Познавательно - исследовательский проект детей старшего дошкольного возраста «Часы и время»
проект по математике (старшая группа)
Имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.
в ходе реализации проекта у детей будут сформированы знания о приборах измерения времени, длительности временных интервалов. Сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого. Сформируется умение определять временные отношения (день – неделя – месяц)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chasy_i_vremya.docx | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3» пгт. Нижний Одес
Познавательно - исследовательский проект
детей старшего дошкольного возраста
«Часы и время»
Выполнила:
Крупчан Марина Алексеевна,
воспитатель
2021
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Итоговое мероприятие: выставка детских работ, презентация проекта.
Вид проекта: познавательно – исследовательский
Цель проекта: формирование представлений детей о времени, часах, часовом механизме, развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи проекта:
- познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем, со значением их в жизни людей;
- систематизировать и обобщить знания детей о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времён года;
- научить определять время по часам с точностью до 1 часа;
- развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем;
- развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, развивать поисковую деятельность, творческую активность;
- расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов;
- содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе;
- создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.
Образовательная область: познавательное развитие.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 08 ноября по 19 ноября 2021 года).
Участники: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Ожидаемые результаты: в ходе реализации проекта у детей будут сформированы знания о приборах измерения времени, длительности временных интервалов. Сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого. Сформируется умение определять временные отношения (день – неделя – месяц), время по часам с точностью до 1 часа, умение регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Актуальность проекта: в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).
Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.
Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребёнка.
Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как ещё не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.
Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. Организационный (подготовительный) этап
Виды деятельности | Методы и формы работы | Сроки исполнения | Результат |
Разработка плана мероприятия | Беседа, круглый стол, консультации для родителей | 08.11- 10.11. 2021 | 1. Составлен план мероприятий на период 2. Помещены в информационном уголке для родителей консультации на темы: - «Какие бывают часы?», - «Прочитайте детям», - «Мои первые часы», - «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста», - «Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы» |
Оснащение предметно-развивающей среды | Подбор дидактического и наглядного материала, дидактических игр, подбор иллюстраций и картин по теме, изготовление атрибутов к СРИ | 08.11 - 18.11. 2021 | Дополнен дидактический и наглядный материал, дидактические игры, иллюстрации картин по данной теме, изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «магазин», «семья», «библиотека» |
Дополнительное изучение литературы по тематике | 08.11 - 10.11. 2021 | Т.А. Шорыгина «Беседы о пространстве и времени». Методическое пособие Подобраны художественные произведения: - И.И. Коботина «Рассказы о часах», - Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса», - Э. Котляр «Часы и часики», - Г. Остер «38 попугаев. Завтра будет завтра» - И. Мирошникова «Стихи про часы и о времени», - С.Маршак «Мы в часы мячом попали» | |
Подбор художественной литературы | |||
Демонстрация презентации | Подготовка материала к презентации | 09.11.2021 | Созданы презентации для детей на темы: «Путешествие в прошлое часов» |
Изготовление альбома «Виды часов» | Подготовка материала к изготовлению альбома | 10.11.2021 | Изготовлены альбомы «Виды часов», «Старинные часы» |
II. Основной (деятельностный) этап
Виды деятельности | Методы и формы работы | Сроки исполнения | Результат |
Работа с детьми | |||
Познавательное развитие | |||
Познавательно – исследовательская деятельность | Непосредственно образовательная деятельность. Создание и решение проблемных ситуаций Наблюдение, экспериментирование. Беседы. Просмотр мультимедийных презентаций. Рассматривание иллюстраций, фотографий. | 09.11.2021 11.11.2021 15.11.2021 09.11.2021 16.11.2021 17.11.2021 | Проведены: 1. НОД на тему: «В царстве часов». 2. НОД по ФЭМП «Формирование представлений о частях и времени суток». 3. НОД по ФЭМП «Часы. Как узнать время» 4. НОД по развитию речи «Путешествие в прошлое часов» (с презентацией) 5. Познавательная беседа - «Что я знаю о часах», - «Какие бывают часы?»,
6. Опытно – экспериментальная деятельность «Солнечные часы» 7. Собрана и оформлена коллекция часов. 8.Развивающие мультфильмы: - «Тик так»; - «Приключение часов»; - «Математика. Определяем время по часам». |
Социально – коммуникативное развитие | |||
Игровая деятельность | Игры-экспериментирования с часами дидактические, настольно-печатные игры, игровые упражнения, СРИ. | 08.11 -19.11. 2021 | Проведены дидактические игры: - «Что раньше, что потом», -«Часы», - «Успей вовремя», - «Тик-так», - «Назови предыдущее и последующее число», - «Назови сутки», - «Мой день», - «Время», - «Учим время», -«Четвёртый лишний», - «Когда это бывает?», - СРИ «Магазин часов», - СРИ «Семья» |
Коммуникативная | Беседа, составление и отгадывание загадок; составление рассказов, викторина | 08.11 -17.11. 2021 | Беседа: - «Какие часы были давным - давно», - «Что мы делаем в разное время?», - «Что случится, если часы будут идти по- разному?», - «Часы у меня дома», - «Что я знаю о часах», - «Какие бывают часы?», - Викторина «Что мы знаем о часах». Просмотр мультфильмов: - «Фиксики. Часы», - «Смешарики. Живые часы», - «Бобик в гостях у Барбоса», - «Паровозик из Ромашково» |
Речевое развитие | |||
Чтение художественной литературы | Чтение, рассказывание произведений беседа, заучивание стихотворений | 08.11 – 19.11. 2021 | Слушание стихотворений: - «Что такое сутки»; - «Утренние лучи»; - «Часовая стрелка»; - «Часы с боем». Заучивание стихотворения: «Часы с кукушкой» Рассказывание сказки «Как мышка Хитрушка мышат времени учила» |
Художественно - эстетическое развитие | |||
Изобразительная | Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности, аппликация Выставки продуктов детского творчества | 10.11.2021 11.11.2021 17.11.2021 15.11.2021 09.11.2021 | Рисование: - «Настенные часы с кукушкой»; - «Мир часов»; Аппликация: - «Наручные часы» - Выставка «Наше творчество». Лепка: - «Весёлые будильнички» (пластилинография) |
Конструирование | Конструирование из бумаги (оригами). Выставки продуктов детского творчества | 16.11.2021 | Конструирование: - «Настенные часы» (коллективная работа) |
Музыкальная | Слушание, пение, ритмические движения | 08.11- 19.11. 2021 | - Песенка «Тик-так», - Песенка «Ходят часики вот так…» - Песенка «Фиксики. Часики тик-тик-так» - Танец «Часики» |
Взаимодействие с родителями | |||
Домашнее задание - совместное изготовление макета часов родителями и детьми Участие в создании коллекции часов. | 08.11.- 18.11. 2021 | - выставка совместного творчества родителей и детей: поделки из бумаги. - собраны образцы разных видов бумаги | |
Презентация проекта «Интересный мир часов» | 19.11.2021 | Показ презентации проекта «Интересный мир часов» | |
Взаимодействие с педагогами (музыкальный руководитель). | |||
Оказание помощи в подготовке к реализации проекта. Подбор музыкальных произведений. | 08.11 – 10.11. 2021 | Подобраны музыкальные произведения: - Песенка «Тик-так», - Песенка «Ходят часики вот так…» - Песенка «Фиксики. Часики тик-тик-так» -Танец «Часики» |
III Итоговый этап - подведение итогов реализации проекта
Презентация проекта на родительском собрании - 19.11.2021г.
Продукты проекта:
- создание мини-музея часов;
- создание альбомов «Виды часов», «Старинные часы»;
- создание презентаций «Путешествие в прошлое часов».
Анализ результатов реализации проекта позволяет сделать вывод, что поставленные задачи решены, о чем свидетельствует активизация воспитанников в получении информации по теме, а также проявление следующих интегративных качеств у воспитанников:
- у детей расширились представления о времени, часах, часовом механизме,
- проявляют интерес к истории возникновения различных видов часов,
- развились личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения в школе: самостоятельность, любознательность, активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Литература:
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
2. Гризик Т. Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
3. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
4. Савенков А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2000
5. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004
6. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
7. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. //
8. Корнеева О. «Определяем время по часам».
9. Безруких М., Филиппова Т. «Время. Часы».
10. Тарабина Т.И. «Детям о времени».
11. Лебеденко Е.Н. «Формирование представлений о времени о дошкольников».
12. Колесникова Е.В. «Математические ступеньки».
13. Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени».
Ссылки на интернет ресурсы:
http://vospitateljam.ru/proekt-na-temu-zagadochnyj-mir-chasov/
http://ped-kopilka.ru/blogs/blog-borisovoi-eleny/proekt-udivitelnyi-mir-chasov.html
http://teksty-pesenok.ru/rus-detskie-pesni/tekst-pesni-ot-ulybki-stanet-vsem-svetl/1789237/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"
Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...
Познавательно- исследовательский проект «Насекомые» старшего дошкольного возраста
Познавательно- исследовательский проект «Насекомые» старшего дошкольного возраста...
«Кто живет на дне морском?» познавательно исследовательский проект для старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме познавательного ...
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...
Познавательно- исследовательский проект детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир бумаги»
Формировать исследовательские умения детей в процессе ознакомления с окружающим миром-Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; о применениии рациональном использовании б...
Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»
Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»...
Детский познавательно-исследовательский проект детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Волшебница вода»
Проект "Волшебница вода"...