конспект по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по математике
в подготовительной к школе группе
Выполнила: воспитатель
МАОУ «Белочка»
Жамаганова Д. Л.
Тема: «КАК ПОМОЧЬ БУРАТИНО?»
Задачи:
- Закрепить знание детей о последовательности дней недели; геометрических фигурах.
- Повторить порядковый и обратный счет, четные и нечетные числа,
части суток, время года, весенние.
- Продолжать учить выделять условие, вопрос, решение и ответ задачи, упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел;
- Совершенствовать знания о составе числа 5 из 2-х меньших чисел;
- Формулировать навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку;
- Способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности;
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа:
1. Приготовить числовые домики с номером 5
- цифры;
- Приготовить конверты с геометрическими фигурами.
- Подготовить раздаточный материал;
- Подготовить демонстрационный материал.
Методические приёмы:
- Наглядные;
- Словесные (напоминания, указания, вопросы);
- Игровые (сюрпризный момент);
- Поощрение, дифференцированный анализ занятия.
Демонстрационный материал:
- Картинка «человечек из геометрических фигур»;
- Числовой домик (без жильцов).
- Мячик для игры.
Раздаточный материал:
- Линейки с окошечками (по 1 на каждого ребёнка);
- Простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка);
- Листок бумаги в клетку (по одному на каждого ребёнка; размер клетки
0,5 х. 0,5 или 1 х 1 см.)
- Числовые домики.
Структура занятия:
- Сюрпризный момент – 3 мин.
- Разминка – 3 мин.
- Решение логических задач – 3 мин.
- Решение арифметических задач – 5 мин.
- Физ.минутка – 1 мин.
- Разбор состава числа – 3 мин.
- Решение задачи с использованием счёта геометрических фигур – 3 мин.
- Рисование «золотого» ключика – 3 мин.
- Итог занятия – 2 мин.
- Заключительный сюрпризный момент – 2 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В.: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку.
Заглянула в неё и нашла письмо. Его написал нам Буратино. Вот оно. Хотите узнать, что в нём? (да)
ЧТЕНИЕ ПИСЬМА.
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате и не отдают мне мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Отпустят меня они только тогда, когда я помогу им ответить на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Первый вопрос в конверте под номером 1.»
В.: - Ну, что, ребята? Поможем Буратино?
Д.:-------------
В.:- Алиса, принеси, пожалуйста, конверт под номером 1. В пожарном уголке.
(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его)
В.: -Задание №1.Оно называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»
1. Какой сегодня день недели?
2. Сколько всего дней в неделе?
3. Сколько рабочих дней в неделе?
4. Сколько выходных дней в неделе?
5. Как называется пятый день недели?
6. Назовите четыре времени года?
7. Какое сейчас время года?
8. Какие весенние месяцы вы знаете?
9. Назовите части суток?
Молодцы! Справились, а вот и подсказка: 2-ое задание ищите в конверте, где изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке. (Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл…). Что же это за геометрическая фигура?
Да, это круг. Давайте посмотрим, есть ли конверт с геометрической фигурой – круг.
В уголке природы.
Юля, принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой – круг.
(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его).
-Задание № 2. (Буратино, просит помочь ему вспомнить порядковый счет и обратный). Игра «Математическая разминка» Надо вспомнить порядковый и счет от 1 до 10 и обратный от 10 до 1 (раздать детям карточки с цифрами ходьба по лесной полянке под музыку по окончании музыки быстро собраться по порядку).
(дети выполняют задание) проверяет правильность выполнения задания ребенок кому не досталась карточка.
Игра с мячом назови предыдущее число (повторим обратный счет).
Повторить цвета на палитре. (Как лучше запомнить цвета?)
«Каждый охотник желает знать где сидит фазан»
В.: - Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?
Д.: -(3 угла у треугольника). Конверт с треугольником находится в парикмахерской
под зеркалом.
(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его.)
Задание № 3. «Реши задачи» Буратино затрудняется решать задачи, поможем ему?
В- Давайте все сядете за столы, возьмите линейки с окошечками.
В.:- Сейчас вы послушаете условие задачи, а потом ответите на мой вопрос.
« На ветке сидели 2 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?» (Отвечаете полным ответом, сидим прямо не сутулимся).
Задача № 2.
«На ветке висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке? (2)
(Полный ответ, на ветке осталось висеть 2 яблока).
Задача № 3.
На озере плавали 4 белых лебедя и один черный. Сколько всего лебедей плавало на озере?
Задача № 4.
« Бабушка и Катя мыли посуду. Бабушка вымыла 3 тарелки, а Катя 2. Сколько всего тарелок вымыли Катя с бабушкой ?» (5)
Задача № 5.
На грядке росло 6 морковок. Мама выдернула 2 морковки. Сколько морковок осталось на грядке? (4)
В.:- Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой все стороны равны. У какой геометрической фигуры равны все стороны?
Д.:--- (Это квадрат) Рома принеси конверт с геометрической фигурой квадрат он находится
уголке игрушек возле кукол с правой стороны.
В.:- Но прежде чем мы откроем конверт, на котором изображён квадрат, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм? Д.:- (Витамины, овощи, фрукты.
В.:-Ну, а мы свами укрепим свой организм гимнастикой.
В.:- Давайте проведём небольшую гимнастику и превратимся на время в Буратино.
ФИЗ.МИНУТКА «БУРАТИНО»
«Буратино потянулся, - встать на носочки, поднять руки вверх-потянуться, вернуться
в исходное положение;
Раз, нагнулся два нагнулся, - руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон
вперёд. Выпрямиться;
Руки в стороны развёл, - развести руки в стороны;
Ключик видно не нашёл, - повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо;
Чтобы ключик нам достать - опустить руки вниз;
Надо на носочки встать - встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть
руки перед собой;
И руками помахать». - помахать руками.
В.:- А теперь откроем конверт, на котом изображён квадрат.
( воспитатель открывает конверт, достаёт задание).
Задание № 4.
В.:- Ребята, Буратино отправил нам домики с номером 5. Только вот квартиры он не смог пронумеровать. Вам надо их пронумеровать. Вот подсказка сумма номеров двух квартир
должна быть равна номеру дома. Пронумеруйте квартиры в этом доме (см. приложение № 2).
В.:- Подвиньте к себе домики и цифры. Пронумеруйте квартиры. (дети задание).
Все справились? Давайте проверим. Номина, пожалуйста, расскажи, как ты пронумеровала квартиры.
(Номина рассказывает, как она выполнила задание, все проверяют свои работы).
Молодцы, ребята!
« Следующее задание в конверте с изображением прямоугольника». он находится
В уголке правила дорожного движения на второй полке слева от паркинга.
В.:- Аламжи, принеси нужный конверт.
( ребенок приносит конверт, воспитатель читает задание)
Задание № 5.
« Надо найти в группе необычного мальчика. Он находится в книжном уголке с правой стороны на парте.
В.:- Настя, посмотри, кто там спрятался.
(ребёнок подходит к указанному месту, достаёт нарисованное и с помощью геометрических фигур, изображение мальчика и приносит воспитателю).
См. приложение № 3.
В.:- Это правда необычный мальчик. Из чего же он состоит?
Д.:---------------(из геометрических фигур).
В.:- Назовите их.
Д.:---------------(круги, прямоугольники, квадраты, треугольники).
В.:- А теперь сосчитайте и покажите цифру.
- Сколько КРУГОВ понадобилось для изображения мальчика? (6)
- Сколько ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ-------------------------------------(4)
- Сколько КВАДРАТОВ--------------------------------------------------(3)
- Сколько ТРЕУГОЛЬНИКОВ-------------------------------------------- (7)
(После каждого подсчета геом. Фигур дети показывают цифру)
(раздаётся стук в дверь, в группу вносится конверт)
В.:- Это нам? Спасибо. А от кого оно?
- Это письмо от лисы Алисы и кота Базилио. Нужно срочно его прочитать.
Чтение письма.
« Мы устали ждать, поэтому решили вернуть вам Буратино вместе с золотым ключиком. Но у нас есть одно условие. Вот оно: нарисуйте нам подарки. Рисовать вы должны по клеточкам. Вот подсказка».
В.:- Здесь есть план. Давайте не будем терять время. Подвиньте тетради, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.
4 клетки – вправо
2 клетки – вверх
4 клетки – вправо
5 клеток – вниз
4 клетки – влево
2 клетки – вверх
4 клетки – влево
1 клетка – вниз
1 клетка – влево
1 клетка – вниз
1 клетка – влево
3 клетки – вверх
2 клетки - вправо
В.:- Что получилось?
Д.:- ---------------------(ключик)
В.:- Давайте оправим все ваши ключики лисе и коту. Пусть они помогут освободить Буратино.
(работы собираются и выносятся за пределы группы)
Подводится итог занятия: Ребята скажите кому мы сегодня помогали?
Как мы помогли ему? (вспомнили дни недели, времена года, части суток , повторили порядковый и обратный счет, разделили числа на четные и не четные, пронумеровали дом с №5, повторили цвета, решали задачи. Нарисовали золотой ключик.
во время которого «почтальон» (другой воспитатель) вносит в группу письмо – ответ.
«Ребята! Большое вам спасибо. Кот Базилио и лиса Алиса меня отпустили, вернули золотой ключик. Я обещаю вам, что буду выполнять всё, что скажет мне Мальвина. И постараюсь многому научиться, потому что я хочу быть похожим на вас: много знать и уметь. До свидания! Спешу на урок!» Оправляю вам в знак благодарности сладкие призы.
Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось. Наше занятие закончено.
Приложение № 1
Приложение №2
Тема:
«Как помочь Буратино»
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное слово»
Цель: расширение, применение в сходной ситуации знаний детей, полученных ранее.
- Задачи: Закрепить знание детей о последовательности дней недели; геометрических фигурах.
- Повторить порядковый и обратный счет, четные и нечетные числа,
части суток, время года.
- Продолжать учить в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел;
- Совершенствовать знания о составе числа 5 из 2-х меньших чисел;
- Формулировать навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку;
- Способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности;
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методы и приемы:
- Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение)
- Наглядный ( Учебная зона, учебная доска, рисунок необычного мальчика);
- Практический (решение математических упражнений с использованием дидактического материала):
- репродуктивный метод (задания № 1 «Не зевай быстро на вопросы отвечай», №2 «Математическая разминка», №3 «Решите задачи», № 4 «Числовой домик»)
- эвристический метод (Задание № 5 «Человечек из геометрических фигур», № 6 «Рисование ключика»
- исследовательский метод ( № 5 «Поиск геометрических фигур на необычном человеке»
Структура занятия
- Водная часть: (организация детей) – 3 минуты
- Основная часть: (практическая деятельность) - 24 минуты
- Заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты
Водная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность. Это было сделано с помощью игрового сюжета «Как помочь Буратино», с чтения письма. Непосредственно образовательная деятельность была направлена на решение проблемно-игровой ситуации: помочь Буратино.
Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности был введен герой Буратино, который отправил письмо о помощи. На протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности, он отправляет письма с заданиями детям, и просит помочь ему. После каждого успешно выполненного задания дети снова получают письма с другими заданиями ориентируясь в групповой комнате они ищут конверты с геометрическими фигурами.
Основная часть НОД - это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на выполнение всех поставленных учебных задач.
В основную часть НОД были включены задания на повторение пройденного материала, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление навыка.
Задание № 1 - «Не зевай быстро на вопросы отвечай» - направлено на повторение изученного материала, развитие памяти, внимания.
Задание № 2 - «Математическая разминка» было дано с целью закрепления навыков порядкового и обратного счета в пределах 10, знание состава чисел в пределах 10. Повторение цвета на палитре с использованием мнемонических фраз.
Задание №3 - «Реши задачи» - были предложены детям для закрепления навыков формирования вычислительной деятельности, простых арифметических операций в уме, а также для развития слухового внимания.
Задание № 4 - «Числовой домик» - ставило следующие задачи: закрепить решение простых арифметических задач; формировать арифметические действия сложения; совершенствовать умение заполнять арифметические действия, используя карточки с цифрами.
Задание № 5 - «Человечек из геометрических фигур» - способствовало закреплению знаний о геометрических фигурах. Дети с удовольствием проявляли любознательность, активность, самостоятельность.
Задание № 6 - «Рисование ключа по клеточкам» стимулировало детей на закрепление навыков математического моделирования (по схеме, по представлению), развитие творческого мышления.
В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена, физкультминутка.
Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.
Для решения учебных задач использовались дидактические пособия, направленные на совершенствование навыков математического моделирования, развитие логического мышления, памяти, внимания, слухового восприятия: Числовой домик, линейка с окошечками, картинка с изображением человека из геометрических фигур, мяч для игры повторение обратного счета, листочки в клеточку для рисования золотого ключика.
Использование в непосредственно образовательной деятельности героя сказки Буратино, физкультминутки превращение на время в Буратино, обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных учебных задач.
В заключительной части НОД
По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:
- дети успешно справились с заданиями, отправленные Буратино.
- дети усовершенствовали навык решения задач на сложение и вычитание; -- совершенствовали знания о составе числа пять из двух меньших чисел;
- дети усовершенствовали навык рисования по клеточкам.
Поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени - 30 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ФЭМП во 2 младшей-средней группе Тема: "Знакомство с понятиями «один» и «много»"с учетом ФГОС ДО (из опыта работы)
Конспект непосредственной образовательной деятельности во 2 младшей-средней группе по ФЭМПтема: Знакомство с понятиями «один» и «много» (из опыта работы) с учетом Ф...
Конспект по ФЭМП "По грибы"
Конспект по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект по ФЭМП "В мире математики", конспект "Времена года"
Цель: Уточнить и закрепить полученные в течении года знания, умения, навыки.Задачи: - формирование представлений о временах года их смене и месяцах;- закрепление знаний о животных, птицах, насекомых;-...
Конспект по ФЭМП в старшей группе по ФЭМП. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"...
Конспект по ФЭМП в первой младшей группе "Большой -маленький" план-конспект занятия по математике (младшая группа)
Формирование элементарных математических представлений....
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группеКонспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе.
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе....