Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Классификация предметов»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
с детьми старшей группы
«Классификация предметов»
(с использованием игровой и ТРИЗ - технологии)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_klassifikatsiya_predmetov.docx | 333.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 52 Колпинского района Санкт – Петербурга
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
с детьми старшей группы
«Классификация предметов»
(с использованием игровой и ТРИЗ - технологии)
Составила и провела
Воспитатель
Лукьянова Т.Н.
Санкт – Петербург, 2021 год
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Количество детей: 8 человек.
Цель: систематизировать знания детей о различных классификациях.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умение использовать прием «сужение круга поиска» при отгадывании.
- Обучать детей в нахождении у предметов их сходства и различия.
- Объединять предметы в группы по общему признаку.
Развивающие:
- Развивать абстрактное мышление.
- Развивать восприятие, воображение, мышление.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к освоению нового.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости.
Организация среды для образовательной деятельности:
Оборудование: карточки: цветы (2-3 вида), деревья (1-2 вида), звери (1-2 вида), птицы (2-3 вида), рыбы (1-2 вида), мебель, транспорт, посуда, одежда — по 1-3 карточки каждой темы. Кукла Маша из мультика «Маша и медведь». Круг, линейка, маркер для деления круга на сектора.
Предварительная работа с детьми: рассматривание и беседа по плакату «Живая и неживая природа», классификация блоков Дьенеша по четырём признакам.
Образовательные технологии: игровая (подвижная игра «Птицы, рыбы, звери»), ТРИЗ (приём «сужение круга поиска» - игра «Да -нетка»).
Ход занятия:
1. Мотивационный момент. Упражнение на классификацию объектов.
Приходит ингушка – кукла Маша, приносит с собой много карточек (15-20) с изображением разных объектов.
Кукла Маша: Ребята, помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Что случилось?
Кукла Маша: На этих карточках нарисовано все, что мне нравится (показывает и называет некоторые объекты, остальные объекты просит назвать детей). Но их очень много, и, когда мне нужно что-то найти, я трачу очень много времени, чтобы их все просмотреть.
Воспитатель: Значит, тебе нужно навести среди них порядок.
Кукла Маша: Как это можно сделать, чтобы все запомнить и быстро находить нужную?
В.: А что ребята посоветуют, как по порядку разложить карточки? (ответы детей)
В.: Есть еще такой способ (кладёт на стол нарисованный круг разделённый по вертикали пополам.) Вот круг, он разделен на две части. На какие две группы можно разделить твои карточки?
Дети высказывают свои предположения, в конце приходят к выводу, что удобнее все карточки разделить на «живое» и «неживое».
Далее воспитатель предлагает детям помочь кукле Маше разложить карточки в круг.
Кукла Маша: Я еще вот что придумала (делит полукруг «живое» на две части по горизонтали).
Воспитатель: Ты хочешь, чтобы мы карточки полукруга «живое» тоже разделили на две части?
Кукла маша: Попробуйте!
Воспитатель обсуждает ситуацию с детьми и приходит к выводу, что «живое» можно разделить на растения и животных (растительный и животный мир).
Кукла Маша: А если я еще вот так линии проведу, вы сможете разложить? («Растения» делит на два сектора, а «животные» -на три.)
После обсуждения дети группируют карточки на «цветы», «деревья», «звери», «рыбы» и «птицы».
2. Подвижная игра на переключение внимания «Птицы, рыбы, звери»
Воспитатель называет слова «птица», «рыба», «зверь», а дети должны соответственно реагировать («летать», «плыть», «перемещаться на четвереньках»),
В игре могут быть использованы и конкретные названия («воробей», «щука», «медведь» и др.)-
3. Упражнение на классификацию (продолжение).
Кукла Маша: Да, получилось все сразу легко и понятно. А как вот с этими картинками быть?
Воспитатель: Мы их тоже можем разложить на группы. Ребята, подскажите, как это можно сделать?
Обобщая ответы детей, можно сказать, что вариантов разделения может быть очень много. Можно делить по цвету, размеру, форме или материалу, из которого изготовлен объект. Но чаще всего удобнее делить по назначению, по тому, зачем (для чего) нужен данный объект. Поэтому предлагаемые предметы можно разделить на «мебель», «посуду», «транспорт», «одежду».
Дети берут карточки с картинками и раскладывают их по секторам.
Воспитатель: Ну, вот, Игрушка, наши ребята справились с твоей задачей: все карточки разложили, ничего не забыли.
Кукла Маша: Спасибо вам, ребята, помогли мне. Теперь давайте поиграем в «Да-нетку».
4. Игра «Да-нетка».
Кукла Маша загадывает один из объектов, лежащих в кругу. Воспитатель задает вопросы и показывает в кругу, как сужается поле поиска:
Это живое?
-Да.
Это растение?
-Нет.
Это птица?
-Нет.
Это рыба?
- Нет.
Это заяц?
-Да
Затем загадывает воспитатель и дети должны задавать аналогичные вопросы.
6. Подведение итогов.
Упражнение «Род — вид»
Воспитатель называет родовое понятие («фрукты», «обувь», «насекомые» и т. д., а дети должны назвать как можно больше видов.
Упражнение можно проводить в виде игры-соревнования: кто знает больше всех объектов данного рода (во время игры воспитатель раздает фишки, которые затем подсчитываются), становится «знатоком».
7. Подведение итогов занятия.
Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)
- Что вы узнали нового? (ответы детей)
- Где вам было трудно? (ответы детей)
- Какое у вас сейчас настроение? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы по реализации образовательной области «Познание» тема «Весна. Перелетные птицы»
НОД - это продукт работы курсов повышения квалификации....
конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы по развитию математических представлений посредством театрализации воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны
Состав числа "5"(Театрализация,подвижные логические игры,работа с палочками Кюизенера )...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ДИАГНОЗОМ ЗАИКАНИЕ . ТЕМА: «Зимняя сказка».
Конспект занятия с использованием компьютерных технологий....
Конспект Непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы по сказке: «Зимовье зверей»
Конспект Непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы по сказке: «Зимовье зверей»Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОБЖ в старшей группе "Опасные предметы"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОБЖ в старшей группе "Опасные предметы"...
Конспект Непосредственно образовательная деятельность «Зоопарк» (с детьми старшей группы)
Конспект. Непосредственно образовательная деятельность «Зоопарк» (с детьми старшей группы)...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ с ТНР.
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ с ТНР. ...