НОД Конспект "Знакомство с абакусом"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с основным инструментом ментальной арифметики – абакусом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Математика Царица наук. | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53 Колпинского района, Санкт – Петербурга.
Конспект непрерывной образовательной деятельности.
Знакомства детей подготовительной группы «Чунга-Чанга»
Тема: «Основные инструменты ментальной арифметики – АБАКУС».
Составил воспитатель:
Мартемьянова Н.Д.
Санкт – Петербург
2021г.
октябрь
Цель: познакомить детей с основным инструментом ментальной арифметики – абакусом.
Задачи:
- Обучающие задачи:
- – Дать представление о работе на абакусе.
- – Познакомить с назначением косточек.
- – Учить составлять на абакусе числа в пределах первого (второго) десятка.
- Развивающие задачи:
- – Развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности.
- – Развивать зрительное и слуховое восприятие.
- Воспитательные задачи:
- – Воспитывать самостоятельность, активность.
- – Воспитывать желание оказывать помощь нуждающимся в ней.
- – Способствовать формированию коммуникативной культуры.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здраствуйте.
Воспитатель: Сегодня у нас с вами необычная встреча. Сегодня мы с вами познакомимся с интересным инструментом для счета – абакусом, и научимся работать с ним.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего людям нужно уметь считать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно молодцы.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру “Посчитай”, Задаю вам вопрос, вы мен на него отвечаете, а на каждый правильный ответ выходит на слайде верная картинка. Слушайте внимательно.
- Сколько ушей у двух кошек? (четыре) СЛАЙД
- Сколько дней в неделе? (семь) СДАЙД
- Сколько глаз у светофора? (три) СДАЙД
- Сколько пальцев на одной руке? (пять) СДАЙД
- Сколько солнышек на небе? (одно) СДАЙД
- Сколько лап у двух собак? (восемь) СДАЙД
- Сколько пальцев на двух руках? (десять) СДАЙД
- Сколько в неделе выходных дней? (два) СДАЙД
- Сколько солнышек на небе ночью? (ноль) СДАЙД
- Какое число больше восьми, но меньше десяти? (девять). СДАЙД
- Сколько пальцев на руках у двух подружек? (двадцать). СДАЙД
Воспитатель: Молодцы, вы все правильно посчитали. Без счета невозможно представить современный мир, а впервые человек научился считать много-много лет назад. Люди считали во время обмена продуктами питания и орудиями труда с другими племенами.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что могли использовать древние люди для счета? (ответы детей, показ слайдов).
Воспитатель: Естественными «счетными устройствами» были пальцы рук и ног СЛАЙД, которых древним людям вполне хватало для нехитрых расчетов. Результаты счета фиксировались с помощью узелков на веревках СЛАЙД или зарубок на ветках деревьев. СЛАЙД
Воспитатель: Ребята, а на чем сегодня мы с вами можем считать?
Дети: (ответы детей, если дети не справляются, можно показать слайды: счетные палочки, СЛАЙД счеты СЛАЙД, калькулятор СЛАЙД).
Воспитатель: Хотите, я вам сегодня, покажу и расскажу о новом инструменте, на котором можно легко и быстро посчитать?
Дети: Да.
Воспитатель: Это – абакус. Его изобрели – в Китае. Абакус выглядит как прямоугольник с вертикальными спицами (спиц на нашем абакусе тринадцать), разделенный горизонтальной длинной перегородкой. В каждом ряду абакуса находится пять косточек: верхние косточки — это пятерки (как говорили китайцы — «небесные косточки»), а под перегородкой — четыре «земные» косточки, каждая из которых равна единице.
При работе с абакусом используют большой и указательный пальцы. Нижние косточки добавляют большим пальцем, а вычитают указательным. Верхние косточки добавляют и вычитают только указательным пальцем.
Воспитатель: Давайте попробуем, поработать сначала большим пальцем, а потом указательным. (Дети пробуют в воздухе двигать сначала большим пальцем, потом указательным).
Чтоб прилежно посчитать
Нужно пальчики размять:
Вверх — большой, вниз — указательный,
Вместе — крабик замечательный. (Имитация работы на абакусе в воздухе).
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, мы должны правильно расположить абакус на столе: абакус кладем на расстоянии четырех пальцев от края стола и придерживаем свободной рукой (дети располагают абакус на столе). Спинки ровные, ноги стоят на полу. Молодцы.
Воспитатель: А сейчас, давайте попробуем подвигать косточки: верхние «пятерочки», указательным пальцем опустим до перекладины при этом говорим вслух 5, а когда поднимаем на верх будем говорить 0, а нижние, единички, большим пальцем поднимаем до разделительной перекладины говорим 1, а вычитают – указательным, а вычитают только указательны пальцем и говорим вслух 0 (ТРЕНАЖЕР)
Дети выполняют задание.
Воспитатель: У всех получается? Молодцы!
Воспитатель: А сейчас мы с вами посчитаем до 9. Посмотрите внимательно я покажу вам на большом абакусе. Опускаю небесную косточку 5 вниз указательным пальцем. Следом поднимаю большим пальцем земную косточку и получилась у нас цифра 6, если я добавлю еще одну земную косточку получится 7, 8, 9.
Воспитатель: Всем понятно?
Дети: Да
Воспитатель: но прежде, чем приступить к работе на абакусе, давайте немного отдохнем, выполняйте упражнения вместе со мной:
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно все пересчитать. \ (Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.)
Сколько в комнате углов? \ (Показать на углы с поворотами туловища)
Сколько ног у воробьев? \ (Приподнимать поочередно ноги)
Сколько пальцев на руках? \ (Раскрыть пальцы рук)
Сколько пальцев на ногах? \(Присесть, коснуться носков ног)
Воспитатель: А теперь вы попробуйте посчитать на своем абакусе до 9.
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданиями! А кто вспомнит, как называется инструмент, на котором мы с вами сегодня работали?
Дети: Абакус (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать с абакусом? Что было сложнее всего для вас? (ответы детей). А с чем вы справились легко? (ответы детей).
Воспитатель: У вас на столах лежат смайлики, выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению на конец нашей встречи (если кто-то из детей выберет грустное изображение, спросить почему).
Большое спасибо за плодотворную работу, до свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ментальная арифметика "Абакус"
Абак - счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений. Абакус (или абак) – приспособление для арифметических вычислений, состоящее из прямоугольной рамы с закрепленными вну...
Знакомство с абакусом
Конспект занятия по ментальной арифметике...
Ментальная карта Абакуса
Дополнительное образование. Ментальная карта Абакуса...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами ментальной арифметики в образовательной области «Познавательное развитие с детьми подготовительной группы» Тема: «Счёт и состав в пределах числа 10 при помощи абакуса».
Конспект НОД по ФЭМП с элементами ментальной арифметики...
Консультация "Что такое абакус.Введение в ментальную арифметику
Изучаем месте ,что такое ментальная арифметика и знакомимся с абакусом....
«Знакомство с абакусом»
Мотивирование детей к занятиям ментальной арифметики....
Кроссворды. Решаем с помощью абакуса.
Кроссворды, с использованием счета на абакусе....