Логические блоки Дьенеша
методическая разработка по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Астанина Валентина Ивановна

Использование набора фигур «Логические блоки Дьенеша» в играх с детьми дошкольного возраста. Данный материал развивает логику ребёнка, формирует познавательные процессы и мыслительные операции. Многофункциональное испозование блоков Дьенеша закладывает основательный фундамент знаний у детей. Блоки помогают развивать у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словами их отсутствие. Дети учатся описывать, абстрагировать, классифицировать, кодировать и декодировать свойства фигур, работать по схемам – обозначениям, креативно мыслить, проявлять творческое воображение.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskie_bloki_denesha.docx550.21 КБ

Предварительный просмотр:

         «Логические блоки Дьенеша»

«Логические блоки Дьенеша» - абстрактно-дидактическое средство, разработанное венгерским математиком и психологом З. Дьенешем. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Данный материал развивает логику ребёнка, формирует познавательные процессы и мыслительные операции.

Блоки  помогают  развивать у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словами их отсутствие. Дети учатся описывать, абстрагировать, классифицировать, кодировать и декодировать свойства фигур, работать по схемам – обозначениям, креативно мыслить, проявлять творческое воображение.

Блоки Дьенеша- потрясающее поле для воспроизведения различных игр разной сложности. Они дают колоссальную возможность заложить фундамент знаний у детей. И это подчёркивается в древней пословице «Я вижу - и забываю, я слышу - и я запоминаю, я делаю — и я понимаю!». Ведь, научившись делать и понимать, ребенок непременно выдаст свои способности, таланты и подчеркнет свою индивидуальность.

Итак, чтобы совершить путешествие в увлекательный интеллектуальный мир, надо хорошо подготовиться. Для начала составить план – сказочный, загадочный, интересный сюжет. А волшебные фигуры, способные превращаться в самые разнообразные образы, помогут нам.

Познакомиться с блоками малышам помогут их первые стихи «Идёт бычок качается», «Уронили мишку на пол», «Зайку бросила хозяйка», «Я люблю свою лошадку», «Самолет». Однозначно с трепетом и радостью ребёнок вспомнит стихотворение и узнает героя. С помощью фигур малыш сможет оживить его или нарисовать. Приятно осознавать и наблюдать, с какими чувствами ребёнок знакомиться с фигурами.

 

Со временем можно попросить ребёнка выложить героя по памяти, не выставляя картинку-образец. Выкладывание изображения по памяти или других вариантов запускает мыслительные процессы  и воображение ребёнка. Не торопитесь убирать фигуры, дайте малышу пофантазировать и сложить своё изображение из этих блоков. Познакомившись с разноцветным приятным материалом, маленький гений может самостоятельно что-нибудь построить. Блоки также можно сочетать с другими видами конструкторов и игрушек.

Играя с фигурами, начинаем знакомить детей с формой, цветом, размером. Очень интересно поиграть с малышом в игру «Волшебный мешочек» с помощью блоков Дьенеша. Знакомые фигуры сложить в мешочек. Ребенок на ощупь угадывает фигуру, тем самым закрепляет ее название и форму, величину и размер. Поиграйте с детьми в игру «Какая фигура спряталась». Внимание детей сосредоточенно на фигурах на протяжении всей игры.

Какое же путешествие без зашифрованных знаков, карты и приключений?

В путешествии в интеллектуальный мир не обойтись без волшебных фигур, которые способны превратиться и в дидактический материал, и в атрибут и героев сюжетных игр, и и ориентир в подвижных играх, и продукт детского творчества.

На ковре, используя блоки Дьенеша, можно играть в подвижные и малоподвижные игры.

Игра «Найди свой домик» помогает малышу развивать не только внимание и наблюдательность. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В такой игре ребенок физически активен и увлечен поисками своего домика. Домиками могут быть различные ориентиры под цвет или форму фигур. В игру «Найди свой домик» можно начинать играть детям с трех лет. Домиками для малышей могут быть три обруча желтого, красного и синего цветов. Дети по цветам разложат фигуры и закрепят название цвета.

Изучая и закрепляя геометрические формы, детям будет полезно разложить в игре фигуры по форме, используя фигуры различного размера и цвета. Но а если усложнить задачу, то можно классифицировать фигуры по нескольким признакам одновременно. Деткам уже надо серьезно поразмыслить, столкнувшись с непростой задачей. Поиски домика станут настоящим квестом, приключением если усложнить игру, закодировав дверь домика символами. Во время игры можно менять расположение домиков, ориентиров, а также фигуры у детей.

В более старшем возрасте для увлекательности игр вводим обозначения свойств фигур, т. е. кодируем и декодируем информацию. Эти умения просто необходимы секретным агентам и искателям сокровищ. Кодирование информации развивает память, внимание, наблюдательность, мышление. Сначала непросто ребёнку запомнить символы и коды.

Однако, научившись их распознавать и читать, ребёнок сможет самостоятельно кодировать информацию, придумывать сюжет игры и различные задания. Развитие логического мышления в дошкольном возрасте — залог успешного обучения в школе.

Но, чтобы не заблудиться, надо научиться ориентироваться на местности, прокладывать путь по зашифрованным следам, как в одной из следующих игр «Проложи дорожку к дому». В данной игре ребёнок не только узнает изображения знакомых фигур, декодирует свойства фигур, но и учиться ориентироваться на плоскости, называя направления «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «вперед». Аналогично взрослый может представить разные варианты игры: усложнить, разнообразить, добавить героев. В игру можно играть не только индивидуально, но и в паре, а также игроков может быть столько, сколько героев,  обозначенных в игре.

И наконец, накопив багаж знаний и умений, мы можем смело предложить юным искателям приключений отправляться на поиски сокровищ. Конечно, без главного атрибута — карты не обойтись. Карту можно нарисовать вместе с ребёнком, тем самым вовлекая участника приключений в творческий процесс создания атрибутов (карты, ключа, сундука, клада). Можно распределить обязанности. А можно разделиться на команды, организовать квест или эстафету. Для дошкольников старших, подготовительных групп может получится настоящее увлекательное путешествие. Интеллектуальная игра станет интересным, занимательным, а главное полезным приключением.

А вот и карта. Мы вышли из замка и по стрелочкам должны добраться до дерева, где спрятан ключ.

Но не просто открыть сундук. Надо расшифровать ключ. С помощью отрицания мы находим правильный цвет фигуры.

Если мы правильно расшифровали ключ, то непременно его волшебная сила откроет сундук.

Проверяем! Всё сделали правильно. Замок открыт! Мы нашли сокровище!!!

 

Играйте с детьми! Ведь игра — это увлекательное путешествие!

Астанина Валентина Ивановна

Воспитатель

ГБОУ Школа №2044, город Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".

Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...

Мастер-класс "Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера"

Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера...

«Использование игрового материала с логическими блоками Дьенеша для развития логического мышления дошкольников».

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...

Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

Игры и упражнения с логическими   блоками Дьенеша...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...