СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗНАКИ > И <».
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
(образовательная область « познавательное равитие »).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_obrazovatelnoy_situatsii_v_starshey_gruppe_femp_znaki_2022_g.docx | 74.67 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ЗНАКИ > И <».
(ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАВИТИЕ »).
ПОДГОТОВИЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ: БЕЛЫХ И.В
НАДЫМ 2022Г.
Возрастная группа: старшая
Направление развития: познавательное
Образовательная область: формирование элементарных математических представлений
Технология: ситуация
Тип ситуации: открытие нового знания
Цель: Сформировать представления о знаках > и <.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать умение записывать результат сравнения с помощью знаков > и <;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;
- закрепить представление детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел с помощью знаков + и -, тренировать счетные умения;
- тренировать навыки самоконтроля. Развивать внимание, память, воображение, логическое и вариативное мышление.
Воспитательные:
1. формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;
2. воспитывать умение слушать ответы товарищей,
3. воспитывать положительные эмоции и радостное настроение у детей в процессе занятия;
Развивающие:
1.формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
2.развивать двигательную и мыслительную активность.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал:
1) Таблица №1 к заданию 2.1;
2) Таблица №2 к заданию 4.1;
3) Образец выполнения задания 5.3;
4) Демонстрационные таблицы к заданию 5.5.
Раздаточный материал:
1) лист к заданию 5.5;
2) Кубики LEGO к заданию 4.1;
3) Полоски картона одинаковой длины и ширины (по 2 штуки на каждого к заданию 4.1;
4) Карточки с записью чисел 1-10 и знаками +,-,= (по набору на двоих детей);
5) Карандаши, фломастеры.
Планируемые результаты:
• сформировано представление о знаках > и <;
• умеет использовать их для записи результата сравнения;
• умеет записывать сложение и вычитание групп предметов и чисел с помощью знаков + и -;
• сформирован опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
• развита двигательная и мыслительная активность;
• умеет слушать ответы товарищей;
• выражает положительные эмоции и радостное настроение в процессе занятия.
Этапы мероп риятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию (2-3 мин.) | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь….) мотивировать детей на игровую деятельность, - актуализировать знания об окружающем мире, - воспитывать культуру поведения. | Воспитатель собирает детей около себя. - Кем вы хотите стать, когда вырастите? После ответов детей воспитатель задает им еще один вопрос: - Как вы думаете, каким должен быть мужчина независимо от того, кем он работает? Как правило, дети отвечают, что мужчина должен быть сильным. - Зачем мужчине быть сильным? После обсуждения приходим к выводу о том, что мужчине нужно быть сильным не только для того, чтобы защищать, но и для того, чтобы помогать более слабым. - Кому должны помогать мальчики? (Мамам, бабушкам, девочкам, более младшим детям.) Воспитатель рассказывает, что мама попросила Таню и Ваню сходить в магазин за картошкой. Ваня как настоящий мужчина сказал, что картошку из магазина понесет он. Но Таня тоже хочет быть помощницей. - Как быть? (Надо, чтобы Ваня нес тот пакет, в котором больше картошки, а Таня — тот пакет, где картошки меньше.) Хотите сходить в магазин вместе с братом и сестрой и помочь им выбрать картошку? -Сможете это сделать? | постановка детской цели: зачем? | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий | Вопросы: хотите? Сможете? |
Актуализация знаний (5-6 мин.) | Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; актуализировать умение использовать для записи результатов сравнения групп предметов по количеству знаки = и ≠; - развивать мыслительные операции — анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества. | Мы пойдем к доске (в магазин), чтоб помочь ребятам подобрать нужные пакеты. 2.1. Игра «За картошкой» Дети подходят к доске — магазину. Воспитатель— продавец магазина рассказывает покупателям, что картошка во всех пакетах одинакового размера, но в некоторых пакетах картошек поровну, а в некоторых — нет. Воспитатель располагает таблицу №1 с изображением пар мешков (Д-1). - О чем рассказывают знаки, стоящие между пакетами? (Знак = говорит о том, что в пакетах поровну картошки, а знак ≠ — о том, что в пакетах картошки не поровну) - Какая из этих пар мешков подойдет Тане и Ване? Почему? Выслушиваются все ответы детей, после чего приходим к выводу о том, что знак = не подходит, так как в этом случае Ваня не сможет взять более тяжелый мешок, чем Таня, а пакеты, где стоит знак ≠, подойдут, так как они разные: в одном больше картошки, а в другом меньше. | Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания | Мотивация к самостоятельной деятельности | Фиксирование в речи затруднения и его причины |
Затруднение в ситуации (2-3 мин) | Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; - создать мотивационную ситуацию для введения знаков > и <; -сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; - тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь. | 3.1. Игра «За картошкой» (продолжение) - Какой мешок возьмет Ваня? Дети предлагают свои версии, после чего приходим к выводу, что Ваня не сможет выбрать пакет и в случае знака ≠. Хотя этот знак и рассказывает о том, что картошки не поровну, но он не говорит, где картошки больше, а где меньше. - Смогли ли вы помочь Ване выбрать тот пакет, в котором картошки больше? (Нет, не смогли) - Почему не смогли? (Потому что у нас нет знака, который бы рассказывал о том, где предметов больше, а где меньше.) Воспитатель: - Значит, что нам надо узнать, чтобы помочь Ване? Дети: - Нам надо узнать, как записать, что предметов больше или меньше. | Анализ детьми возникшей ситуации | Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину | Выявление уровня затруднения |
Открытие нового знания (способа действия) (3-4 мин.) | Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; - сформировать представления о знаках > и <; - сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»; - тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук, коммуникативные качества. | 4.1. Игра «Столбик» -Как это можно узнать? К этому времени дети уже знают способы действий «спросить у того, кто знает», «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по учебнику». Если они назовут первые два способа, воспитатель должен сориентировать их на третий способ. - А давайте сами попробуем сконструировать эти знаки! Сможете? Дети садятся за столы по 4 человека. На каждом столе лежат кубики ЛЕГО четырех цветов по 5 штук каждого цвета вперемешку и 8 полосок картона одинакового цвета, длины и ширины. Воспитатель предлагает взять по 5 кубиков одного цвета. Может возникнуть ситуация, когда кубики одного цвета захотят взять двое, трое или все четверо детей. Эту проблему они должны решить самостоятельно. - Постройте из ваших кубиков столбик. - Как вы думаете, сколько таких же кубиков вам понадобится взять, чтобы построить столбик такой же высоты? (Понадобится 5 таких же кубиков.) Воспитатель кладет на столы дополнительные кубики, и дети строят еще один столбик. - Поставьте два ваших столбика на одну полоску, а сверху положите другую. - Какой знак получился из полосок? (Знак =) - Как вы думаете, почему получился знак =? (Потому что в обоих столбиках одинаковое количество кубиков.) Воспитатель пишет на доске: 5 = 5. Воспитатель предлагает детям, сидящим за одним столом, убрать с правого столбика разное количество кубиков. Для выполнения этого задания детям придется договариваться. В результате один ребенок должен убрать1 кубик, другой – 2 кубика, третий — 3, а четвертый — 4 кубика. Воспитатель предлагает детям поставить столбик на место и положить сверху полоску. - Что интересного вы заметили? (Полоска лежит неровно) - Где расстояние между полосками меньше? (Оно меньше там, где меньше кубиков.) - Сколько у вас кубиков в левом столбике? У всех детей в левом столбике по 5 кубиков. Воспитатель пишет на доске одну под другой четыре цифры 5. - Сколько кубиков осталось в правом столбике? Дети по очереди называют, а воспитатель записывает рядом с каждым числом 5 названное число: 5 1; 5 2; 5 3; 5 4 - Куда больше раскрыты полоски? (в сторону большего числа) Воспитатель пишет на доске знак >. - Так? (Да) - Можем мы его назвать знаком «больше»? (Да) Воспитатель пишет знаки между числами. Дети хором читают записи. Воспитатель предлагает детям поменять столбики и положить на них полоску. - Сколько теперь кубиков в столбиках слева (справа)? Дети называют, а воспитатель записывает в столбик числа от 1 до 4., а рядом с ними, как и в первом случае, четыре цифры 5. - Куда больше раскрыты полоски?( В сторону большего числа) - Какие знаки вы предложили бы записать между числами 1 и 5, 2 и 5, 3 и 5, 4 и 5? Дети по очереди выходят и записывают свои варианты знаков. Как правило, по аналогии они пишут знак «меньше» правильно. А если кто-то запишет, например, знак «больше», то можно ему показать, что в этом случае полоски будут раскрыты в сторону меньшего, а не большего числа. Дети хором читают записи. - Как вы назовете знак, который только что придумали? (Знак «меньше») Воспитатель хвалит детей и говорит им о том. Что они только что придумали знак, с помощью которого можно рассказать, какое число больше, а какое меньше. Дети подходят к доске, и воспитатель открывает таблицу №2 (Д-2). - Какой же мешок возьмет Ваня? (Он возьмет мешок, который расположен справа). - Почему вы думаете, что это будет мешок, расположенный справа? (Потому что между мешками стоит знак, который открыт вправо, значит, в правом мешке больше картошки) - Смогли вы сами придумать знаки «больше» и «меньше» и помочь Ване? (Да) - Молодцы! | Формирование опыта успешного преодоления затруднения | Умение определять способы и средства для достижения цели | Теперь вы знаете как? |
Включение нового знания в систему знаний и умений (3-4 мин) | Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами - закрепить представления о знаках > и <; - тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, память, воображение, речь. - закрепить представления о сравнении групп предметов по количеству, знаках > и <; - тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, классификацию, умение делить слова на слоги, развивать внимание, память, воображение, творческие способности. - сформировать умение сравнить группы предметов по количеству с помощью знаков > и < на основе составления пар; - тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, речь. | 5.1. Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе» ч.3) Дети подходят к столам, на которых находятся тетради-учебники. Воспитатель предлагает детям проверить по учебнику, верно ли они догадались, как пишутся знаки «больше» и «меньше». Дети открывают учебник-тетрадь по закладке на стp. 39. - На что похож клюв пеликана в первом (втором) случае? (На знак «больше» («меньше»).) - В какую сторону больше раскрыт клюв? (В сторону аквариума с большим числом рыбок.) - Совпадают ли эти знаки с тем, что сконструировали вы? (Да) 5.2.Игра «Кого больше?». Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что Таня и Ваня принесли картошку домой и пошли поиграть во двор - Хотите поиграть вместе с ними? Таня и Ваня предлагают детям разбиться на две группы по какому-либо признаку. Дети могут предложить разбиться на мальчиков и девочек, на тех, у кого есть брат или сестра, и тех, у кого их нет, и т. п. Воспитатель может предложить детям разделиться на тех, чье имя состоит из двух частей (слогов), и на тех, имя которых состоит из 3 частей. - В какой группе больше детей? (Больше, например, тех, у кого имя состоит из двух частей, потому что их 5 , а тех, у кого имя состоит из трех частей, -4) - Придумайте, как можно изобразить знак «больше». Знак «больше» можно изобразить, соединив локти и разведя руки в сторону большего количества, можно изобразить ладошками, указательным и средним пальцами, разведя их в стороны, и т. д. Аналогично дети придумывают изображения знаков «равно» и «меньше». 5.3. Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе» ч.3) Дети садятся за столы. №1, с.39 «Сравни с помощью знаков > , < или =» Воспитатель предлагает детям помочь Ване выполнить домашнее задание, а для этого сравнить по количеству предметы, разложенные в мешки. Вначале надо определить, верно ли сосчитано количество предметов в мешках. Воспитатель предлагает детям рассмотреть первые два мешка. Дети пересчитывают бабочек и цветки и убеждаются, что числа записаны правильно. Воспитатель обращает внимание детей на то, что знак Ваня уже поставил, но не может объяснить, почему он поставил именно этот знак. - Объясните, как правильно надо было сравнить количество бабочек и цветков. Дети должны рассказать, что вначале надо было провести ниточки. Дети проводят ниточки между бабочками и цветками. Затем нужно было обвести цветки, имеющие пару. Дети обводят 2 цветка красной линией. Затем нужно посмотреть, сколько цветков осталось без пары. Остался лишний цветок. Значит, бабочек меньше, чем цветков. Поставили знак «меньше», полоски раскрыты в сторону цветков: 2<3. - На сколько бабочек меньше, чем цветков? (На 1) - На сколько цветков больше, чем бабочек? (Тоже на 1) Второе задание выполняется фронтально. -Что делаем сначала? (Проверяем, правильно ли посчитаны огурцы и помидоры) -Что нужно сделать для того, чтобы сравнить по количеству огурцы и помидоры? (Надо провести ниточки и составить пары между огурцами и помидорами. Затем нужно обвести огурцы, у которых есть пара) Дети проделывают названные действия. - Какой вывод можно сделать? (Что огурцов больше, чем помидоров, потому что не всем огурцам хватило пары.) - В какую сторону раскрыты полоски? (В сторону огурцов) Дети рисуют знак. - На сколько огурцов больше, чем помидоров? (На 1) Воспитатель выставляет образец выполнения задания Д-3(1) для самопроверки. Третье задание дети выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой Д-3 (2) Ваня благодарит детей за то, что помогли ему выполнить задание. - Молодцы! Вы очень помогли Ване. | Практическое выполнение задания | Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия | Самоконтроль |
Осмысление (2 мин) | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь | Дети собираются около воспитателя. Воспитатель: - Кому вы сегодня смогли помочь? Дети: Вани и Тане. Воспитатель: - Что вам было наиболее трудно? Воспитатель: - Какие новые знания дали вам возможность выбрать пакет, в котором больше картошки, помочь Ване выполнить домашнее задание? Дети:- мы узнали как записать, что предметов больше или меньше .Знаки > , < помогли выполнить домашнее задание. Воспитатель: Вы все были молодцы. | Рефлексия (личная оценка) | Умение достигать поставленной цели | Что хотели сделать? Получилось? Почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе ФФНР по теме: «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ СЕМИКАРАКОРСКОЙРОСПИСИ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе ФФНР по теме: «ДЕК...
Сценарий образовательной ситуации Образовательная область «Физическое развитие» «Зимние виды спорта»
Сценарий образовательной ситуации Образовательная область «Физическое развитие»группа общеразвивающей направленности (5-6 лет)«Зимние виды спорта»...
Сценарий образовательной ситуации в группе детей 5-6 лет Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Тема: «Замок Снежной Королевы»
Сценарий образовательной ситуации в группе детей 5-6 летТип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»Тема: «Замок Снежной Королевы» Цель: формирование представлений детей о н...
Сценарий образовательной ситуации в средней группе (Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»).
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР «Повышение профессиональной компетенции педагогов ...
Сценарий образовательной ситуации с детьми 6-7 лет в образовательной области «Познание» (обучение грамоте) на тему: «Как мы помогли Вите сделать домашнее задание»
Данная методическая разработка очень хорошо подходит для повторения уже пройденного материала по разделу "Обучение грамоте", включает в себя задания на закрепление представлений об алфавите,...
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе (интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»). Тема: «Земноводные»
Тип ситуации: открытие нового знания.Тема: «Земноводные».Основная цель: Формирование умения находить отличительные особенности земноводных от рыб и от животных.Задачи:Образовательные:1. Ра...
Конспект образовательной ситуации по рисованию «Знаки пожарной безопасности»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Цель: Закрепить представление детей об огне и о правилах пожарной безопасности (ППБ). Задачи: Совершенствовать навыки в...