Рабочая программа кружка «Весёлая математика»
методическая разработка по математике (средняя группа)
- Пояснительная записка
- Концепция
В математической подготовке, предусмотренной программой, наряду с обучением детей счёту, развитием количественных представлений в пределах первого десятка, обучением решению и составлению простых арифметических задач, большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, развитию глазомера детей, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формирование понимания пространственных отношений.
Программа построена на основе следующих принципов:
- Принцип психологической комфортности (создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
- Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).
- Принцип представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира)
- Принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется такая возможность)
- Принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности)
- Принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения)
1.2. Актуальность
Каждого родителя рано или поздно начинает волновать вопрос подготовленности ребёнка к школе. А если он и подготовлен, то какие ему будут представлены условия и возможности для дальнейшего развития способностей.
Даже если малыш посещает детское учреждение, воспитателю подготовительной группы довольно трудно уделить каждому ребёнку достаточное внимание, проконтролировать, все ли темы усвоены на должном уровне и, уложившись в свои учебные часы. Понятно, что у каждого ребёнка разное восприятие, некоторые нуждаются в повторном разъяснении материала, его отработке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike.doc | 691 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
- Концепция
В математической подготовке, предусмотренной программой, наряду с обучением детей счёту, развитием количественных представлений в пределах первого десятка, обучением решению и составлению простых арифметических задач, большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, развитию глазомера детей, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формирование понимания пространственных отношений.
Программа построена на основе следующих принципов:
- Принцип психологической комфортности (создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
- Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).
- Принцип представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира)
- Принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется такая возможность)
- Принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности)
- Принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения)
1.2. Актуальность
Каждого родителя рано или поздно начинает волновать вопрос подготовленности ребёнка к школе. А если он и подготовлен, то какие ему будут представлены условия и возможности для дальнейшего развития способностей.
Даже если малыш посещает детское учреждение, воспитателю подготовительной группы довольно трудно уделить каждому ребёнку достаточное внимание, проконтролировать, все ли темы усвоены на должном уровне и, уложившись в свои учебные часы. Понятно, что у каждого ребёнка разное восприятие, некоторые нуждаются в повторном разъяснении материала, его отработке.
- Новизна
Разработана для работы по развитию математического интеллекта и познавательных способностей.
- Цель программы
Формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
- Задачи программы:
- Развитие речи, умение связно высказываться, обосновывать свои суждения.
- Усвоение числового ряда и состав чисел, получение представления о задаче, умение вычленять её части, решать и составлять задачи, знание геометрического материала и т.д.
- Развить мышление ребёнка, т.е. те умственные способности, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, внимание, образное мышление, логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление (на геометрическом материале).
- Устав ДОУ
- Программа развития ДОУ
- Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей.
1.6. Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6-7 лет.
- Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 1 год.
- Формы и режим занятий
Программа реализуется на занятиях кружка «Весёлая математика». Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий с детьми 6-7 лет не более 30 минут.
Методы работы – ориентация ребёнка на самостоятельный поиск. Форма – игра-соревнование. Это значительно повышает активность и работоспособность детей в процессе обучения, а значит и эффективность обучения.
В процессе игры на занятиях используются предметы, окружающие ребят: игрушки ,кубики, пуговицы, пробки, верёвочки и т.д. Но понадобятся и специально подготовленные модели, карточки с заданиями, разрезные цифры, математический набор, счётные палочки, геометрические фигуры и т.д.
- Развитие речи, умение связно высказываться, обосновывать свои суждения.
- Усвоение числового ряда и состав чисел, получение представления о задаче, умение вычленять её части, решать и составлять задачи, знание геометрического материала и т.д.
- Развить мышление ребёнка, т.е. те умственные способности, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, внимание, образное мышление, логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление (на геометрическом материале).
1.10. Педагогическая диагностика (см. Приложение № 1)
- Формы проведения итогов реализации программы
Отчёт воспитателя, изготовление лэпбука, наглядных пособий.
- Учебно-тематический план (см. Приложение № 2)
- Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта
Работа кружка «Весёлая математика» основана на нормативных документах:
- Устав МБДОУ «Курумканский детский сад «Росинка»
- Преемственность
Программа кружка предполагает:
- Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.
- Сформированность личности ребёнка.
- Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы с математическими навыками.
- Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- наглядный;
- словесный;
- игровой;
- практический
- Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
- Математические наборы
- Цветные карандаши
- Простые карандаши
- Тетради в клетку
- Линейки
- Наборы геометрических фигур
- Демонстрационный материал
- Дидактические игры
- Стаканчик литровый
- Тазик
- Дидактические игры
- Часы и циферблат
- Набор цифр
- Магнитофон
- Трафареты с геометрическими фигурами
- Ножницы
- Цветной и белый картон
- Список литературы
- Беженова М.О. «Весёлая математика» - Д.: Сталкер, 1998.
- Васильева М.А., Гербова В.В, Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - 3-е изд. испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез,2005.
- Демина Е.С. «Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования» - М.: ТЦ сфера, 2009.
- Колесникова Е.В. «Математические ступеньки» - М.: ТЦ сфера, 1999.
- Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М.: Мозаика – Синтез,2006.
- Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012.
Приложение № 1
Педагогическая диагностика
Методика № 1 – выявление умений счёта.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку посчитать до 20.
Методика № 2 – выявление знаний цифр.
Материал: набор цифр в произвольном порядке.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку разложить цифры по порядку от 1 до 20, а затем назвать те числа, которые ему покажут (19, 13, 12, 16)
Методика № 3 – выявление знаний о количественном составе числа из единиц в пределах пяти, умения различать количественный и порядковый счёт.
Материал: на столе лежат в ряд игрушечные овощи: картошка, огурец, помидор, морковь, свекла.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку сказать, из каких овощей составлена группа, которая по счёту картошка (а), который по счёту помидор (б); просим посчитать по порядку.
Методика № 4 – выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.
Материал: «математический набор».
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку отсчитать 10 кружков, а потом обозначить это количество цифрами.
Методика № 5 – выявление умений увеличивать и уменьшать число на единицу.
Материал: «математический набор»
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку отсчитать 10 квадратов, а затем уменьшить число на единицу. После этого даёт следующее задание: сначала отсчитать 10 треугольников, а потом увеличить число на единицу.
Методика № 6 – выявление умений решать задачи на сложение и вычитание.
Материал: «математический набор».
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку придумать задачу, «записать» её с помощью цифр и знаков. После выполнения задания ребёнок должен рассказать задачу и объяснить, как он её решил.
Методика № 8 – выявление умений считать по заданной мере.
Материал: миска с крупой, чайная ложка.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку сделать кучку из двух ложек крупы. После выполнения задания, даётся следующее: «Отложи рядом ещё 3 такие же кучки крупы».
Методика № 9 – выявление знаний детей о геометрических фигурах.
Материал: набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагается сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).
Методика № 10 – выявление умений ориентироваться в пространстве.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку сказать, что находится слева от него.
Методика № 11 – выявление знаний детей о днях недели и месяцах.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку: А) назвать все дни недели по порядку; Б) назвать сегодняшней день недели; В) сказать, какой день недели был вчера, какой будет завтра; Г) какой сейчас месяц; Д) какой среди названных месяцев – зимний: май, декабрь, апрель, а какой – летний: сентябрь, июль, февраль.
Оценка результатов:
- 1 балл – ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы;
- 0,5 балла – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки;
- 0 баллов – ребёнок не справился с заданием.
Результаты обследования заносятся в таблицу и анализируются.
Диагностическая таблица
№ | Ф И ребёнка | Геометрические фигуры | Величина | Ориент-ка в простр-ве. | Знаки равенство, неравенство. | Состав числа 3. | Состав числа 4. | Состав числа 5 | Далеко, близко. | Состав числа 6. | Знак « плюс » | Состав числа 7. | Знак « минус » | Состав числа 8 | Состав числа 9 | Состав числа 10 | Время. Ориент-ка во времени. | Год | Арифметические задачи | Деление целого на части | Мера длины - линейка,– сантиметр. Отрезок | Объём. Литр. | Логические задачи. | |
1 | ||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||
12 |
Приложение № 2
Учебно-тематический план
№ занятия | Перечень тем | Количество занятий |
1 | Геометрические фигуры | 1 |
2 | Величина | 1 |
3 | Ориентировка в пространстве | 1 |
4 | Знаки равенство, неравенство. | 2 |
5 | Состав числа 3. | 1 |
6 | Состав числа 4. | 1 |
7 | Состав числа 5. | 1 |
8 | Далеко, близко. | 1 |
9 | Состав числа 6 | 1 |
10 | Знак « плюс » | 2 |
11 | Состав числа 7. | 1 |
12 | Знак «минус» | 2 |
13 | Состав числа 8 | 1 |
15 | Состав числа 9. | 1 |
16 | Состав числа 10. | 1 |
17 | Время. Ориентировка во времени. | 3 |
18 | Год | 1 |
19 | Арифметические задачи | 5 |
20 | Деление целого на равные части | 2 |
21 | Мера длины - линейка, единица длины – сантиметр. Отрезок | 2 |
22 | Объём. Литр. | 1 |
23 | Логические задачи. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Весёлая палитра"
Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные, но и коммуникативные навыки в процессе нетрадиционного рисования. Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»для детей старшего дошкольного возраста (направление: практическое, интеллектуально-познавательное).Срок реализации: 1 год. Составитель: И.В. Бо...
Рабочая программа кружка "Весёлые нотки"
Рабочая программа кружка "Весёлые нотки", обучения игре на фортепиано....
Рабочая программа кружка «Весёлый счёт»
Рабочая программа кружка«Весёлый счёт»...
Рабочая программа кружка по математике "Юный математик"
Программа дополнительного образования по математике, разработанная для детей старшей группы...
Рабочая программа кружка «Весёлая математика» в старшей группе
рабочая программа...
Рабочая программа кружка «Весёлая математика» по Колесниковой
Рабочая программакружка «Весёлая математика»в старшей группе Подготовила воспитательвысшей квалификационнойкатегории:Бахарева Н.В. Целевой разделПоя...