Конспект НОД по математике по курсу «Игралочка» в средней группе Тема: «Едем в Простоквашино»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Гусева Светлана Сергеевна

Задачи:

1) закрепить представление об изученных геометрических фигурах (круг, овал, треугольник), уметь соотносить форму предмета с геометрической фигурой;

2) закреплять счетные умения в пределах 5 (пяти), умение соотносить цифру с количеством предметов, называть и сравнивать свойства предметов, упорядочивать предметы по размеру;

3) уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи» и грамотно употреблять их в речи;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, двигательную и тактильную память, логическое мышление, творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД по математике 56.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

города Севастополя

«Детский сад № 125»

Конспект НОД по математике

по курсу «Игралочка»

Тема: «Едем в Простоквашино»

 средняя группа

                                                            Подготовила:

Воспитатель I категории

Гусева Светлана Сергеевна

        Севастополь 2021

Конспект НОД по познавательной деятельности (ФЭМП)  по курсу «Игралочка»

 в средней группе на тему: «Едем в Простоквашино»

Задачи:

1) закрепить представление об изученных геометрических фигурах (круг, овал, треугольник), уметь соотносить форму предмета с геометрической фигурой;

2) закреплять счетные умения в пределах 5 (пяти), умение соотносить цифру с количеством предметов, называть и сравнивать свойства предметов, упорядочивать предметы по размеру;

3) уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи» и грамотно употреблять их в речи;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, двигательную и тактильную память, логическое мышление, творческие способности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

1) карточки с рисунком из геометрических фигур для обозначения вагонов;

2) изображения кота Матроскина и пса Шарика;

3) макеты овощей, корзинки с приклеенными на них геометрическими фигурами;

4) банка с огурцами внутри нее, рядом с банкой лежат другие овощи;

5) цифры от 1 до 5;

6) посылка.

Раздаточный:

1) карточки с нарисованными в ряд   геометрическими фигурами – билеты на поезд;

2) карточка с нарисованным на нем столом и кружкой расположенной слева листа (на каждого ребенка);

3)  5 овалов разного цвета (желтого, синего, зеленого, голубого,

оранжевый) и размера (на каждого ребенка);

4) красные круги (помидоры) – 30 штук.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире.

Воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель:

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

На гостей мы посмотрели,

Улыбнулись,  

и на коврик присели.

Собрались все дети в круг,

Справа друг и слева друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, а кто готовит у вас дома?

- Кто из вас любит чай с вареньем?

- Кто любит помидорчики из банки?

- У кого мама или бабушка делают запасы на зиму: варят варенье, солят помидоры, и квасят капусту?

После ответов детей воспитатель говорит, что к ним в гости приехали кот Матроскин и пес Шарик из Простоквашино за помощью. Они хотят к приезду дяди Федора собрать урожай с огорода и сделать запасы на зиму.

- Хотите помочь героям сказки?        

- Сможете?

Мотивация детей на успех:

Чтобы в жизни побеждать,

Мало просто много знать.

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным.

А еще желательно

Делать все внимательно!

2. Актуализация знаний.

Часть 1.

Дидактические задачи: актуализировать умение распознавать и называть знакомые геометрические фигуры.

- Где живут Матроскин и Шарик? (В деревне Простоквашино.)

- А как же нам туда попасть?

Выслушиваются ответы детей, после чего принимается решение ехать на электричке (поезде.)

- Что нужно сделать для того, чтобы попасть на поезд? (Купить билет,)

          - Кот Матроскин купил нам билеты.

           Билет – это карточка, на которой в один ряд нарисованы 2 (3) геометрические фигуры.

 Воспитатель показывает детям 2-3 билета.

- Что нарисовано на этом билете?

Дети хором перечисляют нарисованные фигуры.

        

Воспитатель объясняет, что вагоны – стулья, на которых висят карточки с картинками, составленными из таких же геометрических фигур.

 

Взяв билет, вам надо внимательно его рассмотреть, определить, какие геометрические фигуры на нем изображены.

После этого надо найти вагон (стул), на котором лежит карточка с картинкой, составленной из таких же фигур. Воспитатель приводит пример, показывая детям один из «билетов» и картинку.

Воспитатель по очереди раздает билеты, и дети самостоятельно ищут свои места. Воспитатель оказывает помощь только в случае крайней необходимости.

Часть 2.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.

После проверки билетов воспитатель предлагает детям отправиться в путь на веселом паровозике «Букашка».

Мотивация детей на успех:

Только смелый и упорный

Доберется к цели бодро,

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы!

Звучит песня «Паровоз Букашка»

Дети выполнят движения ногами и руками.

3. Совместная деятельность.

          Часть 1.

Дидактические задачи: закрепить представление об изученных геометрических фигурах (круг, овал, треугольник), уметь соотносить форму предмета с геометрической фигурой.

Воспитатель: Вот мы с вами и добрались.

Кот Матроскин и пес Шарик пойдут в дом готовить банки для закаток.

А вас просят   помочь собрать урожай с огорода.

- Давайте с вами вспомним, что же растет на огороде?

Дети перечисляют название овощей.

Пойдемте на огород.

-Но как же мы его найдем?

Дети находят вывеску с изображением овощей на грядке.

           - Ну вот мы пришли на огород.

Дети подходят к столам на которых лежат в перемешку макеты овощей.

Д/и «Собери овощи»

Цель: определить на какую фигуру похож каждый овощ. Соотнести форму предмета с геометрической фигурой.

- Кот Матроскин и пес Шарик урожай то собрали, но разложить его по корзинам не могут.

- Хотите помочь Матроскину и Шарику?

- Сможете?

- Надо разложить урожай по корзинкам, на которых изображены определенные геометрические фигуры, такой же формы как овощи.

- Посмотрите внимательно на корзинки и на овощи.

- Овощи овальной формы надо положить в какую корзинку? (на которой изображен овал);

- Овощи круглой формы куда вы положите? (на которой изображен круг);

- А овощи треугольной формы вы положите...? (на которой изображен треугольник);

После работы проверяем корзины. Если найдены ошибки воспитатель достает овощ и спрашивает детей:

- Правильно ли разложили? Дети должны сами дать ответ.

Воспитатель хвалит детей.

- Молодцы! Урожай собрали.

- Теперь хотите помочь нашим героям закатать овощи на зиму?

- Сможете?

Часть 2.

Дидактические задачи: 

1) закреплять представление об овале, счетные умения в пределах 5 (пяти), умение соотносить цифру с количеством предметов, называть и сравнивать свойства предметов, упорядочивать предметы по размеру;

2) уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи».

         Детям предлагается пройти за столы.

На столах для каждого приготовлены:

-  коробочки с 4 (четырьмя) овалами разного цвета и размера;

- карточки с горизонтальной линией – столом. Слева на столе нарисована кружка;

- тарелочки на 2 ребенка с кругами красного цвета – 30 штук.

  Мотивация детей на правильную осанку:

- Ноги на месте? – На месте.

- Руки на месте? – На месте.

- Спинка прямая? – Прямая.

- Локти у края? – У края.

Теперь дружно к заготовкам приступаем.

- У вас в коробочках лежат геометрические фигуры.

Представьте, что это как будто банки.

- Какую форму имеют банки? (Овалы.)

- Чем отличаются банки? (Цветом и размером)

- У вас на столах лежат карточки на котором изображен стол.

Подвиньте их к себе.

- Что стоит на столе? (Кружка)

- С какой стороны стоит кружка? (С левой)

- Кот Матроскин просит расставить 5 банок от самой маленькой до самой большой. Самую маленькую банку надо поставить около кружки.

Но для того, чтобы у нас все получилось, давайте потренируем наши глаза.

(Гимнастика для глаз)

Воспитатель: - а теперь, мы можем приступить к работе.

Напомните мне, пожалуйста, что мы должны сделать?

Дети напоминают воспитателю, что надо расставить банки по возрастанию.

          Дети раскладывают овалы по размеру слева направо.

Зеленая, желтая, оранжевая, синяя.

- Сколько всего банок у Матроскина? (4)

- А сколько надо было Матроскину банок? (5)

- Что нужно сделать для того, чтобы банок стало 5? (Добавить одну банку)

- Недостающую банку можно попросить принести Шарику.

Воспитатель берет игрушку пса Шарика берет овалы голубого цвета и кладет на столы детям. Дети берут по одному овалу.

- Найдите место этой банки в ряду.

- Между какими банками вы поставили голубую банку?

- Почему?

Д. Голубая банка больше желтой, но меньше оранжевой.

- Молодцы, Матроскин с Шариком очень довольны.

- Матроскин просит вас помочь ему разложить в банки помидоры пока они с Шариком будут готовить рассол.

- Давайте с вами разомнем наши руки и ноги перед тем как будем раскладывать помидоры в банки.

Физминутка: «Урожай».

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Идем к месту вывески на ковер.

Мы морковки натаскаем

(«Таскают». Изображать, как вытаскивают из земли морковь.)

И картошки накопаем.

(«Копают». Изображать, как копают.)

Срежем мы кочан капусты,

(«Срезают». Изображать, как срезают у земли кочан.)

Круглый, сочный, очень вкусный,

(Показывают круг руками — 3 раза.)

Помидоры соберем

(«Рвут». Изображать, как рвут помидоры)

И домой пойдем

(Маршировать на месте.)

        Детям предлагается пройти за столы.

-  Матроскин просит вас помочь ему разложить в банки помидоры.

           - Хотите помочь героям сказки?

- Сможете?

- У Вас в коробочках лежат фигуры. Как они называются? (круги). Какого они цвета? (красного).

- Представьте, что это помидоры.

Кот Матроскин приготовил нам рецепт.

- И так слушаем внимательно.

- В желтую банку Матроскин просит положить вот столько помидоров (воспитатель показывает карточку с цифрой 2. Дети отсчитывают из коробочки нужное количество и выкладывают в банку)

- В синюю банку надо положить вот столько помидоров (5) воспитатель показывает карточку с цифрой).

- В голубую банку надо положить вот столько помидоров (карточка с цифрой 3).

- В зеленую банку положить вот столько помидоров (карточка с цифрой 1).

- В оранжевую банку надо положить вот столько помидоров (карточка с    

    цифрой 4)

- Сколько помидоров находится внутри самой большой банки? (5)

- Внутри какой банки лежат 3 помидора? (голубой)

- Сколько помидоров находится внутри самой маленькой банки (1)

- Сколько помидоров находится внутри желтой банки? (2)

- Сколько помидоров находиться внутри оранжевой банки (4)

Вы молодцы, справились с заданием.

- Теперь надо залить помидоры рассолом и закатать крышками.

Дети вслед за воспитателем имитируют названные действия.

- Ну, вот мы выполнили просьбу Матроскина. Вы все молодцы.

Давайте пройдем на кухню к Матроскину и посмотрим, чем он там занимается.

Воспитатель показывает банку внутри которой находятся огурцы. Рядом с банкой лежат другие овощи.

- У Матроскина есть еще одна банка.

- Что находиться внутри банки?

- Что находиться с наружи банки?

- Как назвать все одним словом?

- Как вы думаете, что собирается делать Матроскин из овощей?

(Ответы детей: овощной салат на зиму, маринованные огурцы и т.д.)

- Ребята, Матроскин и Шарик очень рады, что вы приехали к ним в гости и помогли собрать урожай и закатать помидоры на зиму.

Но нам пора с вами возвращаться в детский сад.

Давайте попрощаемся с Матроскиным и Шариком.

- Что надо говорить на прощание? (До свидания, до новых встреч)

Давайте пройдем на наш поезд и поедем в обратный путь.

Дети садятся на стулья.

Звучит песня «Паровоз Букашка»

Дети выполнят движения ногами и руками.

- Вот мы и вернулись.

4. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель предлагает детям присесть на ковер.

- Ребята, где мы сегодня с вами были?

- А скажите, мы смогли помочь Матроскину и Шарику?

- Что Вам понравилось больше всего делать?

- А что Вам было трудно сделать?

- Вы все молодцы, смогли помочь нашим героям сказки, потому что имеете знания про овощи, умеете считать до 5, знаете, как эти числа записываются, а также можете отличать геометрические фигуры по форме, цвету и размеру, понимаете  

      значение слов «внутри», «снаружи».

         Стук в дверь. Заходит почтальон Печкин и передает посылку детям от Матроскина и Шарика.

Печкин: – Посылка для самых умных и трудолюбивых ребят.

- Что надо сказать почтальону Печкину? (Спасибо)

Давайте посмотрим, что же там в посылке.

Список использованной литературы:

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред.  Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 352с.

2. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников «ИГРАЛОЧКА» (для детей 3-7 лет). – М.: Просвещение, 2021. – 80 с.

3. Петерсон Л.Г. Игралочка. Практический курс математики для детей 4-5 лет. Методические рекомендации. Часть 2/Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – 2-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 126, [2] с: ил.

– ISBN 978 – 5 – 9963-5163-3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи для детей средней группы. Тема: «Едим в гости»

Усвоение названий нескольких видов транспорта (машина, пароход, самолет, поезд, велосипед),  элементарные части машины (кабина, руль, педаль, кузов, колеса), назначение транспортных средств...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию детей средней группы Тема: «Смешарики и математика»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию детей средней группыТема: «Смешарики и математика» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»«...

Конспект ОД логопеда с детьми в средней группе тема: «Поездка в Простоквашино.»

Конспект лоопедического занятия в средней группе для детей с ЗПР...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Тема-Игровая ситуация «Письмо из Простоквашино».

1. Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).2. Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.3. Совершенств...

Конспект НОД по математике в детском саду в средней группе. Тема «Ориентировка во времени»

Конспект НОД по математике в детском саду в средней группе. Тема «Ориентировка во времени»...

Конспект НОД по математике в детском саду в средней группе. Тема «Ориентировка во времени»

Цель: формирование в игровой форме элементарных математических представлений в ориентировании во времени.Задачи:Воспитательные:- Воспитывать интерес к временным понятиям;- Воспитывать умение рабо...