Конспект занятия по ФЭМП "Счёт до четырёх. Число и цифра 4" для детей средней группы
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Счёт до четырёх. Число и цифра 4"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_matematike_po_sistemno-deyatel.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
КОНСПЕКТ
занятия по формированию элементарных математических представлений
«Счёт до четырёх. Число и цифра 4»
для детей средней группы 4- 5 лет
Образовательная область: «Познание»
Составила: воспитатель
Коткова Н. Г.
Программное содержание:
- сформировать представления о числе и цифре 4. Умение считать до четырёх, соотносить цифру 4 с количеством;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спроси у того, кто знает»;
- закрепить счетные умения, умения выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение сравнивать и упорядочивать предметы по высоте, умение видеть и продолжать закономерности чередования фигур, отличающихся цветом;
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
Материал к занятию:
демонстрационный материал: картинка с изображением белки.
раздаточный материал: 4 желтых треугольника, 4 круга синего цвета, карточка с цифрой 4 на каждого ребёнка; карточки с нарисованными на них грибочками, на которых разное количество грибов (парные, на количество детей.)
Ход занятия
- Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о времени года «Осень».
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (осень)
- Как вы определили, что сейчас осень? (листья пожелтели и опадают, солнце светит меньше, птицы улетают)
- Что делают осенью лесные жители? (белка делает себе запасы на зиму, медведь собирается спать, зайчик скоро поменяет шубку)
- У белки в лесу сейчас много хлопот, нужно и за малышами бельчатами присматривать и запасы делать на зиму? Не успевает белка сделать запасы и просит вас помочь. Хотите помочь белке? Сможете?
2. Актуализация знаний
Игра «Собери орешки»
Дидактические задачи:
- актуализировать счет до трёх, сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар и пересчётом, сравнение и упорядочивание предметов по высоте;
- тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.
Дети садятся за столы, где разложены по 3 жёлтых треугольника и 3 синих круга на каждого ребёнка.
Воспитатель: Ребята, треугольники – это бельчата.
- Сколько бельчат у белки? (3)
- Белка насобирала им орешки, но волнуется, хватит ли орешков.
- Как это узнать? (дети могут сосчитать бельчат и орешки, бельчат – 3,
орешков -3, их поровну).
- Как белке показать, что орешков действительно хватит? (нужно дать каждому бельчонку по одному орешку).
- Затруднение в ситуации
Игра «Собери орешки» (продолжение)
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для введения числа 4, счета до четырёх;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
- тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Воспитатель рассказывает, что белка нашла ещё один орешек. На стол кладутся круги по количеству детей. Каждый ребёнок берёт по одному кругу.
Воспитатель: Ребята, помогите белочке сосчитать сколько всего орешков?
Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого круга: один, два, три...(некоторые дети могут сбиться, так как они еще не знают счета до четырёх).
Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?
Фиксация затруднения:
Воспитатель: Смогли вы помочь белочке сосчитать орешки? ( Нет, да)
Выявление причины затруднения:
Воспитатель: Почему не смогли? (потому, что не знаем, как считать дальше).
Постановка образовательной цели (опыт целеполагания)
Воспитатель: Что же нам нужно сделать, чтобы помочь белочке? (научиться считать дальше)
-Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (надо спросить у того, кто знает).
4. «Открытие» нового знания
Игра «Собери орешки» (окончание)
Дидактические задачи:
- закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе четырёх, умение считать до четырех, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из четырёх предметов;
- сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
Воспитатель: Ребята, значит, что нам надо теперь сделать? (надо узнать, как считать дальше)
- Кто знает, какое число следует при счете за числом 3 (выслушивает ответы детей, хвалит тех, кто ответил правильно)
При счете за числом 3 идет число 4.
- Как получили 4 орешка? (было 3, нашли ещё один).
- Сколько всего стало орешков? (4)
(Воспитатель вместе с детьми считают до четырех. Воспитатель фиксирует внимание детей на технике счета до четырёх: при счёте надо дотрагиваться до каждого предмета один раз, проговаривая: один, два, три, четыре. Затем надо обвести все предметы рукой и сказать: «всего четыре предмета»).
Воспитатель: Поровну ли теперь орешков и бельчат? (нет).
- Чего больше? (орешков больше, бельчат меньше).
- Что нужно сделать, чтобы их было поровну? (надо пригласить еще одного бельчонка или убрать один орешек).
Воспитатель кладет на стол дополнительные треугольники желтого цвета. Дети берут по треугольнику и уравнивают группы предметов. Пересчитывают и сравнивают их.
Воспитатель: Сколько бельчат? (четыре).
- Сколько орешков? (четыре)
Воспитатель хвалит детей и делают вывод, что бельчат и орешков поровну (четыре и четыре поровну)
Воспитатель: Все бельчата получили орешки, и приглашают вас с ними попрыгать под веселую музыку.
Затруднение в игровой ситуации
Игра «Заготовим орешки на зиму»
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 4;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать речь, логическое мышление, инициативность.
Воспитатель рассказывает, что бельчата решили спрятать орешки на зиму. И чтобы не забыть, где искать орешки, они решили обозначить цифрами деревья, в дуплах которых будут прятать орешки.
Воспитатель: Ребята, помогите подобрать карточки с цифрами к каждому дереву по порядку (слева направо).
Может возникнуть затруднение: какой цифрой обозначить четвертое дерево.
Воспитатель: Почему не смогли? (потому что не знаем, как обозначается число четыре).
Преодоление затруднения
Игра «Заготовки на зиму» (продолжение)
Дидактические задачи:
- познакомить детей с цифрой 4, соотносить цифру с количеством;
- закрепить умение преодолевать затруднения способом «спроси у того, кто знает»;
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать речь.
Воспитатель: Что нужно сделать, если не знаешь, но очень хочется узнать? (надо спросить у того, кто знает).
После вопроса воспитатель показывает цифру четыре.
Воспитатель: Это значок говорит о том, что предметов четыре.
Дети выбирают из цифр, лежащих на столе, цифру четыре и обозначают четвертое дерево.
- Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Собери грибы»
Дидактическая задача: развивать внимание, мыслительные операции, закрепление счета до четырех.
Воспитатель: Ребята, мама белка попросила вас собрать для бельчат по 4 грибочка каждому. Дети идут на «полянку», на которой разложены грибы. Дети собирают каждый по 4 гриба.
Вместе с воспитателем дети проговаривают способ счета предметов: при пересчете надо не пропустить не один предмет и не один предмет не посчитать дважды.
Игра «Наведи порядок»
Дидактическая задача: закрепить счет до четырех, умение соотносить цифру 4 с количеством.
Воспитатель: Ребята, белка просит навести порядок в дупле и разложить грибы по корзинкам. В каждую корзину нужно положить столько грибов, сколько обозначено на корзине. (Дети раскладывают грибы по корзинам)
- Осмысление
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель: Кому вы сегодня помогли? (помогли белке сосчитать хватит ли орешков для бельчат, спрятать орешки на зиму, навести порядок в дупле)
- Почему вам это удалось? (Потому что научились считать до 4 и узнали как обозначается цифра 4).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширению кругозора для детей средней группы, тема: «Моя семья» (печем печенье для любимых)
Есть в доме любомСемейный альбом.Как в зеркале,Мы отражаемся в нем.Пускай, не всегда мы красивы,Зато эти фото — правдивы.Хранится альбом в нашем доме,И снимки хранятся в альбоме.Их много — и ста...
Конспект занятия по математике «Путешествие в гости к цифрам» для детей среднего дошкольного возраста.
Этот конспект поможет в проведении интересного занятия по математике для детей среднего дошкольного возраста....
Конспект занятия по аппликации с использованием техники: обрывание бумаги для детей средней группы. «Веселый снеговик»
Задачи: Образовательные: учить составлять изображение из частей, располагая их по величине (большой, поменьше, маленький, закреплять умение аккуратно пользоваться клеем, упражнять в технике обрыв...
Конспект занятия «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» для детей средней группы «Путешествие в страну «МылоПузыряндию»
В рамках детского сада, мною было проведено открытое занятие по экспериментированию. Дети узнали много нового и интересного. Расширили представления о способах обнаружения воздуха. Продолжили знакомит...
Конспект занятия для родителей «Путешествие в прошлое. Русская изба.» Для детей средней группы.
Конспект занятия для родителей «Путешествие в прошлое. Русская изба.»Для детей средней группы.Ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традиц...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные зоопарка» для детей средней группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Красная шапочка» Конспект занят...
Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей средней группы "Путешествие в зимний лес"
Данный конспект занятия разработан для того, чтобы помочь в обучении пониманию природных явлений и их влияния на эмоциональное состояние человека; в развитии диалогической речи; в развитии способности...