Конспект по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Занятие по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_femp.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе с включением ребенка с ОВЗ
Цель: внедрение приемов и методов включения ребенка с ОВЗ на занятии по формированию и развитию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира.
Обучающие задачи:
- Закреплять цифры и числовой ряд в пределах 10
- Знакомить с планетами солнечной системы
- Закреплять знания о космосе
- Учить отвечать на вопрос предложением;
- Закреплять название геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, овал прямоугольник;
- Закрепить цвета;
- Закреплять умение ориентироваться в пространстве; ориентироваться на листе бумаги
- Обучать навыкам саморегуляции и релаксации
Развивающие задачи:
- Развивать мыслительную и речевую деятельности;
- Развивать зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторную координацию,
- Развивать фонематический слух, творческое воображение, тонкую моторику.
- Развивать артикуляцию
- Расширять словарный запас детей через знакомство с новыми словами: скафандр, центр управления полётами, звёздный городок....
- Создавать условия для монологической и диалогической речи
- Развивать межполушарное взаимодействие
- Развивать эмоционально-волевую сферу
Воспитательные задачи:
- Воспитывать активность, инициативность, навык сотрудничества.
- Воспитывать толерантность и эмпатию
- формировать элементарные представления о взаимопомощи и дружбе
Образовательные технологии:
- здоровьесберегающие
- игровые
- коррекционные
Методические приемы:
- Игровой прием – использование игр и сюрпризных моментов.
- Наглядный прием – использование наглядного материала.
- Словесный прием – напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.
- Гимнастика мозга
- Экспериментирование
- Релаксация
Демонстрационный материал:
Шаблон ракеты с цифрами, геометрические фигуры для строительства ракеты, макет луны
Раздаточный материал: карточки - ракеты, картинки , трубочки
Предварительная работа с детьми:
- Чтение рассказов о Космосе.
- Рассматривание иллюстраций о Космосе.
- Работа с глобусом.
- Игровая деятельность с детьми: сюжетно-ролевая игра «Мы летим в космос», подвижная игра «Космонавты» и др.
- Беседы с детьми о качествах людей, которые способствуют человеку стать космонавтом.
- Беседы о Солнечной системе, космическом пространстве, профессиях.
Ход деятельности
- Вводная часть.
Орг. момент. Приветственная игра делает акцент на сплочении и создании доверительной атмосферы, что важно и необходимо для детей с ОВЗ.
Воспитатель – Ребята, давайте встанем в круг.
«Мы с тобой одна семья
Я, ты, он, она.
Ты погладь соседа справа,
Ты погладь соседа слева,
Мы с тобой друзья,
Мы с тобой одна семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева,
Мы с тобой друзья,
Мы с тобой одна семья.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья,
Мы с тобой одна семья
Я, ты, он, она».
(дети, стоя в кругу, выполняют движения по тексту).
II. Основная часть
Звездочет (психолог): Здравствуйте, ребята. Я рад вас видеть. Вы узнали, кто я? Я – звездочет, я люблю смотреть на звёздное небо и считать звёзды. Вот однажды я считал эти звёзды, считал, вдруг подумал: «А почему бы мне не совершить путешествие к звёздам, или даже к Солнцу?» правда, это будет здорово?
Воспитатель: Дети, как вы считаете, возможно ли путешествие к Солнцу?
Дети: Солнце очень горячее. Можно сгореть. Солнце – это огромный раскалённый шар, к нему нельзя подлететь.
Звездочет: Спасибо, вам, ребята, что предупредили меня об опасности, вижу, что придётся мне отказаться от путешествия к Солнцу, (грустно) очень жаль, я так хотел побывать в космосе.…
Воспитатель: Не расстраивайся, Звездочет, ты ведь можешь полететь к любой планете, выбирай! (показать карту солнечной системы)
Звездочет: (удивлённо) Как много планет!
Воспитатель: Ребята, поможем звездочету? Давайте мы назовем ему все планеты Солнечной системы.
Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики
«Планеты Солнечной системы»
Пальчиковая гимнастика как прием и способ речевого развития необходимо включать в работу с детьми с ТНР и ЗПР
Ребёнок – солнце ( ребенок с ОВЗ) в центре круга ( для детей с ОВЗ важно чувствовать значимость и важность, упражнение поднимает самооценку и повышает уверенность в себе) выполняет движения вместе с другими детьми.
Хоровод планеты водят | Дети, взявшись за руки, идут по кругу |
В вышине на небосводе | Руки поднять вверх |
Заключили Солнце в круг | Взялись за руки |
И летят за другом друг | Легкий бег по кругу |
По порядку все планеты назовёт любой из нас
Меркурий – раз,
Венера – два,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун,
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже потом
И девятая планета под названием Плутон
Воспитатель: Звездочет, а на чем же ты собрался лететь в космос?
Звездочёт: Как на чем? У меня же много воздушных шаров. На них и полечу!
Воспитатель: Дети, а можно совершить полет на воздушных шарах?
Дети: Нет, в космосе холодно. Шары лопнут.
Звездочёт: А на чем же летают в космосе?
Дети: На ракете.
Звездочёт: У меня нет ракеты.
Воспитатель: Дети, построим ракету вот по этому чертежу для звездочета?
Упражнение «Ракеты»
На заготовках ракет изображены иллюминаторы контуры различных геометрических фигур, наверху цифра, детям необходимо закрыть подходящими по форме и цвету иллюминаторами (заготовленными формами) столько иллюминаторов, сколько указывает цифра наверху. Для ребенка с ОВЗ рядом с цифрой изображены точки ( наглядная опора) нужного количества, а также контуры изображены подходящим цветом.
Гимнастика мозга «Перекрестные шаги»
Воспитатель: Ребята, у Звездочета долгий путь. Давайте потренируем Звездочета сделаем упражнение для наших ручек и ножек. Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой ( упражнение из комплекса «Гимнастика мозга» направлено на активизацию всех мозговых структур, развитие высших психических функций, межполушарное взаимодействие, стабилизацию процессов возбуждения и торможения, эмоциональное развитие) (Повторить упражнение 8 – 10 раз).
Воспитатель : предлагаю разучить напутствие перед полетом и научить Звездочета
Артикуляционная гимнастика: «Космонавты»
– Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
– Им – им – им, на ракете полетим.
– Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
– Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
( включение в занятие артикуляционной гимнастики необходимо для речевого развития детей с ТНР)
Упражнение «Пульт»
Воспитатель: Ребята, космический корабль или ракета могут управляться с помощью систем самоуправления, компьютера, но иногда системы дают сбой и космонавтам приходиться самим управлять ракетой. Давайте выполним задание «Пульт» и заодно Звездочета научим, как это делается
Ребята перед вами лист бумаги – это наш космический корабль, берем в руки пульт управления устанавливаем в центр листа и по команде выполняем действия по управлению кораблем. Для ребенка с ОВЗ начерчены пунктиром линии подходящего объекту ( пункту назначения) цвета .
- впереди планета Марс, ее надо облететь, переводим пульт в верхний правый угол.
- навстречу нам движется метеоритный дождь, переводим пульт в нижний левый угол, спряче мся на луне.
-справа по курсу голубая комета, давайте рассмотрим ее поближе переводим пульт в правый нижний угол
- а теперь ставим пульт по-центру и переходим в автоматический режим полета.
Ребята, впереди у нас Сатурн, я предлагаю вам выйти в открытый космос в правом верхнем углу.
Воспитатель: Предлагаю потренироваться и поиграть в игру : «Космонавты»
Игра проводится под музыкальное сопровождение.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
– Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
– Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
– Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
– На заправку полетели: присели – руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей. Дальше под релаксационную музыку дети лежат на ковре, наблюдают за объектами вселенной ( РППС группы подготовлена к ). Релаксация также является одним из приемов работы с детьми с ОВЗ ( дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться, так как они часто бывают очень напряжены как физически, так и эмоционально, что приводит к раздражению и иррациональному поведени).
Воспитатель: Ребята, вы много тренировались, научились управлять ракетой, теперь давай проверим, чья ракета сможет долететь до луны?
Дыхательное упражнение «Полет ракеты на луну» с трубочками ( дыхательные упражнения также можно включать как прием для развития речи детей с ТНР)
Цель: развитие длительного, сильного выдоха, активизация мышц губ.
III. Заключительная часть
Звездочет: «Спасибо огромное, ребята. Было очень здорово и интересно. Я полностью готов к полету. Счастливого пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ФЭМП во 2 младшей-средней группе Тема: "Знакомство с понятиями «один» и «много»"с учетом ФГОС ДО (из опыта работы)
Конспект непосредственной образовательной деятельности во 2 младшей-средней группе по ФЭМПтема: Знакомство с понятиями «один» и «много» (из опыта работы) с учетом Ф...
Конспект по ФЭМП "По грибы"
Конспект по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект по ФЭМП "В мире математики", конспект "Времена года"
Цель: Уточнить и закрепить полученные в течении года знания, умения, навыки.Задачи: - формирование представлений о временах года их смене и месяцах;- закрепление знаний о животных, птицах, насекомых;-...
Конспект по ФЭМП в старшей группе по ФЭМП. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"...
Конспект по ФЭМП в первой младшей группе "Большой -маленький" план-конспект занятия по математике (младшая группа)
Формирование элементарных математических представлений....
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группеКонспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе.
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе....