая

Направление развития: познавательное

Образовательная область: формирование элементарных математических представлений

Технология: ситуация

Тип ситуации: открытие нового знания

Цель: Сформировать представления о знаках > и <.

Задачи:

Образовательные:

  1. сформировать умение записывать результат сравнения с помощью знаков > и <;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;
  3. закрепить представление детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел с помощью знаков + и -, тренировать счетные умения;
  4. тренировать навыки самоконтроля. Развивать внимание, память, воображение, логическое и вариативное мышление.

Воспитательные:

1. формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;

2. воспитывать умение слушать ответы товарищей,

3. воспитывать положительные эмоции и радостное настроение у детей в процессе занятия;

Развивающие:

1.формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;

2.развивать двигательную и мыслительную активность.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал:

1)         Таблица №1 к заданию 2.1;

2)        Таблица №2 к заданию 4.1;

3)        Образец выполнения задания 5.3;

4)        Демонстрационные таблицы к заданию 5.5.

Раздаточный материал:

1)         лист к заданию 5.5;

2)        Кубики LEGO к заданию 4.1;

3)        Полоски картона одинаковой длины и ширины (по 2 штуки на каждого к заданию 4.1;

4)        Карточки с записью чисел 1-10 и знаками +,-,= (по набору на двоих детей);

5)        Карандаши, фломастеры.

Планируемые результаты:

•        сформировано представление о знаках  > и <;

•        умеет использовать их для записи результата сравнения;

•        умеет записывать сложение и вычитание групп предметов и чисел с помощью знаков + и -;

•        сформирован опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;

•        развита двигательная и мыслительная активность;

•        умеет слушать ответы товарищей;

•        выражает положительные эмоции и радостное настроение в процессе занятия.                

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(2-3 мин.)

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь….)

мотивировать детей на игровую деятельность,

- актуализировать знания об окружающем мире,

- воспитывать культуру поведения.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Кем вы хотите стать, когда вырастите?

После ответов детей воспитатель задает им еще один вопрос:

-   Как вы думаете, каким должен быть мужчина независимо от того, кем он работает?

Как правило, дети отвечают, что мужчина должен быть сильным.

- Зачем мужчине быть сильным?

После обсуждения приходим к выводу о том, что мужчине нужно быть сильным не только для того, чтобы защищать, но и для того, чтобы помогать более слабым.

- Кому должны помогать мальчики? (Мамам, бабушкам, девочкам, более  младшим детям.)

Воспитатель рассказывает, что мама попросила Таню и Ваню сходить в  магазин за картошкой. Ваня как настоящий мужчина сказал, что картошку из магазина понесет он. Но Таня тоже хочет быть помощницей.

- Как быть? (Надо, чтобы Ваня нес тот пакет, в котором больше картошки, а Таня — тот пакет, где картошки меньше.)

 Хотите сходить в магазин вместе с братом и сестрой и помочь им выбрать картошку?

-Сможете это сделать?

постановка детской цели: зачем?

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: хотите?

Сможете?

Актуализация знаний (5-6 мин.)

Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; актуализировать умение использовать для записи результатов сравнения групп предметов по количеству знаки = и ≠;

- развивать мыслительные операции — анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.

 Мы пойдем к доске (в магазин), чтоб помочь ребятам подобрать нужные пакеты. 

2.1. Игра «За картошкой»

Дети подходят к доске — магазину.

Воспитатель— продавец магазина рассказывает покупателям, что  картошка во всех пакетах одинакового размера, но в некоторых пакетах картошек поровну, а в некоторых — нет.

Воспитатель располагает таблицу №1 с изображением пар мешков (Д-1).

- О чем рассказывают знаки, стоящие между пакетами? (Знак = говорит о том, что в пакетах поровну картошки, а знак ≠ — о том, что в пакетах картошки не поровну)

- Какая из этих пар мешков подойдет Тане и Ване? Почему?

Выслушиваются все ответы детей, после чего приходим к выводу о том, что знак = не подходит, так как в этом случае Ваня не сможет взять более тяжелый мешок, чем Таня, а пакеты, где стоит знак ≠, подойдут, так как они разные: в одном больше картошки, а в другом меньше.

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Мотивация к самостоятельной деятельности

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в ситуации (2-3 мин)

Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения;

 - создать мотивационную ситуацию для введения знаков > и <;

-сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

- тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.

3.1. Игра «За картошкой» (продолжение)

- Какой мешок возьмет Ваня?

    Дети предлагают свои версии, после чего приходим к выводу, что Ваня не сможет выбрать пакет и в случае знака ≠. Хотя этот знак и рассказывает о том, что картошки не поровну, но он не говорит, где картошки больше, а где меньше.

    - Смогли ли вы помочь Ване выбрать тот пакет, в котором картошки больше? (Нет, не смогли)

-  Почему не смогли? (Потому что у нас нет знака, который бы рассказывал о том, где предметов больше, а где меньше.)

Воспитатель: - Значит, что нам надо узнать, чтобы помочь Ване?

Дети: - Нам надо узнать, как записать, что предметов больше или меньше.

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания (способа действия)

(3-4 мин.)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин;

 - сформировать представления о знаках > и <;

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»;

- тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.

4.1. Игра «Столбик»

-Как это можно узнать?

К этому времени дети уже знают способы действий «спросить у того, кто знает», «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по учебнику». Если они назовут первые два способа, воспитатель должен сориентировать их на третий способ.

- А давайте сами попробуем сконструировать эти знаки! Сможете?

Дети садятся за столы по 4 человека. На каждом столе лежат кубики ЛЕГО четырех цветов по 5 штук каждого цвета вперемешку и 8 полосок картона одинакового цвета, длины и ширины.

 Воспитатель предлагает взять по 5 кубиков одного цвета.

Может возникнуть ситуация, когда кубики одного цвета захотят взять двое, трое или все четверо детей. Эту проблему они должны решить самостоятельно.

- Постройте из ваших кубиков столбик.

- Как вы думаете, сколько таких же кубиков вам понадобится взять, чтобы построить столбик такой же высоты? (Понадобится 5 таких же кубиков.)

Воспитатель кладет на столы дополнительные кубики, и дети строят еще один столбик.

- Поставьте два ваших столбика на одну полоску, а сверху положите другую.

- Какой знак получился из полосок? (Знак =)

- Как вы думаете, почему получился знак =? (Потому что в обоих столбиках одинаковое  количество кубиков.)

Воспитатель пишет на доске: 5 = 5.

Воспитатель предлагает детям, сидящим за одним столом, убрать с правого столбика разное количество кубиков. Для выполнения этого задания детям придется договариваться.

В результате один ребенок должен убрать1 кубик, другой – 2 кубика, третий — 3, а четвертый — 4 кубика.

Воспитатель предлагает детям поставить столбик на место и положить сверху полоску.

- Что интересного вы заметили? (Полоска лежит неровно)

- Где расстояние между полосками меньше? (Оно меньше там, где меньше кубиков.)

- Сколько у вас кубиков в левом столбике?

У всех детей в левом столбике по 5 кубиков. Воспитатель пишет на доске одну под другой четыре цифры 5.

- Сколько кубиков осталось в правом столбике?

Дети по очереди называют, а воспитатель записывает рядом с каждым числом 5  названное число: 5    1;  5    2;  5    3;      5    4

- Куда больше раскрыты полоски? (в сторону большего числа)

Воспитатель пишет на доске знак >.

- Так? (Да)

- Можем мы его назвать знаком «больше»? (Да)

Воспитатель пишет знаки между числами.

Дети хором читают записи.

Воспитатель предлагает детям поменять столбики и положить на них полоску.

- Сколько теперь кубиков в столбиках слева (справа)?

Дети называют, а воспитатель записывает в столбик числа от 1 до 4., а рядом с ними, как и в первом случае, четыре цифры 5.

- Куда больше раскрыты полоски?( В сторону большего числа)

- Какие знаки вы предложили бы записать между числами 1 и 5, 2 и 5, 3 и 5, 4 и 5?

Дети по очереди выходят и записывают свои варианты знаков. Как правило, по аналогии они пишут знак «меньше» правильно. А если кто-то запишет, например, знак «больше», то можно ему показать, что в этом случае полоски будут раскрыты в сторону меньшего, а не большего числа.

Дети хором читают записи.

- Как вы назовете знак, который только что придумали? (Знак «меньше»)

Воспитатель хвалит детей и говорит им о том. Что они только что придумали знак, с помощью которого можно рассказать, какое число больше, а какое меньше.

Дети подходят к доске, и воспитатель открывает таблицу №2 (Д-2).

- Какой же мешок возьмет Ваня? (Он возьмет мешок, который расположен справа).

- Почему вы думаете, что это будет мешок, расположенный справа? (Потому что между мешками стоит знак, который открыт вправо, значит, в правом мешке больше картошки)

- Смогли вы сами придумать знаки «больше» и «меньше» и помочь Ване? (Да)

- Молодцы!

Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний и умений (3-4 мин)

Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами

- закрепить представления о знаках > и <;

- тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, память, воображение, речь.

- закрепить представления о сравнении групп предметов по количеству, знаках > и <;

- тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, классификацию, умение делить слова на слоги, развивать внимание, память, воображение, творческие способности.

- сформировать умение сравнить группы  предметов по количеству с помощью знаков > и < на основе составления пар;

- тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, речь.

5.1. Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе» ч.3)

Дети подходят к столам, на которых находятся тетради-учебники. Воспитатель предлагает детям проверить по учебнику, верно ли они догадались, как пишутся знаки «больше» и «меньше». Дети открывают учебник-тетрадь по закладке на стp. 39.

- На что похож клюв пеликана в первом (втором) случае? (На знак «больше» («меньше»).)

- В какую сторону больше раскрыт клюв? (В сторону аквариума с большим числом рыбок.)

- Совпадают ли эти знаки с тем, что сконструировали вы? (Да)

5.2.Игра «Кого больше?».

Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что Таня и Ваня принесли картошку домой и пошли поиграть во двор

- Хотите поиграть вместе с ними?

Таня и Ваня предлагают детям разбиться на две группы по какому-либо признаку.

Дети могут предложить разбиться на мальчиков и девочек, на тех, у кого есть брат или сестра, и тех, у кого их нет, и т. п.

Воспитатель может предложить детям разделиться на тех, чье имя состоит из двух частей (слогов), и на тех, имя которых состоит из 3 частей.

- В какой группе больше детей? (Больше, например, тех, у кого имя  состоит из двух частей, потому что их 5 , а тех, у кого имя состоит из трех частей, -4)

- Придумайте, как можно изобразить знак «больше».

Знак «больше» можно изобразить, соединив локти и разведя руки в сторону большего количества, можно изобразить ладошками, указательным и средним пальцами, разведя их  в стороны, и т. д.

Аналогично дети придумывают изображения знаков «равно» и «меньше».

5.3. Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе» ч.3)

Дети садятся за столы.

№1, с.39

«Сравни с помощью знаков > , < или =»

Воспитатель предлагает детям помочь Ване выполнить домашнее задание, а для этого сравнить по количеству предметы, разложенные в мешки.

Вначале надо определить, верно ли сосчитано количество предметов в мешках.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть первые два мешка. Дети пересчитывают бабочек и цветки и убеждаются, что числа записаны правильно.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что знак Ваня уже поставил, но не может объяснить, почему он поставил именно этот знак.

- Объясните, как правильно надо было сравнить количество бабочек и цветков.

Дети должны рассказать, что вначале надо было провести ниточки. Дети проводят ниточки между бабочками и цветками.

Затем нужно было обвести цветки, имеющие пару. Дети обводят 2 цветка красной линией.

Затем нужно посмотреть, сколько цветков осталось без пары. Остался лишний цветок. Значит, бабочек меньше, чем цветков. Поставили знак «меньше», полоски раскрыты в сторону цветков: 2<3.

- На сколько бабочек меньше, чем цветков? (На 1)

- На сколько цветков больше, чем бабочек? (Тоже на 1)

Второе задание выполняется фронтально.

-Что делаем сначала? (Проверяем, правильно ли посчитаны огурцы и помидоры)

-Что нужно сделать для того, чтобы сравнить по количеству огурцы и помидоры? (Надо провести ниточки и составить пары между огурцами и помидорами. Затем нужно обвести огурцы, у которых есть пара)

Дети проделывают названные действия.

- Какой вывод можно сделать? (Что огурцов больше, чем помидоров, потому что не всем огурцам хватило пары.)

- В какую сторону раскрыты полоски? (В сторону огурцов)

Дети рисуют знак.

- На сколько огурцов больше, чем помидоров? (На 1)

Воспитатель выставляет образец выполнения задания Д-3(1) для самопроверки.

Третье задание дети выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой Д-3 (2)

Ваня благодарит детей за то, что помогли ему выполнить задание.

- Молодцы! Вы очень помогли Ване.

Практическое выполнение задания

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Самоконтроль

Осмысление (2 мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

Дети собираются около воспитателя.

Воспитатель: - Кому вы сегодня смогли помочь?

Дети: Вани и Тане.

Воспитатель: - Что вам было наиболее трудно?

Воспитатель: - Какие новые знания дали вам возможность выбрать пакет, в котором больше картошки, помочь Ване выполнить домашнее задание?

Дети:- мы узнали как записать, что предметов больше или меньше .Знаки  > , <  помогли выполнить домашнее задание.

Воспитатель: Вы все были молодцы.

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе ФФНР по теме: «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ СЕМИКАРАКОРСКОЙРОСПИСИ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе  ФФНР по теме: «ДЕК...

Сценарий образовательной ситуации Образовательная область «Физическое развитие» «Зимние виды спорта»

Сценарий образовательной ситуации Образовательная область «Физическое развитие»группа общеразвивающей направленности (5-6 лет)«Зимние виды спорта»...

Сценарий образовательной ситуации в группе детей 5-6 лет Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Тема: «Замок Снежной Королевы»

Сценарий образовательной ситуации в   группе детей 5-6 летТип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»Тема: «Замок Снежной Королевы» Цель: формирование представлений детей о н...

Сценарий образовательной ситуации с детьми 6-7 лет в образовательной области «Познание» (обучение грамоте) на тему: «Как мы помогли Вите сделать домашнее задание»

Данная методическая разработка очень хорошо подходит для повторения уже пройденного материала по разделу "Обучение грамоте", включает в себя задания на закрепление представлений об алфавите,...

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе (интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»). Тема: «Земноводные»

Тип ситуации: открытие нового знания.Тема: «Земноводные».Основная цель: Формирование умения находить отличительные особенности земноводных от рыб и от животных.Задачи:Образовательные:1. Ра...

Конспект образовательной ситуации по рисованию «Знаки пожарной безопасности»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Цель: Закрепить представление детей об огне и о правилах пожарной безопасности (ППБ). Задачи: Совершенствовать навыки в...