Познавательное развитие
методическая разработка по математике

Керимова Зухра Бадрутдиновна

В этом разделе находятся материалы по развитию математических  способностей, ориентировки в пространстве, времени и многое другое

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как научить ребенка ориентироваться во времени

Многих родителей волнуют вопросы, когда начинать развивающие занятия, на которых кроху можно познакомить с часами, научить малыша ориентироваться в днях неделях. Разобраться в этих вопросах Вам поможет наша консультация.

ребенку проще всего будет понять слова "здесь" - это то, что можно потрогать или взять в ручки и "там" - это то, что пока не доступно, но если приложить усилия, то это тоже можно будет потрогать.

По мере развития ребенка, уже к двум годам малыш начинает понимать такие слова как "сейчас", "скоро", "недалеко". В этом возрасте ребенок начинает ориентироваться во времени, но не по привычным нам минутам и часам, а по совершенным действиям. Например, если мама говорит пора вставать, то значит - наступило утро; пора ужинать - это вечер; спать - это ночь.                                                  Для двухлетнего малыша порядок дней недели, месяцы и часы ничего не значат.

В три года малыш начинает понимать существование таких понятий как "сегодня", "вчера" и "завтра".

К семи-восьми годам ребенок начинает понимать, что такое время, у него появляется чувство времени.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста ориентируются во времени на чисто бытовых показателях.

Трехлетние малыши ассоциируют утро с таким понятием как "Мы еще не завтракали", а вечер – "Пора ложиться спать".

Такие слова как "сначала", "потом", "раньше", "после этого" помогают разграничить представление ребенка о времени. Чтобы ввести их в лексикон трехлетнего малыша, расскажите ему сказку про репку с использованием картонных или деревянных фигурок.

Покажите малышу календарь, расскажите, откуда взялись такие понятия как день, месяц и год. Если с очередностью дней недели можно подключить механическую память, то определение времени по часам потребуется больше времени и сил. Развивающие занятия по определение времени по часам можно начинать в 4,5-5 лет, потому что школьная учебная программа отводит на это только один учебный час, чего очень мало Сделайте для ребенка из плотного картона макет часов. Уберите с макета часов минутную стрелку. Нанесите на макет деления, подпишите цифры.  Расскажите ребенку, что от одной цифры до другой маленькая стрелка проходит за один час.

Попросите малыша покрутить стрелкой, пусть малыш самостоятельно выставит стрелку на двенадцать, потом на час, два и так далее. Попросите ребенка перевести стрелку на час вперед, затем на два часа вперед, спросите – если сейчас три часа, что показывали часы два часа назад, что будут показывать через час. Не торопите события, пусть малыш медленно, но верно двигается вперед.

Некоторым детям требуется и год для освоения времени. Только когда у Вашего ребенка сформируется четкий навык определения времени по часовой стрелке, можно вводить и минутную стрелку.

Нарисуйте деления для минутной стрелки. Спросите малыша, какая стрелка короче, какая длиннее.

Попросите малыша поставить большую стрелку на двенадцать, а маленькую пусть выставляется на час, два, три и так далее. Когда ребенка перестанет смущать большая стрелка можно ее передвинуть на пять делений.

Объясните малышу, что прошло пять минут. Спрашивайте малыша, где будет минутная стрелка, если пройдет 10, 15 минут? Раскрасьте часы разными часами, так проще малышу будет запомнить такое понятие как "четверть часа".

Составьте вместе с ребенком распорядок дня.

Например, завтрак – 8.00, обед – 14.00 и т.д.

Рядом с каждым событие нарисуете циферблат без стрелок, а малыш пусть дорисует стрелки.

Так же хорошо "работают" и песочные часы.

Предложите малышу сделать какое то дело за 1, 3, 5 минут, сравните результаты. В этом возрасте ребенок сам вам даст ответ и пояснения, почему за 1 минуту он раскрасил меньше яблок, чем за 5!

Научившись определять время, ребенок сможет организовывать свой день, а к семи годам он уже станет пунктуальным как взрослый.

Появление у ребенка "чувства времени" сделают ребенка более любознательным и способным к теоретическому мышлению, помогут не потеряться во времени.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска  ДС № 52 "Самолётик"

Развитие математических способностей              у детей 4-5 лет

Воспитатель Керимова Зухра Борисовна

                 "Развитие математических способностей у дошкольников"

Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений. От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений.                    Важно воспитать и привить интерес к математике. Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста.

Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать,  потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.  Вместе с тем важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира.  Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение "почему?". Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые "открытия", горящие глаза, и желание узнать "еще и еще". Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое. Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем. Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно.

Выполнение заданий должно начинаться с предложения: "Поиграем?". Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда ребёнок не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное! Пожертвуйте ребенку немного своего времени, и не обязательно свободного, по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе по РЭМП для детских садов выделены основные темы "Количество и счет", "Величина", "Форма", "Ориентировка в пространстве и времени". Всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному. Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже. По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще - тоньше).

Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий - низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще - тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки...

Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.  Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Математика дома  и в детском саду

С какого возраста учить малыша считать? Всему свое время!
Начинать нужно, когда крохе исполнится годик. Ваш ребенок самый умный и сообразительный, но это не значит, что в два года он обязан считать до ста, а в пять лет - бегло и с выражением читать. Считать-то он может, но гарантии, что малыш не воспроизводит числовой ряд, как заученный стишок, нет.

До года - играем в пальчики. Не начинайте обучение счёту с цифр: мозг ребёнка к ним ещё не готов. Развивайте образность мышления, тренируйте мелкую моторику пальчиков, играя в традиционную "Сороку-ворону". Читайте малышу стишки-считалочки, но не акцентируйте его внимание на числах, просто загибайте пальчики на руке. Нужно, чтобы малыш понял: играть с мамой - интересно и весело.
1-3 года - "Один и много". Знакомим ребенка с понятием "много". Например: одна куколка или машинка в руке - и много их на полке или в ящике. Пойдут на ура матрёшки, которые вкладываются одна в другую: была одна большая, и вдруг из неё появилось ещё несколько, "много"! Не настаивайте на продолжении занятия, если ребенок потерял интерес или устал. Переключите его внимание на что-то другое.
3-4 года - сравниваем. В дело идет все, что можно сравнить. Предложите крохе предметы разного размера: большую машинку и маленькую, чайную ложку или столовую.
4-5 лет - считаем. На этом этапе вам понадобятся карточки с картинками - ребенок учиться соотносить понятие числа с количеством предметов. Важна визуальность! Например, на карточке нарисованы три елочки - мы называем "три". Пора знакомить и с цифрами: покажите карточку с цифрой "3" и так далее. По ручке овладеваем счетом до десяти. Знакомя с цифрами, объясняйте примерно так: "Единичка похожа на худого человека в кепке, двойка - на лебедя".
5-6 лет - решаем задачи. Объясняем количественное значение числа: "Три стоит из трех единичек, четыре - из четырех единичек". На числовом ряду (продается в детских магазинах) учимся показывать, какое число больше, какое меньше, какое впереди, какое - позади. Учимся решать задачи в одно действие с вопросами "сколько" и "больше - меньше".


Дети средней группы знакомятся с цифрами

У детей пятого года жизни формируется понимание связей между числами: каждое следующее число больше предыдущего и соответственно предыдущее меньше последующего. В этот период наиболее сложно овладение итоговым числом (сколько всего?). Иногда дети ошибаются: спешат назвать следующее число, а действия руки отстают от счета, или наоборот – одним числом обозначают сразу два предмета. В процессе формирования числовых представлений большое значение приобретает словарная работа. Дошкольники учатся согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже. Воспитатель обращает внимание на то, что мы по-разному называем числа в зависимости от того, что считаем. Например, одна кукла, но один мяч; две матрешки, но два яблока и т.д. Особое внимание следует уделять тому, чтобы дошкольники правильно называли – один, а не заменяли его словом раз. Для того чтобы дети осознали значение (особенность) последнего числительного в процессе счета, воспитатель учит их, заканчивая счёт, делать обводящее движение рукой: "Всего две ёлочки, всего три матрёшки". После того как дошкольники овладели счётом предметов в пределах трёх, можно предлагать считать звуки, движения, сравнивать множества предметов и звуков по количеству. "Поставь столько матрёшек, сколько раз я хлопну в ладоши. Сколько ты поставил матрёшек?". Такие упражнения способствуют образованию межанализаторных связей и углубляют знание о числе. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры.  Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке). Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например "Пятнашки".

Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.  Поиграйте в игру "Кто больше найдет цифр в окружении?" вы или ребенок. Предложите поиграть в игру "Какое число пропущено?". Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.  

Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна и менее важна: математические вычисления - это одна из высших функций человеческого мозга. Только человек обладает способностью к счету. Кроме того, это умение очень пригодится в жизни, поскольку в цивилизованном обществе его приходится использовать практически ежедневно. Мы считаем с детства и до самой старости. Считают школьники и домохозяйки, ученые и бизнесмены. Вторая причина гораздо важнее. Детей следует учить считать как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и того, что мы называем интеллектом. Когда мы употребляем слово "цифра", то имеем в виду символы, которые обозначают количество - 2 или 5, или 9. Когда же мы используем слово "число", то подразумеваем действительное количество самих объектов, которых может быть два, пять или девять.

Именно в этой разнице - между восприятием количества с помощью символов и с понятием о действительном количестве предметов заключено преимущество детей перед взрослыми. Формирование понятия натурального числа у детей дошкольного возраста происходит на основе оперирования совокупностями предметов: набором палочек, геометрических фигур (кругов, квадратов, кубов), предметами быта (два стула), игры (три куклы), питания (две морковки). Еще до школы дети приобретают знания о количестве и количественных отношениях из разных источнике, среди которых особое значение имеют слово и действия взрослых, которым малыши активно подражают. Ребенка окружают предметы, различающиеся размерами, формой, цветом, количеством. С помощью взрослого малыш учится называть и различать их, пользоваться ими. По мере развития ребенка изменяются его взаимоотношения с окружающим миром, у него формируются новые понятия.

Дети 4-5 лет  знают еще не все цифры, а называют или "узнают" лишь некоторые из них, чаще всего в меньшем объеме, чем это предусматривается современными программами математического развития детей в детском саду.  Ребята часто путают цифру и число, цифру и букву (называют вместо цифр буквы), путают цифры между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7, 1 и 7, 4 и 7, 3 и 8 и др. Некоторые проблемы возникают у некоторых детей, когда результат счета надо обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством предметов. Отдельные дети, не зная цифр, не пытаются выполнять задание, другие - допускают ошибки (посчитав и определив, что красных шаров 3, выбирают карточку с цифрой 5). Умение считать предметы несколько опережает знание цифр детьми. Эта тенденция обусловлена тем, что до недавнего времени методика обучения в детском саду была ориентирована на вычислительный метод, при котором главное внимание уделялось счету, а ознакомление с цифрами рассматривалось как итог, результат этой работы. У детей имеются отдельные сведения о различных сферах, где применяются цифры, но они весьма ограничены: не все называют номера домов, квартир, автобусов, телефонов и т. д. Многие дети не знают достоинства монет, нумерации мест в автобусах, поездах, театре, кинотеатре, т. е. слабо ориентируются в знании цифр. Поэтому насущной проблемой является разработка занятий и игр для ознакомления детей с цифрами. Подобные игровые и учебные ситуации могут использоваться для ознакомления детей с цифрами начиная с трех лет и на протяжении дошкольного возраста.

Примеры игр и занятий для ознакомления детей с цифрами


1. Рассматриваются цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, картона, ткани, клеёнки, нанесенные на кубики или карточки, разного размера и цвета, различной квалификации (письменные и печатные) и т. д. Попутно выясняется, кто какие цифры знает и где их видел.

2. Предлагаются цифры в виде объемных фигур ("формочек"), карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу (по М. Монтессори) и др. Дети обследуют и угадывают цифру на ощупь.

3. Предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, из деталей геометрического конструктора. Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, клеенки, ткани и наклеить их (аппликация), согнуть из мягкой проволоки.

4. Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.

5. Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями.

6 Путем дорисовывания или прорисовывания цифры превращаются в "человечков", "зверюшек" или другие смешные фигурки.

7. Детям предлагается назвать предметы, на которые похожа цифра. Можно использовать произведения С. Маршака, Г. Виеру, И. Токмаковой.

8. "Найди пару" - берется два одинаковых набора цифр от 0 до 9, т. е. 20 карточек (сначала можно взять два набора: от 1 до 5). Пару можно составить из карточек с одной и той же цифрой, но написанной разным шрифтом (письменные и печатные цифры).
"Число - цифра" - ведущий называет число, ребенок находит и показывает соответствующую карточку с цифрой и наоборот.

9. На листе бумаги изображен кружок с цифрой посредине. Надо нарисовать столько лепестков, сколько "показывает" цифра. Варианты: "Нарисуй (раскрась, построй, наклей) столько предметов, сколько показывает цифра".

10. Дети сами придумывают правила этой игры: какое движение, действие надо выполнить, если ведущий покажет ту или иную карточку с цифрой. Например, ведущий показывает карточку с цифрой "1" - все прыгают на двух ногах, с цифрой "2" - прыгают на правой ноге, с цифрой "3" - на левой ноге, с цифрой "4" - поднимают вверх правую руку и т. д. 

Варианты: дети выполняют какое - либо движение столько раз, сколько "показывает" карточка с цифрой, которую держит ведущий. При этом дети могут считать вслух вместе со взрослым или про себя. Можно усложнить задание: движение нужно выполнить на 1, 2 и т. д. раз меньше или больше, чем "говорит" цифра. Вместо карточек с цифрами (или вперемешку с ними) можно использовать карточки с изображенными на них предметами (в ряд, по кругу или в ином расположении) или так называемые "числовые" фигуры.

11. Воспользовавшись игральным кубиком, дети находят цифру, соответствующую числу точек на выпавшей верхней грани кубика.

12. Незнайка подобрал карточки. На них нарисованы предметы, кружочки (числовые фигуры) и цифры. Надо проверить, нет ли ошибки.
Вариант: "Верно ли это?". Демонстрируются две карточки: на одной изображены цифры, на другой различные предметы, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, точек, треугольников или предметов на другой карточке.

13. На листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой (письменные, печатные). Надо найти, отвлекаясь от несущественных признаков, одинаковые цифры.

14. Детям раздаются карточки - "числовые фигуры". Это - "деньги". Цены на игрушки обозначены цифрами. "Купить" игрушку в "магазине" можно, если "числовая" фигура соответствует "ценнику" - цифре, указанной на карточке. Усложнение: "продавец" может дать "сдачу", а "покупатель" заплатить за игрушку несколькими карточками - "числовыми фигурами".

15. Ребенку предлагается соединить точки в порядке, обозначенном цифрами. Если допущена ошибка, то предметное изображение (корабль, дом и т. д.) не получится.

16. На листе бумаги пронумерованы участки, которые необходимо окрасить в определенный цвет. Например: цифру 1 - красным карандашом, 2 - синим, 3 - желтым и т. д. Если нет ошибки в сочетании "цифра - цвет", то получится предметное изображение, закодированное художником.

17. Детям предлагается стать "цифрами". По команде ведущего каждой цифре надо найти место среди других. Каждая цифра называет своих "соседей".

18. Ведущий показывает цифры в любом порядке. Надо найти их на карточках и показать "соседей".

19. Предлагается наклеить цифры по порядку, пронумеровав этажи в многоэтажном доме, ступеньки лесенки, стулья в ряду и т. д.

20. Дети с помощью трафаретов цифр рисуют "Цифроград". Каждую цифру, кроме нуля, украшают цветами (цифра "1" - один цветок, цифра "2" - два цветка и т. д.).

21. Дети рассматривают карточки с цифрами и запоминают их. Ведущий меняет их местами. Дети указывают, что изменилось. Если какая-либо карточка убирается, дети угадывают, какой цифры не стало ("Какая убежала?"). Роли цифр могут исполнять сами дети. Варианты: цифры перевернуты "вверх ногами" или "вниз головой", или даны в "зеркальном" отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.

22. Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр свой номер телефона, дома и квартиры, скорой помощи и т. д.

23. Цифры пишут пальцами в воздухе, на воде, запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте, на бумаге (сначала в крупную клетку, а затем - в обычную) карандашом, фломастером, ручкой и т. д.
Взрослый пишет цифру - ребенок "дописывает" какой? либо элемент, взрослый изображает цифру точками - ребенок их соединяет палочками (получается стилизованное изображение), копирует.

24. Предлагаются большие контурные изображения цифр. Ребенку необходимо написать (нарисовать или выложить из готовых форм) такие же маленькие цифры внутри контура.

25. Предлагается сделать из цифр орнамент, "расписать" цифрами наряд сказочных литературных героев, кусок ткани, украсить новогоднюю ёлку, ковёр-самолёт, вышить цифру на салфетке (шарфике) и т. д.

Вот так постепенно к шести годам ваш малыш полностью освоит счет и будет готов к школе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска  ДС № 52 "Самолётик"

Математические сказки              

для дошкольников

Воспитатель Керимова Зухра Борисовна

Как родилась линия

В стране Геометрия жила-была маленькая точка. Это была очень красивая красная точка. Однажды она подумала: - Как мне хочется иметь много друзей! Отправлюсь я путешествовать и поищу себе подружек. Только вышла красная точка за калитку, как на встречу ей тоже точка идёт, только зелёная. Подходит зелёная точка к красной и спрашивает, её куда та идёт. - Иду искать друзей. Вставай со мной рядом и идём вместе путешествовать. Через некоторое время встречают они синюю точку. Идут по дороге друзья - точки, и с каждым днём их становится всё больше и больше. И наконец, их стало так много, что выстроились они в один ряд, плечом к плечу и получилась линия. Когда точки идут прямо, получается линия прямая. Когда неровно, криво, - получается кривая линия.

Плюсы и минусы

В древности у одного математика было трое учеников. Когда они в совершенстве овладели всеми арифметическими действиями, учитель призвал их и сказал:              - Теперь, когда вы достигли некоторых вершин в математике, пришла пора применить знания на практике, в жизни. Идите же и считайте, чего в мире больше - плюсов или минусов. Ушли ученики, и пришли ровно через три года, как и договаривались.                                                                                                                                    - Ну, вот ты,- обратился он к первому ученику,- скажи, чего же в мире больше: плюсов или минусов? - Конечно же, плюсов.                                                                            

Я встретил умную, красивую, богатую жену. У нас прекрасный дом, сады, чудесные фрукты. У меня за это время родилось двое замечательных детей. И вообще, я считаю ,что минусы бывают только в математике, в жизни их вообще не существует.                                                                                                                                     - Ну, а ты что насчитал? - с грустью обратился он к другому своему ученику. - Я считал... Все время считал... Золото, разные драгоценности, деньги. Но меня ограбили. Кругом одни негодяи и жулики.                                                                                      - Ну а как насчет моего задания? Чего больше: плюсов или минусов?                                      - Какие там плюсы? Вы их когда-нибудь видели в жизни? На каждом шагу одни только минусы. Учитель погрустнел еще больше, махнул рукой и ничего не ответил.                                                                                                                                             - А ты что успел подсчитать? – спросил он с некоторой надеждой у своего третьего ученика. - Я, учитель, ничего не успел. Видел я и плюсы, и минусы. Видел, что плюсы приносят людям радость, а минусы – горе. И мне захотелось сделать так, чтобы в жизни людей было как можно больше плюсов и как можно меньше минусов. - Но такого не знает математика, - воскликнул учитель. И, помолчав, добавил: - А всё-таки – это отличное действие. Больше плюсов, меньше минусов – ради этого стоит жить. Молодец, ты здорово усвоил мою науку! А вы думаете по этому поводу, ребята?

Путешествие по стране геометрии

Однажды Совёнок услышал незнакомое слово "геометрия". Ему стало очень интересно, что это такое, и он побежал к маме - Мудрой Сове. Мама Сова взяла лист бумаги и карандаш и нарисовала там точку и прямую линию. -Это точка, - сказала она. - Точка, - повторил за ней Совёнок. Мама Сова нарисовала теперь две точки и провела через неё черту (линию). - Смотри внимательно, Совенок, это линия. Прямая линия. Попробуй нарисуй и ты такую прямую линию, вот тебе линейка. Совёнок очень обрадовался, когда у него получилась прямая линия и даже быстро сочинил вот такую песенку: Прямая линия у нас Нарисовалась в первый раз! -Теперь я знаю, что такое геометрия. Она рисует прямые линии. Мудрая Сова засмеялась. - Не торопись, Совёнок, геометрия изучает не только линии, посмотри: табуретка стоит слева от стула, а стул - справа от табуретки. А вот стоят мальчик и девочка. Скажи: кто из них стоит слева, а кто справа? А вот две точки, расположенные по разные стороны от прямой линии: -Покажи, какая из них слева от прямой, какая справа? - Знаю, знаю,- закричал Слонёнок,- геометрия изучает, кто стоит справа, а кто слева! Мудрая Сова покачала головой и продолжила свой рассказ: Геометрия ещё может очень много, например, помогает строить дома. Посмотри в окно, видишь, строится дом. Над землёй уже поднялись два этажа, и строители возводят третий. Строителям помогает подъёмный кран. Он поднимает с земли большие плиты - перекрытия и подаёт их строителям. Под тяжестью груза стальной трос туго натянулся. Вот тебе еще прямая линия. Она протянулась точно сверху вниз. Такую линию называют вертикальной.                                                        

Совёнок всё понял и на радостях придумал новую песенку:

Вот верёвочка моя!                                                                                                                   Привязал к ней камень я,                                                                                                               И верёвка моментально Натянулась вертикально!

- Строители часто используют в своей работе такую верёвочку с грузиком, -продолжала Сова. -Для чего? -спросил Совёнок.                                                                      - Для того, чтобы проверить, вертикально ли стоит стена дома, не наклонилась ли она в какую- нибудь сторону. Если стена наклонилась, то верёвочка с грузиком пойдёт не по стене, а так: Строители же должны стену поставить вертикально, вот так: Иначе дом может упасть. 

Сказка об отрезке

Жил-был Карандаш. Был он очень любознательный и хотел всё знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:  Как эта линия называется? Вышел однажды Карандаш на прямую линию и пошёл по этой прямой. Шёл, шёл по прямой линии, долго шёл. Устал. Остановился и говорит: - Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой? Засмеялась Прямая: - Эх ты, Карандаш! Ведь ты не дойдёшь до конца: разве ты не знаешь, что у прямой нет конца? -Тогда я поверну назад, - сказал Карандаш. - Я, наверное, пошёл не в ту сторону. -И в другую сторону не будет конца. У линии совсем нет концов. Она бесконечна... - И Прямая даже пропела про себя песенку:

Без конца и края линия прямая!                                                                                                   Хоть сто лет по ней иди, не найти конца пути!

Опечалился Карандаш, узнав, что у линии совсем нет концов. - Как же быть? Что же мне так и придётся идти и идти без конца? - Ну, если ты не хочешь идти без конца, то отметь на прямой две точки, - подсказала Прямая. -Ура! - закричал Карандаш. - Появились два конца, теперь я могу гулять по Прямой линии от одной точки до другой. Что же получилось на Прямой? Как это называется? -Это мой отрезок,- улыбнулась Прямая линия. - Отрезок прямой, отрезок прямой, - с удовольствием повторял Карандаш, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого. (Он был так рад, что от усталости не осталось и следа.) 

Приключения точки

Жила- была Точка. Она хотела всё знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит: - Как эта линия называется? Длинная она или короткая? Подумала однажды Точка: "Как же я смогу всё узнать, если всегда буду жить на одном месте? Отправлюсь-ка я путешествовать!" Сказано - сделано. Вышла Точка напрямую линию и пошла по этой линии. Шла-Шла по прямой линии. Долго шла. Устала. Остановилась и говорит: -Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой линии? -Эх, ты, Точка! Ведь ты не дойдёшь до конца: разве ты не знаешь, что у прямой нет конца? -Тогда я поверну назад, - сказала Точка. - Я, наверное, пошла не в ту сторону. -И в другую сторону не будет конца. У прямой линии совсем нет концов.

Опечалилась Точка: -Как же быть? Что же, мне так и придётся идти, идти без конца? -Можно позвать на помощь Ножницы, - посоветовала Прямая. Тут, откуда ни возьмись, появились Ножницы, щёлкнули перед самым носом и разрезали Прямую. -Ура! - закричала Точка. - Вот и конец получился! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны. - Можно и с другой, - послушно щёлкнули Ножницы. - Как интересно! - воскликнула Точка. -Что же из моей прямой 
получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец. Как это 
называется? - Это отрезок, - сказали Ножницы. - Можно нарезать много отрезков и даже разной длины: одни короткие, другие длинные. И разбросать их можно, как 
захочется. - Ножницы быстро- быстро защелкали. Посмотри, что получилось. Если нарисовать кружочек, получится солнышко с разными лучиками, - робко ответила Точка. - А как можно точно определить, какой из отрезков самый длинный и какой самый короткий? -Нужно позвать на помощь Циркуль и Линейку. Тут Ножницы кликнули помощников. Пришли Циркуль и Линейка и принялись за дело. Циркуль расставил свои ноги и измерил один отрезок, затем подошёл к другому, самому маленькому, и Совёнок сразу увидел, что этот отрезок меньше первого. - А линейка может точно ответить, насколько этот отрезок меньше, - важно ответил Циркуль, - а я могу снова соединить отрезки. Циркуль подтянул лучи друг к другу, соединил их концами, и вот что получилось. -Да, - воскликнула Точка, - это не прямая. Здесь прямо не пройдёшь, придётся поворачивать. Что же это такое? Как это называется? -Это угол, - сказал Циркуль. -Угол... Угол...-несколько раз повторила Точка новое для неё слово -Циркуль, а как называется то место, где соединяются лучи? -Вершина угла. Сейчас ты Точка в вершине угла. А лучи, которые начинаются от тебя, - это стороны угла. Можно даже прокатиться разок -другой. Понравился Точке такой совет. Катится она и приговаривает:                                                                       От вершины по лучу словно с горки покачу.                                                                           только луч теперь - "Она", Он зовется "сторона". Покаталась Точка ещё немного по сторонам угла, а потом вернулась к вершине и обратилась к Циркулю: - Я хочу катиться быстрее. Нельзя ли сделать горку круче? -Можно, - ответил Циркуль. -Он сдвинул стороны угла вот так: -Это уж слишком? - запищала Точка. -Какой острый угол? С такой крутой горки кубарем покатишься? Не нужно так круто? Циркуль раздвинул немного стороны угла. -Теперь хорошо, - сказала Точка.- Но мне уже расхотелось кататься. Лучше расскажи мне всё, что ты знаешь об угле. -Углы бывают разные: прямые; углы, которые шире прямых, называются тупыми углами; а углы, которые меньше прямых, называются острыми углами. 

О треугольникусе

Давным-давно в математическом царстве было геометрическое Государство и правил им король Треугольникус. Был он уже старым и часто болел. Однажды собирает он своих глашатаев и посылает их по сёлам и городам с заданием: найти человека, который вылечил бы Треугольникуса. И такой лекарь нашёлся в городке "Три стороны". Пришёл он к королю с треугольным листом, на котором был изображён чертёж и поставлен вопрос: сколько на этом чертеже различных треугольников? Назови их. Король Треугольникус думал целый день. А когда решил, почувствовал себя сразу здоровым и помолодевшим. Но ты-то, дружок, здоров. Тебе не составит большого труда подсчитать все треугольники в этой фигуре. Но на всякий случай и ты послушай совет, который дал королю на прощание лекарь:

Кто более или менее с терпением знаком,                                                                            Считает он терпение совсем не пустяком.                                                                                      Не случай, не везение тебе помогут вдруг.                                                                        Терпение, терпение - твой самый лучший друг.

Да, забыли вам сообщить самое главное. Как только король сел за разгадывание количества треугольников на рисунке, послышалась музыка. Это пели треугольнички. Надеюсь, ты не забыл, что дело происходило в волшебной стране? Если хочешь, можешь даже выучить песенку треугольничков.  Она ведь волшебная и поможет тебе веселее и быстрее разгадать любую задачу:                                                  

Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри.                                                                          У нас всего, у нас всего, У нас всего по три.                                                                                     Три стороны и три угла и столько же вершин.                                                                                И трижды трудные дела мы трижды совершим.                                                                     Все в нашем городе - друзья, дружнее не сыскать.                                                                    Мы треугольников семья, Нас каждый должен знать. (В. Шитомирский)

                                 

Математические сказки для дошкольников

Как родилась линия

В стране Геометрия жила-была маленькая точка. Это была очень красивая красная точка. Однажды она подумала: - Как мне хочется иметь много друзей! Отправлюсь я путешествовать и поищу себе подружек. Только вышла красная точка за калитку, как на встречу ей тоже точка идёт, только зелёная. Подходит зелёная точка к красной и спрашивает, её куда та идёт. - Иду искать друзей. Вставай со мной рядом и идём вместе путешествовать. Через некоторое время встречают они синюю точку. Идут по дороге друзья - точки, и с каждым днём их становится всё больше и больше. И наконец, их стало так много, что выстроились они в один ряд, плечом к плечу и получилась линия. Когда точки идут прямо, получается линия прямая. Когда неровно, криво, - получается кривая линия.

Плюсы и минусы

В древности у одного математика было трое учеников. Когда они в совершенстве овладели всеми арифметическими действиями, учитель призвал их и сказал:              - Теперь, когда вы достигли некоторых вершин в математике, пришла пора применить знания на практике, в жизни. Идите же и считайте, чего в мире больше - плюсов или минусов. Ушли ученики, и пришли ровно через три года, как и договаривались.                                                                                                                                    - Ну, вот ты,- обратился он к первому ученику,- скажи, чего же в мире больше: плюсов или минусов? - Конечно же, плюсов.                                                                            

Я встретил умную, красивую, богатую жену. У нас прекрасный дом, сады, чудесные фрукты. У меня за это время родилось двое замечательных детей. И вообще, я считаю ,что минусы бывают только в математике, в жизни их вообще не существует.                                                                                                                                     - Ну, а ты что насчитал? - с грустью обратился он к другому своему ученику. - Я считал... Все время считал... Золото, разные драгоценности, деньги. Но меня ограбили. Кругом одни негодяи и жулики.                                                                                      - Ну а как насчет моего задания? Чего больше: плюсов или минусов?                                      - Какие там плюсы? Вы их когда-нибудь видели в жизни? На каждом шагу одни только минусы. Учитель погрустнел еще больше, махнул рукой и ничего не ответил.                                                                                                                                             - А ты что успел подсчитать? – спросил он с некоторой надеждой у своего третьего ученика. - Я, учитель, ничего не успел. Видел я и плюсы, и минусы. Видел, что плюсы приносят людям радость, а минусы – горе. И мне захотелось сделать так, чтобы в жизни людей было как можно больше плюсов и как можно меньше минусов. - Но такого не знает математика, - воскликнул учитель. И, помолчав, добавил: - А всё-таки – это отличное действие. Больше плюсов, меньше минусов – ради этого стоит жить. Молодец, ты здорово усвоил мою науку! А вы думаете по этому поводу, ребята?

Путешествие по стране геометрии

Однажды Совёнок услышал незнакомое слово "геометрия". Ему стало очень интересно, что это такое, и он побежал к маме - Мудрой Сове. Мама Сова взяла лист бумаги и карандаш и нарисовала там точку и прямую линию. -Это точка, - сказала она. - Точка, - повторил за ней Совёнок. Мама Сова нарисовала теперь две точки и провела через неё черту (линию). - Смотри внимательно, Совенок, это линия. Прямая линия. Попробуй нарисуй и ты такую прямую линию, вот тебе линейка. Совёнок очень обрадовался, когда у него получилась прямая линия и даже быстро сочинил вот такую песенку: Прямая линия у нас Нарисовалась в первый раз! -Теперь я знаю, что такое геометрия. Она рисует прямые линии. Мудрая Сова засмеялась. - Не торопись, Совёнок, геометрия изучает не только линии, посмотри: табуретка стоит слева от стула, а стул - справа от табуретки. А вот стоят мальчик и девочка. Скажи: кто из них стоит слева, а кто справа? А вот две точки, расположенные по разные стороны от прямой линии: -Покажи, какая из них слева от прямой, какая справа? - Знаю, знаю,- закричал Слонёнок,- геометрия изучает, кто стоит справа, а кто слева! Мудрая Сова покачала головой и продолжила свой рассказ: Геометрия ещё может очень много, например, помогает строить дома. Посмотри в окно, видишь, строится дом. Над землёй уже поднялись два этажа, и строители возводят третий. Строителям помогает подъёмный кран. Он поднимает с земли большие плиты - перекрытия и подаёт их строителям. Под тяжестью груза стальной трос туго натянулся. Вот тебе еще прямая линия. Она протянулась точно сверху вниз. Такую линию называют вертикальной.                                                        

Совёнок всё понял и на радостях придумал новую песенку:

Вот верёвочка моя!                                                                                                                   Привязал к ней камень я,                                                                                                               И верёвка моментально Натянулась вертикально!

- Строители часто используют в своей работе такую верёвочку с грузиком, -продолжала Сова. -Для чего? -спросил Совёнок.                                                                      - Для того, чтобы проверить, вертикально ли стоит стена дома, не наклонилась ли она в какую- нибудь сторону. Если стена наклонилась, то верёвочка с грузиком пойдёт не по стене, а так: Строители же должны стену поставить вертикально, вот так: Иначе дом может упасть. 

Сказка об отрезке

Жил-был Карандаш. Был он очень любознательный и хотел всё знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:  Как эта линия называется? Вышел однажды Карандаш на прямую линию и пошёл по этой прямой. Шёл, шёл по прямой линии, долго шёл. Устал. Остановился и говорит: - Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой? Засмеялась Прямая: - Эх ты, Карандаш! Ведь ты не дойдёшь до конца: разве ты не знаешь, что у прямой нет конца? -Тогда я поверну назад, - сказал Карандаш. - Я, наверное, пошёл не в ту сторону. -И в другую сторону не будет конца. У линии совсем нет концов. Она бесконечна... - И Прямая даже пропела про себя песенку:

Без конца и края линия прямая!                                                                                                   Хоть сто лет по ней иди, не найти конца пути!

Опечалился Карандаш, узнав, что у линии совсем нет концов. - Как же быть? Что же мне так и придётся идти и идти без конца? - Ну, если ты не хочешь идти без конца, то отметь на прямой две точки, - подсказала Прямая. -Ура! - закричал Карандаш. - Появились два конца, теперь я могу гулять по Прямой линии от одной точки до другой. Что же получилось на Прямой? Как это называется? -Это мой отрезок,- улыбнулась Прямая линия. - Отрезок прямой, отрезок прямой, - с удовольствием повторял Карандаш, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого. (Он был так рад, что от усталости не осталось и следа.) 

Приключения точки

Жила- была Точка. Она хотела всё знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит: - Как эта линия называется? Длинная она или короткая? Подумала однажды Точка: "Как же я смогу всё узнать, если всегда буду жить на одном месте? Отправлюсь-ка я путешествовать!" Сказано - сделано. Вышла Точка напрямую линию и пошла по этой линии. Шла-Шла по прямой линии. Долго шла. Устала. Остановилась и говорит: -Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой линии? -Эх, ты, Точка! Ведь ты не дойдёшь до конца: разве ты не знаешь, что у прямой нет конца? -Тогда я поверну назад, - сказала Точка. - Я, наверное, пошла не в ту сторону. -И в другую сторону не будет конца. У прямой линии совсем нет концов.

Опечалилась Точка: -Как же быть? Что же, мне так и придётся идти, идти без конца? -Можно позвать на помощь Ножницы, - посоветовала Прямая. Тут, откуда ни возьмись, появились Ножницы, щёлкнули перед самым носом и разрезали Прямую. -Ура! - закричала Точка. - Вот и конец получился! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны. - Можно и с другой, - послушно щёлкнули Ножницы. - Как интересно! - воскликнула Точка. -Что же из моей прямой 
получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец. Как это 
называется? - Это отрезок, - сказали Ножницы. - Можно нарезать много отрезков и даже разной длины: одни короткие, другие длинные. И разбросать их можно, как 
захочется. - Ножницы быстро- быстро защелкали. Посмотри, что получилось. Если нарисовать кружочек, получится солнышко с разными лучиками, - робко ответила Точка. - А как можно точно определить, какой из отрезков самый длинный и какой самый короткий? -Нужно позвать на помощь Циркуль и Линейку. Тут Ножницы кликнули помощников. Пришли Циркуль и Линейка и принялись за дело. Циркуль расставил свои ноги и измерил один отрезок, затем подошёл к другому, самому маленькому, и Совёнок сразу увидел, что этот отрезок меньше первого. - А линейка может точно ответить, насколько этот отрезок меньше, - важно ответил Циркуль, - а я могу снова соединить отрезки. Циркуль подтянул лучи друг к другу, соединил их концами, и вот что получилось. -Да, - воскликнула Точка, - это не прямая. Здесь прямо не пройдёшь, придётся поворачивать. Что же это такое? Как это называется? -Это угол, - сказал Циркуль. -Угол... Угол...-несколько раз повторила Точка новое для неё слово -Циркуль, а как называется то место, где соединяются лучи? -Вершина угла. Сейчас ты Точка в вершине угла. А лучи, которые начинаются от тебя, - это стороны угла. Можно даже прокатиться разок -другой. Понравился Точке такой совет. Катится она и приговаривает:                                                                       От вершины по лучу словно с горки покачу.                                                                           только луч теперь - "Она", Он зовется "сторона". Покаталась Точка ещё немного по сторонам угла, а потом вернулась к вершине и обратилась к Циркулю: - Я хочу катиться быстрее. Нельзя ли сделать горку круче? -Можно, - ответил Циркуль. -Он сдвинул стороны угла вот так: -Это уж слишком? - запищала Точка. -Какой острый угол? С такой крутой горки кубарем покатишься? Не нужно так круто? Циркуль раздвинул немного стороны угла. -Теперь хорошо, - сказала Точка.- Но мне уже расхотелось кататься. Лучше расскажи мне всё, что ты знаешь об угле. -Углы бывают разные: прямые; углы, которые шире прямых, называются тупыми углами; а углы, которые меньше прямых, называются острыми углами. 

О треугольникусе

Давным-давно в математическом царстве было геометрическое Государство и правил им король Треугольникус. Был он уже старым и часто болел. Однажды собирает он своих глашатаев и посылает их по сёлам и городам с заданием: найти человека, который вылечил бы Треугольникуса. И такой лекарь нашёлся в городке "Три стороны". Пришёл он к королю с треугольным листом, на котором был изображён чертёж и поставлен вопрос: сколько на этом чертеже различных треугольников? Назови их. Король Треугольникус думал целый день. А когда решил, почувствовал себя сразу здоровым и помолодевшим. Но ты-то, дружок, здоров. Тебе не составит большого труда подсчитать все треугольники в этой фигуре. Но на всякий случай и ты послушай совет, который дал королю на прощание лекарь:

Кто более или менее с терпением знаком,                                                                            Считает он терпение совсем не пустяком.                                                                                      Не случай, не везение тебе помогут вдруг.                                                                        Терпение, терпение - твой самый лучший друг.

Да, забыли вам сообщить самое главное. Как только король сел за разгадывание количества треугольников на рисунке, послышалась музыка. Это пели треугольнички. Надеюсь, ты не забыл, что дело происходило в волшебной стране? Если хочешь, можешь даже выучить песенку треугольничков.  Она ведь волшебная и поможет тебе веселее и быстрее разгадать любую задачу:                                                  

Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри.                                                                          У нас всего, у нас всего, У нас всего по три.                                                                                     Три стороны и три угла и столько же вершин.                                                                                И трижды трудные дела мы трижды совершим.                                                                     Все в нашем городе - друзья, дружнее не сыскать.                                                                    Мы треугольников семья, Нас каждый должен знать. (В. Шитомирский)

                                 

 Задачи в стихах

Яблоки с ветки на землю упали. 
Плакали, плакали, слезы роняли, 
Таня в лукошко их собрала. 
В подарок друзьям своим принесла, 
Два Сережке, три Антошке, 
Катерине и Марине, 
Оле, Свете и Оксане, 
Самое большое - маме. 
Говори, давай скорей, 
Сколько Таниных друзей?

С неба звездочка упала, 
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней: 
"Не забудь своих друзей!" 
Сколько ярких звезд пропало, 
С неба звездного упало?

Скоро праздник. Новый Год, 
Встанем в дружный хоровод. 
Звонко песенку споем, 
Всех поздравим с этим днем. 
Приготовим всем подарки, 
Этот праздник очень яркий. 
Кате, Маше и Аленке 
Мы подарим по Буренке, 
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше. 
Саша будет рад Петрушке 
И большой цветной хлопушке. 
Ну а Танечке - Танюше –
Бурый мишка в сером плюше. 
Вы, друзья, гостей считайте 
Имена их называйте.

Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо - совсем позабыла.
Две штучки - для внучки,
Две штучки - для деда,
Две штучки - для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.

В рыбьем царстве к осетру,
Приплывают по утру:
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре чебака моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?

Жили-были у жилета:
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет!

Шесть орешков мама-свинка,
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал,
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?

Три зайчонка, пять ежат -
Ходят вместе в детский сад. 
Посчитать мы вас попросим, 
Сколько малышей в саду?

Пять пирожков лежало в миске. 
Два пирожка взяла Лариска, 
Еще один стащила киска. 
А сколько же осталось в миске? 

У нашей кошки пять котят, 
В лукошке рядышком сидят. 
А у соседской кошки - три! 
Такие милые, смотри! 
Помогите сосчитать, 
Сколько будет три и пять?
Семь гусей пустились в путь. 
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели - 
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?

На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?

Три цыпленка стоят 
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде, 
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей: 
Сколько будет цыплят -
У наседки моей?

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?

Расставил Андрюшка 
В два ряда игрушки. 
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?

Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
"Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!"

Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
"Приходите все на чай!"
Сколько чаек, отвечай!

Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила: 
"Мне зимой не знать хлопот, 
Потому что есть грибок: 
Белый, рыжик, два масленка, 
Три веселеньких опенка. 
Подосиновик велик, 
Этим он и знаменит.
А лисичек ровно шесть. 
Ты попробуй все их счесть!"

Мы с мамой в зоопарке были, 
Зверей с руки весь день кормили. 
Верблюда, зебру, кенгуру, 
И длиннохвостую лису. 
Большого серого слона, 
Увидеть я едва смогла. 
Скажите мне скорей, друзья, 
Каких зверей видала я? 
А если их вы счесть смогли, 
Вы просто чудо! Молодцы!

Дождик, лей веселей! 
Теплых капель не жалей! 
Пять Сережке, три Антошке, 
Две Валюше и Катюше. 
А для мамы и для папы 
Сорок будет маловато.
Ну а вы друзья считайте, 
Сколько капель отвечайте!

По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад,
Сколько было поросят?
Ты сумел найти ответ?
До свиданья, всем привет!

Вдоль овражка
Шла фуражка,
Две косынки,
Три корзинки,
А за ними шла упрямо
Белоснежная панама.
Сколько всего шло детей?
Отвечай поскорей!

Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, "косой",
Волк - с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог,
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей.

Семь весёлых поросят -
У корытца в ряд стоят. 
Два ушли в кровать ложиться, 
Сколько свинок у корытца?

Четыре гусёнка и двое утят 
В озере плавают, громко кричат. 
А ну, посчитай поскорей - 
Сколько всего в воде малышей?

На базаре добрый ёжик 
Накупил семье сапожек. 
Сапожки по ножке - себе, 
Поменьше немного - жене. 
С пряжками - сыну, 
С застёжками - дочке. 
И всё уложил в мешочке. 
Сколько в семье у ёжика ножек? 
И сколько купили сапожек?

Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша. 
Кто тут сможет посчитать, 
Сколько будет два и пять?

Привела гусыня – мать:
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?

Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?

Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?

Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Две большие клеточки
В каждой по три веточки.
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может,
Кто же ей поможет?

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?

Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?

В снег упал Серёжка, 
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка,
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?

Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек. 
Кто ответит из ребят, 
Сколько было всех утят?

Как под ёлкой встали в круг 
Зайка, белка и барсук, 
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот. 
А последним встал медведь, 
Сколько всех зверей? Ответь!

1.

Длинноносой Единице
Дома, в строчке не сидится!
- Путешествовать хочу,
К двойке в гости полечу!

Соберу я чемодан,
Положу один стакан,
Книжку толстую одну,
Щетку с мылом заверну,

Я возьму одну матрешку
И одну большую ложку.
Ярко-рыжий апельсин
Я возьму с собой один.

Молока один пакет
И один мешок конфет!
Ничего я не забыла?
Ах! Себя не положила!

2. 
У реки в седом бору
Двойка плакалась бобру:
- В воду я зайти не смею,
Я ведь плавать не умею!

Шепчут ей два пескаря:
- Ты грустишь, подружка, зря!
Прилетели две стрекозки:
- Вытирай-ка двойка слезки!

Две лисички прибежали,
Двойку дружно утешали:
- Ты на лебедя похожа,
Значит, плавать можешь тоже!

Двойка радостно вздохнула,
Шеей длинною качнула,
В воду теплую зашла
И как лебедь поплыла!

3. 
Не сидит без дела Тройка,
Затевает тройка стройку.
Тройка главный командир,
И прораб, и бригадир!

Три веселых комара
Тащат краски три ведра,
Пилят доски три грача,
Волк несет три кирпича.

С молотками три котенка,
Гвозди носят три утенка.
Три крота траншею роют,
Три медведя крышу кроют.

Три козы сложили печку,
Красят окна три овечки.
Каждый зверь пришел, помог:
Получился теремок!

4. 
Как-то раз зимой четверка
Собралась пойти на горку.
В теплых варежках, в ушанке,
За собою тащит санки.

На пластмассовой тарелке
Едут вниз четыре белки.
А четыре куропатки
Под горой играют в прятки.

На горе четыре мыши
Перепутали все лыжи,
А ежи, четыре братца,
Помогли им разобраться!

Лось на четырех ногах
С теплой шапкой на рогах
На дороге снег топтал,
На санях зверей катал!

5. 
Чем так занята Пятерка?
У нее идет уборка!
Воду носят пять бобров,
Окна моют пять коров.

Пять мышей несут метелку,
Пять гусят ей чинят полку,
Пять котят белье стирают,
Пыль повсюду вытирают,

Пять веселых комаров
Выбивают пыль с ковров,
Пять зеленых лягушат
К ним на выручку спешат.

Моют пять ежей посуду.
Чисто стало – просто чудо!
За столом потом сидели,
Пили чай и плюшки ели!

 
6.
За столом сидит Шестерка.
Перед ней печенья горка.
Шесть огромных шоколадок,
Шесть прозрачных мармеладок,

Шесть коробочек зефира,
Шесть бутылочек кефира.
Съела все Шестерка, встала,
А потом в дверях застряла!

- Ах, - вздыхает цифра Шесть,
- Видно, надо меньше есть!
Шесть мышат над ней смеются,
Шесть шмелей над цифрой вьются!

- Эй, шестерка, твой живот
В двери точно не пройдет!
Чтобы в эту дверь пролезть,
На диету надо сесть!

7. 
Однажды Семерка гуляла в лесу:
Корзина в руках и очки на носу.
В волшебном лесу расцвела красота,
В корзинке огромной спала пустота!

Семь зайцев на встречу скакали гурьбой:
- Грибы собираешь? Мы тоже с тобой!
По лесу зеленому зайцы бродили
И вместе с Семеркой грибы находили!

Семь толстых волнушек в болоте нашли,
Семь желтых лисичек под елкой росли,
Семь белых грибов на поляне стоят,
А рядом семья – семь веселых опят!

Вот семь сыроежек, семь скользких маслят,
Семь рыжиков славных в тенечке шалят.
Удачной грибная охота была:
Семерка корзину едва подняла!

8. 
Восьмерка зимою смотрела в окно:
Снежинки летели, и было темно!
Зажегся фонарь, и в ночном серебре
Увидела друга она во дворе.

Скучали на лавочке восемь котов,
Машины стояли различных цветов.
Не глядя на кошек, печатая шаг,
Гуляли по улице восемь собак.

Под крышею восемь сосулек висели,
И восемь сорок на березу присели.
Стоял снеговик посредине двора.
Сказал он Восьмерке: - Ну, здравствуй, сестра!

Смотри-ка, как мы друг на друга похожи:
Ты из кружков, и я, видишь, тоже!
Восьмерка ответила:- Знаешь, дружок,
Похоже, ты выше на целый кружок!

9.
В теремке жила девятка: 
Спать любила сладко-сладко.
Красный бантик над макушкой,
Хвост веселой запятушкой.

Как-то ей приснился сон:
Чудо-лес со всех сторон,
Девять радужных стрекоз
Ей венок сплели из роз,

Девять быстрых окуней
На волнах играли с ней,
Девять уток с ней летали,
Девять лис ее катали,

Девять ярких мотыльков
К ней спустились с облаков.
А потом притопал слон
И спугнул чудесный сон!

10.
Шла десятка в магазин
С целым ворохом корзин.
Там купила десять книжек,
Десять маковых коврижек,

Десять кубиков купила, 
Десять кружек не забыла,
Десять розовых тарелок
И зачем-то десять грелок.

Десять спелых сочных груш,
Наступила в десять луж,
Еле-еле дотащила,
Чуть добро не уронила!

Занесла она багаж
На десятый свой этаж.
А потом себя спросила:
- И зачем я все купила?
 

Сложение

1+1=2 

Зайчик на траве лежал,                                                                                                 Друг-зайчонок прибежал,                                                                                               Удивляется трава:                                                                                                                          - Был один, а стало два!

Мышка яблоко несла                                                                                                                                  И еще одно нашла.                                                                                                                             Громко ухнула сова:                                                                                                                            - У тебя теперь их два!

Муравей бревно несет,                                                                                                                  Следом брат его ползет.                                                                                                            Поспевает он едва.                                                                                                             Муравьев тут сколько? Два!

Белка прыгает по ветке,                                                                                                                  Ест орехи и конфетки.                                                                                                          Прискакала к ней подружка,                                                                                                Белкам двум теперь не скучно!

1+2=3

По глубокой речке плыл                                                                                                       Одинокий крокодил.                                                                                                                  Два еще плывут, смотри!                                                                                                                  И теперь их стало три!

2+1=3

Два котенка на крылечке,                                                                                                                  А еще один у печки.                                                                                                                 Старший крикнул: суп вари!                                                                                                                  А котят тут сколько? Три!

2+1=3

Два верблюда по барханам                                                                                                           Шли веселым караваном.                                                                                Подошел еще верблюд,                                                                                     Три верблюда вдаль идут.

2+2=4

На песке два льва сидели,                                                                                                             Ананас и киви ели.                                                                                                                             К ним еще подсели два.                                                                                                            Сколько здесь? Четыре льва!

2+2=4

Мышки делают зарядку:                                                                                                             Две в наклонку, две вприсядку.                                                                                                        Сосчитай мышей в квартире!                                                                                           Сколько? Правильно – четыре!

 3+1=4

Выступали в клубе зайки,                                                                                                            Три бренчат на балалайке,                                                                                                                А один играл на лире.                                                                                                          Сколько их всего? Четыре!

 1+3=4

На арене цирка – мишки!                                                                                                      Младший ловко ловит шишки,                                                                                                     Три медведя ловят гири.                                                                                                               Медвежат всего четыре.

Пестрый маленький щенок                                                                                                          Рядом с мисочкой прилег.                                                                                                            Три щенка играют в тире,                                                                                                        Сколько их всего – четыре.

 4+1=5

Во дворе 4 кошки                                                                                                                             Тихо спрятались в лукошке,                                                                                                                      Их одна пошла искать.                                                                                                                 Сосчитай-ка кошек. Пять!

У пруда 4 утки,                                                                                                                                  А еще одна – на будке.                                                                                                                Начал старый пес ворчать:                                                                                                        - Это ж надо, целых пять!

 

1+4=5

Лягушонок под кустом,                                                                                                                              Еще 4 под мостом.                                                                                                              Собрались камушки считать.                                                                                                  Всего лягушек ровно пять!

Сверчок за печкой отдыхал,                                                                                                        На скрипке песенку играл.                                                                                                                 4 влезли под кровать.                                                                                                            Всего сверчков стрекочет пять!

 3+2=5

3 мышонка на качели                                                                                           С аппетитом сушки ели.                                                                                     2 пришли к ним поболтать.                                                                                  Сколько мышек? Ровно пять.

3 веселых медвежонка                                                                                                                  Ели сладкий мед в сторонке.                                                                                                            2 пришли им помогать.                                                                                                          Сколько мишек? Точно - пять!

 2+3=5

2 забавных жеребенка                                                                                                                        На лугу заржали звонко.                                                                                                                    3 пришли к ним поиграть.                                                                                                              Их всего резвится – пять!

2 хорошеньких цыпленка                                                                                                                       За мячом бегут вдогонку.                                                                                                                3 хотят кота поймать,                                                                                                                               А цыплят всего здесь – пять!

 Список литературы

1. Белошистая А. Я считаю и решаю: Уникальная методика обучения математике. – Е.: Изд. "У – Фактория" 2007.                                                                                    2. Баранова Е.Е., Гаврильчук Л.И., Климова Н.Л., Чаров Н.Л., Шклярова Т.В. – "Как научить Вашего ребёнка считать в пределах 10".
3. Виноградова Л.А., Шванова Н.Н. – "Математика" (программа "Первые шаги")
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – "Тетрадь по математике для дошкольника. Числа и цифры" серия: "Детский сад: день за днём" - практическое приложение.
5. Ильина М.Н. – "Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения".
6. Михайлова З.А., Э.Н. Иоффе "Математика от 3 до 7", Санкт - Петербург, Детство-Пресс, 2001г.                                                                                                                      7. Михайлова З.А. , И.Н. Чеплашкина, "Математика – это интересно", Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.                                                                                              8. Михайлова З.А. "Игровые занимательные задачи для дошкольников".                           9. Метлина А.С. "Математика в детском саду": Пособие для воспитателя.            – М.: Изд. "Просвещение", 1977.                                                                                       10. Стасова Л.П. Развивающие математические игры для детей дошкольного возраста. – В.: Изд. "Учитель", 2008.                                                                                             11. Сербина Е.В. "Математика для малышей" /Москва "Просвещение" 1982 г. 12. Стихи Ирины Гуриной.                                                          Источники: 
http://steshka.ru/rasporyadok-dnya-v-kartinkah-kartinki-utro-den-vecher-noch          http://depositfiles.com/files/g64kqsnn5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...