Доклад по математике.
консультация по математике (подготовительная группа)
Современные подходы в развитии математических представлений у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp.docx | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» .
Одна из важных и актуальных задач подготовки детей к обучению в школе – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь. С учётом Федерального государственного образовательного стандарта процесс овладения математическими представлениями должен стать привлекательным, ненавязчивым, радостным, чтобы способствовать развитию способностей к умственной деятельности, умению элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:
1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
5. Овладение детьми математическими способами познания действительности : счет, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
8. Развитие инициативности и активности детей.
Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников занимает центральное место в подготовке к школе. По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычислению. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и логично рассуждать, продуктивно мыслить.
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?
Новизна, необычность, неожиданность - то, что сделает обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Задача взрослого - поддержать интерес ребенка. И в этом помогут нетрадиционные занятия.
В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы:
Игры - соревнования.
(Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)
КВН.
(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая викторина) .
Театрализованные игры.
(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)
Сюжетно-ролевые игры.
(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения) .
Игры по взаимообучению.
(Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать) .
Игры-сомнения (поиск истины) .
Игры-путешествия.
Сказки.
Игры типа «Поле чудес».
(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .
Игры -викторины.
(Проводятся викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда?
Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Современные методы развития познавательных способностей ребёнка в игровой деятельности.
Метод сравнительного анализа
предшествует формированию одного из важнейших умений – умение классифицировать объект и развивает логическое мышление дошкольников. Дети учатся классифицировать предметы по 2 и 3 свойствам (цвет, величина, форма, размещать их в 4 и 8 областях, полученных от пересечения 2-х и 3-х кругов.
Метод моделирования и конструирования.
Занятия с комплектом палочек, закрепляют количественный и порядковый счет, образование чисел в пределах 10, учатся сравнивать (6 6, знакомятся с составом числа из единиц, упражняются в уравнивании палочек по сумме. В подготовительной к школе группе дети закрепляют состав числа из 2-х меньших (8 + 1 = 9, учатся складывать и вычитать, выполнять диктанты, составлять изображения и геометрические фигуры.
Метод вопросов.
Кроссворды, ребусы, такие задания как «Назови одним словом, а лучше двумя», «Лишнее слово», «Чем похожи и чем отличаются», «Подскажи словечко».
Решение логических задач.
Развитию логического мышления, сообразительности способствуют логические задачи, упражнения, головоломки.
Например: какая фигура лишняя? Почему? Чем отличается одна картинка от другой? Какой фигуры не хватает? Чем 6 фигур одной группы отличаются от фигур другой группы? Что общего между лисой и стулом? Почему летит мыльный пузырь? и т. д.
И задачи, например: Незнайка, Буратино и Винни-Пух собрались на прогулку и взяли с собой в дорогу банан, помидор, апельсин. Что взяли каждый из них? Если Незнайка взял не круглое, а Винни-Пух – не красное?
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное.
Из всего многообразия головоломок дети отдают предпочтение головоломкам с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т. е. дети составляют фигуры из определенного количества палочек, изменяют её, убрав определённое количество палочек или их перекладывают.
Метод экспериментирования и опытов.
Эксперимент «Как вода исчезает». Вода, как известно детям, может впитываться и испаряться. Возьмём разные предметы, например губку, газету, кусок ткани, полиэтилен, металлическую пластинку, кусочек дерева, фарфоровое блюдце. Аккуратно ложкой будем поливать их водой. Какие предметы не впитывают воду? Какие впитывают воду? Какие из них лучше это делают: весь предмет намокает или только то место, куда попала вода? Продолжим эксперимент. Нальём воду в фарфоровое блюдце. Воду оно не впитывает, это мы уже знаем по предыдущему опыту. Границу, до которой налита вода, чем-нибудь отметим, например фломастером. Оставим воду на один день и посмотрим: что произошло? Какая-то часть воды исчезла. Отметим новую границу, через день проверим уровень воды. Она не могла вытечь, не могла впитаться. Значит она испарилась и «улетела» в воздух в виде маленьких частиц. Эти эксперименты доступны дошкольнику. Их вполне можно использовать для развития у ребёнка интереса к экспериментированию.
Метод проектирования
Главная цель организации проектной деятельности - развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к математике, на основе широкой познавательной активности и любознательности.
Практические виды деятельности доступны ребёнку: сравнение, классификация, преобразование, воссоздание, измерение, комбинирование, моделирование и др.
В основе большинства проектов лежит групповая работа детей, при этом работа в группах организуется с учетом индивидуальных способностей, возможностей и межличностных отношений конкретных участников проекта. Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой, что позволяет детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствует повышению самооценки.
Метод проектов может использоваться по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких дней. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее.
Исходя, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- использование организованно- образовательной деятельности в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей;
- можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;
- нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи дошкольников;
- организованная образовательная деятельность способствует развитию умения работать самостоятельно;
- в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)
- ребята с удовольствием ждут таких игр.
Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В группах должны быть созданы все условия для сенсорного, математического развития детей. Основываясь на требования ФГОС, СанПин в группах должна создаваться развивающая предметно-пространственная среда для сенсорно-математического развития детей.
Чем должна быть оснащена математическая зона (пособия, игры, материал):
1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.
2.Комплекты цифр для магнитной доски
3.Наборы геометрических фигур для магнитной доски.
4.Наборы объемных геометрических фигур.
5.Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры.
6.Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.
7.Рабочие тетради по математике.
8.«Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.
9.Счетные палочки.
10.Учебные приборы: линейки (10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол.
11.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», различные игрушки со шнуровками и застежками.
12.Набор головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты.
13. Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей).
14. Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).
15. Настольно-печатные игры.
16. Наборы моделей: деление на части (2-8).
17. Разнообразные дидактические игры
Различные развивающие игры.
Дети очень любят игры-головоломки Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей. Мы используем такие формы работы с семьей: консультации, индивидуальные беседы, оформление папок-передвижек, проведение онлайн мастер-классов.
Для группы родители изготовили пособие "Круги Луллия", мини-книжку сказок на математические сюжеты: "Волшебные цифры", буклет «Математика для ребенка» для закрепления математических представлений с детьми .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Приёмы активизации мыслительной деятельности на занятиях по математике. Их роль в подготовке к школе. "
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. А для эт...
Доклад "Занимательная математика"(из опыта работы)
Материал рекомендован для педагогов и родителей...
Доклад: Обучение математике во второй младшей группе детского сада
Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений.От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных ...
Доклад по математике "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....
Доклад по математике (фэмп)по созданию " Многофункциональной развивающей книги по математике" для детей средней группы
Данный материал предначен для воспитателей и педагогв дошкольного образования....
Доклад "Увлекательная математика с использованием развивающей среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича"
Математика является неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развит...
Доклад на педсовете «Математика и движение» (интеграция математики и физической культуры)
Доклад на педсовете«Математика и движение» (интеграция математики и физической культуры)...