Кружок "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Сказка»
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:
на Педагогическом совете Заведующий
МКДОУ Детский сад №2 Сказка МКДОУ Детский сад №2 Сказка
___________________ Е.А.Дедова
протокол № ___ от «___» ____ 2020г Приказ № ____ от «_____» ______ 2020г
Рабочая программа
кружка «Занимательная математика»
средней группы (4- 5 лет)
Срок реализации программы – 2020 - 2021 учебный год
Автор программы: Бородавка А. В.
село Казьминское
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Срок проведения: с 3 сентября по 31 мая
Возрастная группа: дети 4-5 лет
Периодичность занятий: 2 раза в неделю
Форма организации: групповая
Длительность занятий: 20 минут
Место проведения кружка: групповая комната
Методическое обеспечение:
— Демонстрационный материал: Математика для детей 4—5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2007.
—Математика для детей 4—5 лет: Метод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2014.
— Я считаю до пяти: Рабочая тетрадь для детей 4—5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Актуальность
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Актуальность проекта развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Содержание программы направлено на овладение детьми 4-5 лет важнейшего навыка логического мышления — способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.
Особенности развития детей среднего дошкольного возраста.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5 — 6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.
В возрасте 5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.
Исходя из этих особенностей принцип личностно-ориентированного подхода Г. А. Цукермана, Ш.А. Амонашвили, очень важен при выборе и построении материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов (Пиаже Ж., Тихомирова Л.Ф), подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его
логические структуры (Тихомирова Л.Ф)
- Цель кружковой работы – овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Занимательная математика».
Образовательные задачи:
- Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу.
- Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей.
- Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.
- Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа)), впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).
- Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям.
- Развитие умения замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые.
- Устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному — двум признакам.
- Развитие психических процессов: абстрактно-логического и наглядно-образного мышления, памяти, внимания.
- Развитие любознательности: формировать умение задавать поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывать мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.
- Формирование наблюдательности, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении.
- Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
- Обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда.
Все занятия построены на игровых упражнениях и заданиях. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.
Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, величина, форма, размер.
Темы подобраны с учётом возрастных особенностей детей.
Используемые пособия: блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
- Место кружковой работы в учебном плане:
- Работа кружка осуществляется во второй половине дня.
- С целью осуществления индивидуального подхода к детям и личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребёнка, непосредственная образовательная деятельность проводится с группой детей 12 человек, 2 раза в неделю.
4.Основные принципы и методические приемы:
Занятия кружка построены на основных принципах и методических приемах, которые решают современные образовательные задачи с учетом ФГОС ДО.
Принципы проведения занятий:
- системность,
- наглядность,
- цикличность построения занятий,
- доступность,
- проблемность,
- развивающий и воспитательный характер проведения заданий.
Методические приемы:
- констатация успеха;
- поддержка ребенка в ситуации неудачи;
- одобрение поведения;
- анализ игровой ситуации расширение кругозора;
- создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;
- безопасности, доверия;
- демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;
- анализ образцов поведения сказочных героев.
- прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);
- прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;
- тематический просмотр видеозаписей;
- эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения , поощрения
- движение к открытию комплимент благодарность;
- Результатами работы кружка «Занимательная математика».
К концу года дети должны:
— считать в пределах пяти, относить последнее числительное ко всей группе предметов,
согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
— называть цифры от 1 до 5, писать их по точкам, соотносить количество предметов с цифрой;
— понимать отношения между числами в пределах пяти, выражать эти отношения в речи;
— отгадывать математические загадки;
— различать количественный, порядковый счет;
— устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;
— находить заданные геометрические фигуры среди множества других;
— сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти, обозначая
результаты сравнения соответствующими терминами;
— выделять признаки сходства и различия между предметами и объединять их по этому
признаку;
— отгадывать загадки о временах года;
— различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;
— уметь ориентироваться на листе бумаги;
— решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, анализ и синтез;
— понимать задание и выполнять его самостоятельно;
— проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
III. Педагогический анализ развития познавательных способностей детей (диагностика)
Педагогический анализ развития познавательных способностей детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае)
Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:
- данных планового педагогического обследование уровня математического развития детей (сентябрь и май);
- бесед с воспитанниками и их родителями;
- проведение консультаций для родителей
Формы подведения итогов реализации рабочей программы:
1 этап — открытое занятие кружка в форме математического праздника.
2 этап — выступление на родительском собрании, совместное с родителями занятие,
выставка детских работ (аппликаций на основе наглядной геометрии).
ДИАГНОСТИКА
Педагогическая диагностика овладения детьми математическими представлениями и навыками в средней группе.
- Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.
- Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
- Умение узнавать цифры в пределах 10
- Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5
- Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире — уже, длиннее-короче и т.д.)
- Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.
- Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.
- Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)
- Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта
Оценка знаний:
1 балл – ребёнок не ответил
2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
9 – 14 баллов – низкий уровень
15 – 20 – средний уровень
21 – 27 – высокий уровень
№ | Список детей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 |
| |||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 |
Перспективный план работы кружка «Занимательная математика»
Неделя | Тема | Содержание | Кол-во в неделю | Кол-во в месяц | |
Сентябрь | |||||
1 - 3 неделя | 1.Педагогическая диагностика | Выявить уровень математических представлений. | 2/40 мин | 8 | |
4 неделя | Занятие 1 | Один – много. Сравнение множеств и установление соответствия между ними. Большой и маленький. Круг. | 2/40 мин | ||
5 неделя | Занятие 2 | Сравнение чисел 3 и 4. Счет по образцу. Загадки. Времена года. Осень. Слева, справа. | 2/40 мин | ||
Октябрь | |||||
1 неделя | Занятие 3 | Установление соответствий между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат. Развитие внимания. | 2/40 мин | 8 | |
2 неделя | Занятие 4 | Счет по образцу, сравнение чисел 4 и 5. Части суток. Слева, посередине, справа. | 2/40мин | ||
3 неделя | Занятие 5 | Ознакомление с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Закрепление знаний о круге и квадрате. | 2/40мин | ||
4 неделя | Занятие 6 | Закрепить знания о цифре. Большой, поменьше, маленький. Одинакового размера. Треугольник. | 2/40мин | ||
Ноябрь | |||||
1 неделя | Занятие 7 | Ознакомление с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше. | 2/40мин | 8 | |
2 неделя | Занятие 8 | Закрепить знания о цифре 2. Короткий - длинный. Овал. | 2/40мин | ||
3 неделя | Занятие 9 | Ознакомление с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года. Осень. | 2/40мин | ||
4 неделя | Занятие 10 | Закрепить знания о цифрах 1, 2, 3. Высокий, низкий. Развитие внимания. | 2/40мин | ||
Декабрь | |||||
1 неделя | Занятие 11 | Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3 и 4. Широкий, узкий. Прямоугольник. | 2/40мин | 8 | |
2 неделя | Занятие 12 | Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу. Сравнение смежных чисел. Установление равенства. | 2/40мин | ||
3 неделя | Занятие 13 | Ознакомление с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький. Развитие внимания. | 2/40мин | ||
4 неделя | Занятие 14 | Закрепить знания о цифрах 1, 2, 3,4. Влево, вправо. | 2/40мин | ||
5 неделя | Занятие 15 | Закрепить знания о цифрах 1, 2, 3,4. Счет по образцу. Сравнение чисел3 и 4. Далеко, близко. | 2/40мин | ||
Январь | |||||
2 неделя | Занятие 16 | Вверху, внизу. Слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. | 2/40мин | 6 | |
3 неделя | Занятие 17 | Ознакомление с цифрой 5.Слева, посередине, справа. Сравнение, установление закономерностей. | 2/40мин | ||
4 неделя | Занятие 18 | Закрепить знания о цифре 5. Сравнение чисел 4 и 5. Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Быстро, медленно. | 2/40мин | ||
Февраль | |||||
1 неделя | Занятие 19 | Ознакомление с порядковыми числительными. Верхний правый угол. Нижний правый угол. Левый верхний угол. Нижний левый угол. Середина. | 2/40мин | 8 | |
2 неделя | Занятие 20 | Закрепить знания о порядковом счете. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький), установление последовательности событий. | 2/40мин | ||
3 неделя | Занятие 21 | Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет. Закрепление понятий «широкий, поуже, еще уже, самый узкий». Установление последовательности событий. Части суток. | 2/40мин | ||
4 неделя | Занятие 22 | Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр. | 2/40мин | ||
Март | |||||
1 неделя | Занятие 23 | Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике. | 2/40мин | 8 | |
2 неделя | Занятие 24 | Установление соответствий между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине и справа. Развитие внимания. | 2/40мин | ||
3 неделя | Занятие 25 | Закрепление знаний о порядковых числительных. Счет по образцу. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Влево, вправо. Установление последовательности событий. | 2/40мин | ||
4 неделя | Занятие 26 | Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Развитие глазомера, развитие внимания. | 2/40мин | ||
5 неделя | Занятие 27 | Закрепление знаний о порядковом счете. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Развитие внимания. | |||
Апрель | |||||
1 неделя | Занятие 28 | Счет по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой. Развитие внимания. | 2/40мин | 8 | |
2 неделя | Занятие 29 | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счет. Слева, справа, вверху, внизу. Развитие внимания. | 2/40мин | ||
3 неделя | Занятие 30 | Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами. | 2/40мин | ||
4 неделя | Занятие 31 | Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Слева, справа. Развитие внимания. Логическая задача. | 2/40мин | ||
Май | |||||
1 неделя | Занятие 32 | Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах. Широкий, узкий. Времена года. | 2/40мин | 8 | |
2 неделя | Занятие 33 | Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах. Величина. Широкий, узкий. | 2/40мин | ||
3 неделя | Педагогическая диагностика. | 2/40мин | |||
4 неделя | Подведение итогов. | Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Систематизировать и обобщить знания, полученные за год | 2/40мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»
Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
конспект по математике " Юный математик"
Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...
Конспект занятия по математике. "Путешествие в страну МАТЕМАТИКА".
В помощь воспитателям....
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.
Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам "Королевы математики"...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...
Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде
Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...