РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка"Посчитай-ка" старшей группы № 1 с 5 до 7 лет
учебно-методический материал по математике (старшая группа)
Целевой раздел
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это счётные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_torgovoy_1_gruppa.docx | 40.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личного
направления развития воспитанников № 10 “Родничок”»
Принято Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ
№ ____ от ___ 2021г. _________Ю.С.Батуева
«__»____________2021 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка"Посчитай-ка"
старшей группы № 1
с 6 до 7 лет
на 2020-2021 учебный год
Ф.И.О. и должность автора программы:
Торгова Полина Валерьевна
Воспитатель
Озерский городской округ Челябинской области
2021
Содержание
- Пояснительная записка ……………………………………………….. 3
- Актуальность …………………………………………………………... 3
- Цель ……………………………………………………………………… 4
- Календарно-тематический план работы……………………………….. 6
- Используемая литература ………………………………………………. 10
I. Целевой раздел
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это счётные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
Пояснительная записка
Программа кружка «Посчитай - ка» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- Закон РФ «Об образовании».
- СанПиН 2.4.1.3049-13
- Устав МБДОУ ДС №10
- ФГОС ДО.
Занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в счете предметов, в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по образцу, по собственному замыслу.
В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Занимательные математические игры позволяют:
1. Охватить более широкий диапазон психических процессов, начиная от таких сравнительно простых, как пространственное восприятие, и кончая более сложными (воображение, мыслительный анализ, сравнение, умозаключение и др.)
2. Стимулирование развития математических способностей.
3. Развитие умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять и
анализировать.
4. Развивать конструктивное мышление
5. Способствовать развитию мелкой моторики, тем самым стимулировать развитие речи и интеллекта ребёнка.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его.
Во вне учебное время занимательные математические игры наряду с другими можно использовать для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе.
Цель: использования дидактического игрового материала на занятиях и в свободной деятельности детей.
Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатели рекомендуют родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и семьи способствует всестороннему развитию детей, подготовке к обучению их к школе.
Математические игры:
- «Отгадай число».
Цель: Закрепление знаний числового ряда. Закрепление умения детей сравнивать числа.
По заданию ребенок должен назвать число меньше или больше какого-то числа, "соседей" числа. Какое число стоит между числами.
2.«Геометрическая мозаика». «Составь картинку» (Картинка из геометрических фигур).
Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах.
Задачи: Формировать умения раскладывать геометрические фигуры на группы по качественным признакам. Развивать внимания, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать интерес к математическому развитию
4. «Числовой ряд»
Цель: этого задания - закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.
- «Расставь мячи».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику рук. Мячики нужно расставить в определённом порядке, следуя заданию. Например: расставь мячики так, чтобы синий мячики был справа от красного, а маленький жёлтый мячик был слева от синего и т. д.
6. «Составь фигуру из палочек».(Игры со счетными палочками)
Цель: Умение перекладывать палочки для составления геометрических фигур и изображений.
Задачи: Формировать умение добиваться нужного результата. Развивать логическое мышление, воображение, память. Воспитывать умение использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.
- «Сосчитай и положи цифру».
Цель: Учить детей количественному счёту, учить соотносить количество предметов с числом.
- «Математические Кошки и Олени».
Цели: Способствовать развитию мелкой моторики рук с помощью
шнурования;закреплятьзнаниецифрот1до10; закреплять количественный и порядковыйсчетот1до 10. Развивать память, внимание, усидчивость.
- «Угадай, который по счету».
Цель: закрепить навык порядкового счета.
Описание. На наборном полотне или на доске в ряд ставятся все герои сказки «Теремок». Задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, которого по счету героя я спрятала?» Посмотрите, сколько всего героев? выслушав, ответы детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены герои. Затем 1 –го героя, я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать героев по порядку? Ребенок считает: Первая — мышка, вторая – лягушка и т. д. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одного героя. Упражнение повторяется несколько раз.
- «Подбери листочек божьей коровке».
Цель: Развивает у детей логическое мышление, внимание, произвольность
Поведения. Обучает детей счётной деятельности. Упражняет детей в соотношении числа (цифры) и количества.
- «Закончи числовой ряд».
Цель: развитие логического мышления, внимания, зрительного
сосредоточения.
Задача: развитие умения видеть образец, шаблон; воспитание умения
самостоятельно выполнять задания; развитие мелкой моторики пальцев рук.
- «Собери ромашку».
Цель: закрепить знания о цифрах и их месте в ряду натуральных чисел.
- «Подбери цифру».
Цель: закрепление знаний о соотношении количества и числа в пределах 10, повторение названий геометрических фигур, развитие мелкой моторики.
14. «Угадай, какой котенок потерялся».
Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Реализация кружка «Посчитай-ка» способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.
Цель: расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
2) формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3) обогащать и активизировать словарь детей.
Организация занятий: проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность – 25 минут.
Ожидаемые результаты: занятия по формированию математических представлений помогут детям накопить определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
Календарно-тематический план работы
кружка «Посчитай - ка» на 2021-2022 уч. год
Месяц | Неделя | Занятия |
Сентябрь | 1 неделя | Мониторинг |
2 неделя | Мониторинг | |
Октябрь | 1 неделя | Цвет, форма Игра: «Составим узор». «Найди (назови) предмет такой же формы» (Стихи) Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности |
2 неделя | Размер Игра – аппликация: «Красивые флажки». Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. | |
3 неделя | Игра «Фигурки спрятались» Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета. | |
4 неделя | Д.и «Подбери по форме» (Загадки) Закрепить свойства предметов. | |
Ноябрь | 1 неделя | Игра «Измерь дорожки шагами», «О чем говорят числа?» (Стихи) Определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер. |
2 неделя | Количество и счёт Д.И«Сосчитай предметы» «Собери цветок», ( Стихи) Совершенствовать умение считать в пределах 10. Закреплять навыки порядкового счёта. | |
3 неделя | Д.и«Составим число», «Считай дальше», «Найди пропущенное число». Закреплять умение составлять число из единиц в пределах 10. | |
4 неделя | Величина Ди«Шарфики для друзей», «Строим дорожки: широкую и узкую», Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке. Развивать глазомер. | |
Декабрь | 1 неделя | Интеллектуальная игра «Близкие по значению» Игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи. |
2 неделя | Геометрические фигуры Д.и.«Кто больше назовёт?», «Найди нужную фигуру», «Найди предмет такой же формы», Формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры и тела. | |
3 неделя | Д.и. «Узнай фигуру по описанию и покажи её», «Узнай на ощупь», Развивать мышление, внимание, комбинаторные способности | |
4 неделя | Сенсорное развитие. Дидактические игры»Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой»Разбери гречку и рис» Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра. | |
Январь | 1 неделя | Д игры «Определи на глаз», «Одинаковые или разные», «Что выше (шире) » Игра со счетными палочками» Выложи предмет по образцу,развитие умения анализировать форму предметовразвитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции) ., закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику |
2 неделя | Задачи на смекалку. Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания. | |
3 неделя | Задачи на смекалку. Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение. | |
Февраль | 1 неделя | Ориентировка в пространстве «Найди предмет по плану», «Найди выход из лабиринта». Развивать представления : «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Совершенствовать умения ориентироваться на листе бумаги. |
2 неделя | «Что, где?», «Разложи правильно», «Где находится?» | |
3 неделя | «Реши головоломку», «Составь картину» | |
Игра: «Весёлые человечки». | ||
Март | 1 неделя | Ориентировка во времени Игры – путешествие во времени. «Когда это бывает?» Расширять представления о частях суток и уточнение понятия «сетки». Формировать представления о последовательности дней недели. |
2 неделя | «Дни недели», «Расставь по порядку». | |
3 неделя | Игра: «Что сначала, что потом». ( Стихи) | |
4 неделя | Игра «Что мы делаем?», (Стихи) | |
Апрель | 1 неделя | Формирование навыков сложения и вычитания. «Распредели числа в домики», «Угадай-ка» Закрепление состава числа первого десятка Развитие логического мышления, речи, внимания. Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр. |
2 неделя | Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 10. Игра «Чей домик». | |
3 неделя | Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов. | |
4 неделя | Игра «Составим число», «Отгадай число». | |
Май | 1 неделя | Отгадывание загадок. Развитие логичности мышления Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. |
2 неделя | Математические задачки в стихах | |
3 неделя | Мониторинг | |
4 неделя | Мониторинг |
Литература:
- З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.
- З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
- В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997 г.
- В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика
Синтез» 2000 г.
- В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
- Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.
- Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.
- Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Говорушки" младшая группа
Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, позволяет воспитателю ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПОЧЕМУЧКИ"(СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процессе саморазвития путем формирования и совершенствов...
Рабочая программа кружка для средней группы "Умелые ручки".
Развитие мелкой моторики и творческого воображения очень важно для дальнейшего развития ребенка. Идея организации кружка была связана с тем, что мелкая моторика у детей развита недостаточно. А это отр...
Рабочая программа кружка «Семицветик» средней группы «Почемучки»
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет мн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Игралочка». Возрастная группа первая младшая.
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...
Рабочая программа кружка второй младшей группы "Семицветик"
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений об предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию ор...
рабочая программа кружка в старшей группе и подготовительной
разв1.Пояснительная записка. Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной к школе гру...