НОД Конспект "Знакомство с абакусом"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Мартемьянова Наталья Дмитриевна

Цель: познакомить детей с основным инструментом ментальной арифметики – абакусом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Математика Царица наук.22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский  сад №53 Колпинского района, Санкт – Петербурга.

Конспект непрерывной образовательной деятельности.

Знакомства детей подготовительной группы «Чунга-Чанга» 

Тема: «Основные инструменты ментальной арифметики – АБАКУС».

Составил   воспитатель:

Мартемьянова Н.Д.

                                             

                                            Санкт – Петербург

                                                        2021г.

                                                      октябрь

 

Цель: познакомить детей с основным инструментом ментальной арифметики – абакусом.

Задачи:

  1. Обучающие задачи:
  • – Дать представление о работе на абакусе.
  • – Познакомить с назначением косточек.
  • – Учить составлять на абакусе числа в пределах первого (второго) десятка.
  1. Развивающие задачи:
  • – Развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности.
  • – Развивать зрительное и слуховое восприятие.
  1. Воспитательные задачи:
  • – Воспитывать самостоятельность, активность.
  • – Воспитывать желание оказывать помощь нуждающимся в ней.
  • – Способствовать формированию коммуникативной культуры.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здраствуйте.

Воспитатель: Сегодня у нас с вами необычная встреча. Сегодня мы с вами познакомимся с интересным инструментом для счета – абакусом, и научимся работать с ним.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего людям нужно уметь считать?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно молодцы.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру “Посчитай”, Задаю вам вопрос, вы мен на него отвечаете, а на каждый правильный ответ выходит на слайде верная картинка. Слушайте внимательно.

  • Сколько ушей у двух кошек? (четыре) СЛАЙД
  • Сколько дней в неделе? (семь)               СДАЙД
  • Сколько глаз у светофора? (три) СДАЙД
  • Сколько пальцев на одной руке? (пять) СДАЙД
  • Сколько солнышек на небе? (одно) СДАЙД
  • Сколько лап у двух собак? (восемь) СДАЙД
  • Сколько пальцев на двух руках? (десять) СДАЙД
  • Сколько в неделе выходных дней? (два) СДАЙД
  • Сколько солнышек на небе ночью? (ноль) СДАЙД
  • Какое число больше восьми, но меньше десяти? (девять). СДАЙД
  • Сколько пальцев на руках у двух подружек? (двадцать). СДАЙД

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно посчитали. Без счета невозможно представить современный мир, а впервые человек научился считать много-много лет назад. Люди считали во время обмена продуктами питания и орудиями труда с другими племенами.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что могли использовать древние люди для счета? (ответы детей, показ слайдов).

Воспитатель: Естественными «счетными устройствами» были пальцы рук и ног СЛАЙД, которых древним людям вполне хватало для нехитрых расчетов. Результаты счета фиксировались с помощью узелков на веревках СЛАЙД или зарубок на ветках деревьев. СЛАЙД

Воспитатель: Ребята, а на чем сегодня мы с вами можем считать? 

Дети: (ответы детей, если дети не справляются, можно показать слайды: счетные палочки, СЛАЙД счеты СЛАЙД, калькулятор СЛАЙД).

Воспитатель: Хотите, я вам сегодня, покажу и расскажу о новом инструменте, на котором можно легко и быстро посчитать?

Дети: Да.

Воспитатель: Это – абакус. Его изобрели – в Китае. Абакус выглядит как прямоугольник с вертикальными спицами (спиц на нашем абакусе тринадцать), разделенный горизонтальной длинной перегородкой. В каждом ряду абакуса находится пять косточек: верхние косточки — это пятерки (как говорили китайцы — «небесные косточки»), а под перегородкой — четыре «земные» косточки, каждая из которых равна единице.

При работе с абакусом используют большой и указательный пальцы. Нижние косточки добавляют большим пальцем, а вычитают указательным. Верхние косточки добавляют и вычитают только указательным пальцем.

Воспитатель: Давайте попробуем, поработать сначала большим пальцем, а потом указательным. (Дети пробуют в воздухе двигать сначала большим пальцем, потом указательным).

Чтоб прилежно посчитать
Нужно пальчики размять:
Вверх — большой, вниз — указательный,
Вместе — крабик замечательный. (Имитация работы на абакусе в воздухе).

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, мы должны правильно расположить абакус на столе: абакус кладем на расстоянии четырех пальцев от края стола и придерживаем свободной рукой (дети располагают абакус на столе). Спинки ровные, ноги стоят на полу. Молодцы.

Воспитатель: А сейчас, давайте попробуем подвигать косточки: верхние «пятерочки», указательным пальцем опустим до перекладины при этом говорим вслух 5, а когда поднимаем на верх будем говорить 0, а нижние, единички, большим пальцем поднимаем до разделительной перекладины говорим 1, а вычитают – указательным, а  вычитают только указательны пальцем и говорим вслух 0 (ТРЕНАЖЕР)

Дети выполняют задание.

Воспитатель: У всех получается? Молодцы!

Воспитатель: А сейчас мы с вами посчитаем до 9. Посмотрите внимательно я покажу вам на большом абакусе. Опускаю небесную косточку 5 вниз указательным пальцем. Следом поднимаю большим пальцем земную косточку и получилась у нас цифра 6, если я добавлю еще одну земную косточку получится 7, 8, 9.

Воспитатель: Всем понятно?

Дети: Да

Воспитатель: но прежде, чем приступить к работе на абакусе, давайте немного отдохнем, выполняйте упражнения вместе со мной:

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.
Можно все пересчитать. \ (Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.)
Сколько в комнате углов? \ (Показать на углы с поворотами туловища)
Сколько ног у воробьев? \ (Приподнимать поочередно ноги)
Сколько пальцев на руках? \ (Раскрыть пальцы рук)
Сколько пальцев на ногах?  \(Присесть, коснуться носков ног)

Воспитатель: А теперь вы попробуйте посчитать на своем абакусе  до 9.

Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданиями! А кто вспомнит, как называется инструмент, на котором мы с вами сегодня работали? 

Дети: Абакус (ответы детей). 

Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать с абакусом? Что было сложнее всего для вас? (ответы детей). А с чем вы справились легко? (ответы детей).

Воспитатель: У вас на столах лежат смайлики, выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению на конец нашей встречи (если кто-то из детей выберет грустное изображение, спросить почему).

Большое спасибо за плодотворную работу, до свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная арифметика "Абакус"

Абак - счётная доска, применявшаяся для  арифметических вычислений. Абакус (или абак) – приспособление для арифметических вычислений, состоящее из прямоугольной рамы с закрепленными вну...

Знакомство с абакусом

Конспект занятия по ментальной арифметике...

Ментальная карта Абакуса

Дополнительное образование. Ментальная карта Абакуса...

Консультация "Что такое абакус.Введение в ментальную арифметику

Изучаем месте ,что такое ментальная арифметика и знакомимся с абакусом....

«Знакомство с абакусом»

Мотивирование детей к занятиям ментальной арифметики....

Кроссворды. Решаем с помощью абакуса.

Кроссворды, с использованием счета на абакусе....