Консультация по использованию логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста.
консультация по математике
Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях используются всевозможные развивающие игры, однако не все они позволяют комплексно формировать у малыша ключевые мыслительные умения.
В этом плане эффективным пособием является логический набор Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно (подготавливает к восприятию математических понятий и будущему изучению информатики), но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи.
Логические блоки придуманы математиком, психологом и педагогом из Венгрии Золтаном Дьенешем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация по использованию логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста.
Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях используются всевозможные развивающие игры, однако не все они позволяют комплексно формировать у малыша ключевые мыслительные умения.
В этом плане эффективным пособием является логический набор Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно (подготавливает к восприятию математических понятий и будущему изучению информатики), но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи.
Логические блоки придуманы математиком, психологом и педагогом из Венгрии Золтаном Дьенешем.
Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть:
4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная),
3 цвета (красный, жёлтый и синий),
2 размера (большой и маленький)
2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы).
Получается, что в этом наборе нельзя найти даже двух одинаковых деталей: любая отличается от других хотя бы одним свойством.
Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач:
Образовательные:
закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах;
накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации;
формирование основ алгоритмического мышления.
Развивающие:
совершенствование памяти, воображения, внимания,
креативных
способностей;
Воспитательные:
воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности.
Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:
занятия
(в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и развитие речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности);
игры
(дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
деятельность в свободное от занятий время
(конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.).
В настоящее время в магазинах возможно приобрести различные варианты игры с блоками Дьенеша. Желательно для игр с дошкольниками покупать такие наборы, в которые кроме фигур (блоков Дьенеша) входят комплекты карточек с символами свойств (цвет, форма, величина, толщина) и символами отрицаний этих свойств. В набор также может входить комплект логических кубиков, на гранях которых изображены символы свойств блоков Дьенеша (толщина, величина, форма, цвет) и символы отрицания этих же свойств. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и карточками - символами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.
Занятия по ФЭМП
Чаще всего манипуляции с комплектом Дьенеша включаются в содержание занятий по ФЭМП. На основе фигур воспитатель предлагает детям различные задания, в ходе которых они закрепляют понятие формы, размера, количества и пр. Чаще всего эти упражнения вписываются в определённый сюжет.
Моделирование сказок на коммуникативных занятиях
Оказывается, используя набор Дьенеша, можно построить и увлекательное занятие по развитию речи. С помощью блоков моделируют сказки. Используя блоки Дьенеша, педагог символически обозначает главных героев сказки.
Сюжетно-ролевые игры
Большой интерес представляют и сюжетно-ролевые игры на основе блоков Дьенеша. Их также можно взять за основу занятия. Например, играя в «Магазин», дети обозначают деньги блоками, а цены на товарах — их символическими свойствами.
Использование палочек Кюизенера для развития
логического мышления дошкольников
Среди большого количества дидактических пособий для развития
математических и творческих способностей палочкам
Кюизенера нет равных.
Автором палочек является бельгийский математик, именем которого они и были названы. Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.
Методика работы палочками Х. Кюизенера
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
Деревянные или пластиковые палочки Кюизенера имеют длину от 1 до 10 см. Палочки одной длины окрашены в одинаковый цвет. Каждая палочка отображает определенное число в см, объединенные общим оттенком палочки образуют «семейства». Каждое «семейство» отображает кратность чисел, например, в «красное семейство» входят числа, которые делятся на 2, в «зеленое семейство» входят числа, которые делятся на 3, и т. д.
Задачи
Образовательные:
• познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
• познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
• познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
• осваивать прямой и обратный счет.
• познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
• помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.
• научить делить целое на части и измерять объекты.
Развивающие:
• развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
• развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
• логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
• воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Как работать с палочками Кюизенера?
Существует множество вариантов упражнений для работы с палочками.
Все задания можно распределить по блокам:
1. Задания на ознакомление с палочками.
• найди и покажи такую же палочку, как у меня;
• найди самую длину или короткую палочку;
• укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога.
2. Задания на изучение цвета.
• построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше;
• выложи палочки по схеме: красная, желтая, красная, желтая;
• положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну, спросив, палочки какого цвета не хватает.
3. Задания на измерение.
• попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;
• с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;
• с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки; и др.
4. Задания на построение.
• попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.
5. Задания на состав числа.
• попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких.
6. Логические задания с палочками.
• расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной.
(состав числа, составление примеров и счет, величина, сравнение, деление целого на части, моделирование геометрических фигур, тематические композиции из фигур, составление узоров, ориентировка в пространстве, работа со схемой). Палочки интересны тем, что играть и продуктивно заниматься с ними смогут дети разного возраста, поэтому у европейских семей такие палочки давно стали лидерами среди развивающих игрушек.
В подобласти «Конструирование» в процессе моделирования дети замещают конструкцией из палочек и блоков реальные предметы с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление.
В области «Здоровье» - проводим подвижные игры с палочками и блоками – это предметы ориентиры.
В области «Коммуникация» - на грамоте выкладываем буквы, слоги из цветных палочек.
В области «Творчество», на рисование и аппликации моделируем узор, орнамент с помощью палочек и блоков, экспериментируем созвучие цветовой гаммы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста.
Мнение о том, что математическое мышление совсем не обязятально в жизни, что оно может пригодиться только на уроках математики, очень ошибочно. Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, ...
Консультация для педагогов с запланированными ошибками «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми по развитию умственных способностей»
Материал для работы с педагогами ДОУ...
Консультация для родителей: "Интеллектуальное развитие ребёнка при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера".
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития...
Семинар-практикум «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»...
Презентация к семинару-практикуму «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»
Презентация к семинару-практикуму для педагогов «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»...
«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»...
Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»
Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить знания детей о форме, цвете, размере ...