Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Проказы зимушки – зимы». Доминирующая область: «Познание» (формирование элементарных математических представлений) Интеграция областей: коммуникация, социализация Интегрированные цели и задачи: Образовательные цели: Закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по трём признакам (размер, цвет, форма), вести прямой и обратный счет до 10, находить предыдущее и последнее число для каждого числа от 1 до 10; вести порядковый счет, самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры по наличию элементов (углы), использовать обобщённое понятие «четырёхугольник», выкладывать множество с заданным количеством элементов, учить выполнять игровые действия. Развивающие цели: развивать воображение, внимание, логическое мышление, умение понимать образный смысл загадки. Воспитательные цели: воспитывать любовь к природе, познавательный интерес ко всем временам года. Материал. письмо, карточки с загадками, цифровой ряд 1-10, разноцветные снежинки, елочка с игрушками, набор геометрических фигур, д.и «Отгадай по описанию», д.и. «Найди пару» индивидуальные пеналы, сигнальные карточки, тетради, цветные карандаши. Предварительная работа. Чтение стихов и сказок о зиме, отгадывание загадок, дидактические игры: «Что лишнее?» (классификация геометрических фигур по одному- трём признакам), «Найди пропущенное число» и « Соседи числа». Ход занятия 1. Организационный момент. Стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с конвертом - Ребята, посмотрите, что это такое? (письмо).Кто бы мог написать нам письмо? Давайте откроем и прочитаем его: Дорогие ребята, Пишет вам зимушка-зима. Хотите, чтобы я пришла? Все снегом белым замела? Чтоб смогли построить горку Кати, Павлики, Егорки? Чтоб смогли скатиться с санок Вани, Сони и Оксаны? На коньках по льду скользить? У елки хоровод водить? Выполняйте все заданья, Проявляйте вы вниманье, Постарайтесь и тогда, все укатаю в снега. Будет вам тогда сюрприз От зимы прекрасной приз. - Ребята, хотите, чтобы пришла настоящая снежная зима? Давайте приступим к выполнению заданий, но зима хитрая, все задания «заморозила», чтобы их разморозить надо отгадать ее загадки. 2. Количественный и порядковый счет - Итак, первая загадка: Покружилась звёздочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (Снежинка) - Правильно снежинка. Посмотрите, сколько разноцветных снежинок принесла нам зима. - Сосчитайте, сколько всего снежинок? - Давайте сосчитаем от одного до десяти. От десяти до одного. - Назовите соседей числа 4, 7, 2, 10. - Назовите, какого цвета снежинки? (на доске 7-8 снежинок разных цветов) - Какая по счету голубая снежинка? - Какая по счету желтая снежинка? - Какая по счету зеленая снежинка? - Какого цвета третья по счету снежинка? - Какого цвета пятая по счету снежинка? - Какого цвета шестая по счету снежинка? - Какая снежинка находиться между розовой и голубой? Между белой и красной? - Отлично справились с этим заданием. Попробуем отгадать следующую загадку. 3. Образование множеств с заданным количеством элементов. Работа с демонстрационным и раздаточным материалом У нее одежки колки: Все иголки, да иголки. Звери шутят: "Дядя еж на нее слегка похож". Приходит с подарками, блестит огнями яркими, Нарядная, забавная, на Новый год - главная. Елка. - Верно, елка, но не простая, а новогодняя. Посмотрите какая она нарядная (выставляется картинка елки с игрушками) - Игрушками какой формы украшена наша елка? (круглой и квадратной) - Кто поможет мне выбрать круг? (вызывается один ребенок к доске) - Что мы знаем о Круге? (у круга нет углов) - У какой еще геометрической фигуры нет углов? (овал) - Кто поможет мне выбрать овал? - Кто может выбрать квадрат? Что мы о нем знаем? (у квадрата четыре стороны, четыре угла, все стороны ровны). - У каких еще фигур по четыре стороны и угла? (прямоугольник, ромб, трапеция). Как их можно назвать одним словом? (четырехугольники) - А сейчас открывайте пеналы и приготовьте карточки. (карточки из двух рядов) -Выложите в первом ряду карточки столько квадратов, сколько игрушек квадратной формы на нашей елке. - Во втором ряду выложите столько кружков, сколько игрушек круглой формы. - Сколько вы выложили квадратов? Давайте проверим. Сколько кругов? - Чего больше кругов или квадратов? - А сейчас выложите в первом ряду столько квадратов, сколько красных игрушек на елке, а во втором ряду столько кругов, сколько желтых игрушек. Проверим. Каких игрушек больше: красных или желтых? Каких меньше? - А сейчас задание посложнее, с ним справиться самый внимательный. - Какая фигура здесь лишняя? (из 3–ех фигур – синий круг, желтый круг и синий квадрат – выбрать лишнию). Почему, объясните. 4. Физкультминутка «Метелица» 5. Дид.игр «Отгадай по описанию» - Уже две загадки Зимы мы отгадали и справились с заданиями, попробуем отгадать третью: Что за нелепый человек Пробрался в двадцать первый век. Морковкой нос, в руке метла, Боится солнца и тепла. (Снеговик) - Правильно, снеговик. Посмотрите, сколько снеговиков дарит нам зима, все они разные. Чем же они отличаются? (выставляются 6 снеговиков, отличающихся цветом ведра на голове, метлой или лопатой в руках, разным количеством «пуговиц») - Давайте, ребята, поиграем, я буду описывать снеговика, а вы должны догадаться о каком снеговике я говорю. Проводиться дидактическая игра «Отгадай по описанию» 6. Дид.игр «Найди пару» - Ребята, а как вы думает о ком следующая загадка? Две сестрички, Две плетенки Из овечьей пряжи тонкой. Как гулять - их надевать, Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки) - Варежки носят по одной? Нет, конечно, их носят парой, а вот наши варежки перепутались, помогите найти пару одинаковых варежек. (из 5 варежек необходимо выбрать 2 одинаковые) Проводиться дидактическая игра «Найди пару» 7. Работа с сигнальными карточками. Дид. упражнение «Это правда или ложь» - А сейчас немного поиграем и докажем Зиме, что мы готовы ее встретить и все о ней знаем. Если то, о чем я говорю – правда, вы поднимаете зеленую карточку, если ложь, красную карточку. - Зимой метет метель. - Зимой цветет сирень. - Зимой можно кататься на лыжах. - Зимой птицы улетают на юг. - Зимой медведь спит. -Зимой бегут ручьи. -Зимой можно играть в снежки. - Дед Мороз приходит зимой. - Молодцы, вы были очень внимательны! 8. Работа в тетрадях. Развитие графических навыков. - И последнее задание, которое приготовила вам Зимушка-Зима. Открывайте тетради: Я тетрадь свою открою И с наклоном положу Я друзья от вас не скрою Карандаш вот так держу. - Если вы правильно соедините цифры от 1 до 7 вы узнаете, какой сюрприз приготовила вам Зима. (соедиив цифры правильно, дети получают изображение елки) 9. Подведение итогов. - Молодцы, ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями проказницы Зимы (отметить наиболее активных детей), и она как и обещала – дарит вам подарок – это математическое лото.
|