Рабочая программа кружка «Весёлый счёт»
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа кружка
«Весёлый счёт»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kruzhok_vesyolyy_schyot.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Степановский филиал МБОУ «Никифоровская СОШ №1»
Рабочая программа кружка
«Весёлый счёт»
Воспитатель:Колонтаева Ольга Николаевна
«Математика порядок, симметрию определенность.
А это важнейшие виды прекрасного».
Аристотель.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
Каждый вторник в 15.40-16.10
Пояснительная записка
1. Актуальность, практическая значимость, новизна и педагогическая целесообразность программы: | Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе. Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы. Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности. |
2.Соответствует ФГОС | Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Реализация программы ведется в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Законом Российской Федерации «Об образовании»; - Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049- 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»; - Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14. 03. 2000 № 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования». -Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249 |
3.Цели и задачи программы | Основные задачи программы
|
Интегрируемые образовательные области: «Социально –коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно – эстетическое развитие» «Физическое развитие» | Направлено на развитие общения ребенка с взрослым и сверстниками, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок овладению математическими представлениями. Включает формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировки во времени и пространстве, а также овладение математической терминологией. Обобщение словаря ребенка словами, обозначающими математические понятия и представления( больше, меньше, плюс и минус и т.д) Формирования грамматического строя речи; Диалогической речи. Чтение стихотворений о цифрах, частях суток, временах года; Отгадывание детьми загадок. Физкультминутки на каждом занятии. |
Основными принципами программы математического кружка являются: | Обеспечение единства воспитательных, образовательных развивающих задач; индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития; активности и самостоятельности; соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. |
4.Основные сведения о сроках реализации программы | Программа реализуется в 2016 – 2017 учебном году. |
5. Режим занятий | Занятия проводятся 4 раза в месяц (начиная с сентября). Общее количество часов 36 часов |
6. Возраст детей | Возраст детей: 5 -7 лет |
7. Формы и виды контроля | Вечер математических загадок. |
8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности | Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
|
Учебно-тематический план
Количество часов: 36 часов В месяц: 4 часа (начиная с сентября)
№ | Наименование тем занятий | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Занятие №1 Счёт от 1 до 10 | 1 | 1 | |
2 | Занятие №2 Знакомство со знаками +,- | 1 | 1 | |
3 | Занятие №3 Счёт предметов по образцу. | 1 | 1 | |
4 | Занятие №4 Состав числа 6. | 1 | 1 | |
5 | Занятие №5 Математические загадки. | 1 | 1 | |
6 | Занятие №6 Дни недели. | 1 | 1 | |
7 | Занятие №7 Измерение линейкой. | 1 | 1 | |
8 | Занятие №8 Измерение линейкой. | 1 | 1 | |
9 | Занятие №9 Число и цифры от 0 до 9. | 1 | 1 | |
10 | Занятие №10 Знаки «больше» и «меньше». | 1 | 1 | |
11 | Занятие №11 Образование числа 12. | 1 | 1 | |
12 | Занятие №12 Отрезок. | 1 | 1 | |
13 | Занятие №13 Образование числа 13. | 1 | 1 | |
14 | Занятие №14 Составление примеров и задач. | 1 | 1 | |
15 | Занятие №15 Образование числа 14. | 1 | 1 | |
16 | Занятие №16 Счёт по образцу. | 1 | 1 | |
17 | Занятие №17 Образование числа 15. | 1 | 1 | |
18 | Занятие №18 Десяток и второй десяток. | 1 | 1 | |
19 | Занятие №19 Образование числа 16 | 1 | 1 | |
20 | Занятие №20 Составление числа 9 из двух меньших | 1 | 1 | |
21 | Занятие №21 Образование числа 17. | 1 | 1 | |
22 | Занятие №22 продолжение. Образование числа 17 | 1 | 1 | |
23 | Занятие №23 Образование числа 18 | 1 | 1 | |
24 | Занятие №24 Закрепление образования числа 18.Времена года. | 1 | 1 | |
25 | Занятие №25 Образование числа 19 | 1 | 1 | |
26 | Занятие №26 Закрепление образования числа 19. | 1 | 1 | |
27 | Занятие №27 Решение логических задач. | 1 | 1 | |
28 | Занятие №28 Образование числа 20. | 1 | 1 | |
29 | Занятие №29 Продолжать знакомить с образованием числа 20 | 1 | 1 | |
30 | Занятие №30 Решение арифметических задач. | 1 | 1 | |
31 | Занятие №31 Измерение линейкой. | 1 | 1 | |
32 | Занятие №32 Количество предметов. | 1 | 1 | |
33. | Занятие №33 Закрепление количества с числом. | 1 | 1 | |
34 | Занятие №34 Решение учебных задач. | 2 | 1 | 1 |
35. | Занятие №35 Математические загадки. | 1 | 1 | |
36. | Занятие №36 Вечер математических загадок. | 1 | 1 |
Содержание программы
Содержание программы соответствует познавательным возможностям старших дошкольников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д
Формы организации обучения:
- Специально организованное занятие
- Совместная работа педагога с детьми вне занятия
Структура занятия:
- Пальчиковая гимнастика
- Графические упражнения (работа в тетрадях)
- Физкультминутка
- Занимательные игры и игровые упражнения
При анализе и оценке действий детей, обязательно нужно использовать стимулирующие работу ребенка похвалу, сладкие призы, различные предметные картинки, наклейки с изображением животных, насекомых, моделей автомобилей, веселых человечков и др.
Методическое обеспечение
Методы и приёмы:
- заучивание стихотворений о цифре,
- небольшой рассказ-беседа,
- рассматривание, наблюдение – «На что похожа цифра»,
- воссоздание из силуэтов, закрашивание только цифр,
Комплексно тематическое планирование кружка образовательная область «Познание» (ФЭМП)
Месяц | Нод | Цели и литература | Дата проведения занятий | фактически | |||
Сентябрь | 1.Занятие №1 | Стр 14 закрепить знания о числах от 1 до 10;закрепить умение писать цифры от 1 до 10 | |||||
2.Занятие №2 | Стр 16 закрепить знание о знаках , закрепить умение писать их, продолжать учить пользоваться знаками + и -. | ||||||
3.Занятие №3 | Стр.19 Закрепить умение считать по образцу и названому числу. | ||||||
4.Занятие №4 | Стр 21Закрепить знания о составе числа 6. | ||||||
Октябрь | 5..Занятие №5 | Стр.23Продолжать учить отгадывать математическую загадку. | |||||
1.Занятие №6 | Стр25 закрепить знания о днях недели, умение рисовать овалы. | ||||||
2.Занятие №7 | Стр.27 учить измерять линейкой. Записывать результат. Учить понимать задачку. | ||||||
3.Занятие №8 | Стр.29 учить измерять линейкой. Записывать результат. Закреплять умение решать примеры. | ||||||
Ноябрь | 4.Занятие №9 | Стр.9 закрепить знания о числе и цифрах от 0 до 10. познакомить с десятком и составом числа 11. | |||||
1.Занятие №10 | Стр38 учить рисовать символические изображения животных, правильно пользоваться знаками «больше» и «меньше». | ||||||
2.Занятие №11 | Стр. 40 познакомить с образованием числа 12, учить записывать число 12. | ||||||
3.Занятие №12 | Стр.42 учить понимать отношения между числами 11 и 12. учить измерять и рисовать отрезки заданной длины. | ||||||
Декабрь | 4.Занятие №13 | Стр.45 познакомить с образованием числа 13 учить решать примеры. | |||||
1.Занятие №14 | Стр.47 учить составлять примеры и решать задачки. | ||||||
2..Занятие №15 | Стр.49 познакомить с образованием числа 14, объяснить, что в двух неделях 14 дней. | ||||||
3.Занятие №16 | Стр 51 продолжать учить считать по образцу, записывать и читать решение задачи. | ||||||
Январь | 4..Занятие № 17 | Стр.53 познакомить с образованием числа 15 и новой счётной единицей – десяток. | |||||
5..Занятие №18 | Стр.55 учить решать примеры в пределах второго десятка, закреплять умение дорисовывать овалы до знакомых предметов. | ||||||
1.Занятие №19 | Стр. 57 познакомить с образованием числа 16 и новой счётной единицей – десятком. | ||||||
2..Занятие №20 | Стр 59 продолжать учить составлять число 9 из двух меньших чисел. | ||||||
Февраль | 3..Занятие № 21 | Стр.61 познакомить с образованием числа 17,учить писать число 17. | |||||
4.Занятие №22 | Стр.63 продолжать знакомить с образованием числа 17,учить рисовать символическое изображение собачки. | ||||||
1.Занятие №23 | Стр.65 познакомить с образованием числа 18, учить записывать число 18. | ||||||
2..Занятие №24 | Стр. 67 закрепить знания об образовании числа 18.закрепить знания о последовательности времен года. | ||||||
Март | 3..Занятие № 25 | Стр.71 познакомить с образованием числа 19. учить писать число 19. | |||||
4.Занятие №26 | Стр.71 закрепление ..образование числа 19. учить писать число 19. | ||||||
1.Занятие №27 | Стр.72 продолжать знакомить с числом 19.учить решать логическую задачку. | ||||||
2..Занятие №28 | Стр.75 познакомить с образованием числа 20, учить писать число 20. | ||||||
Апрель | 3..Занятие №29 | Стр.75 познакомить с образованием числа 20, учить писать число 20. | |||||
4.Занятие №30 | Стр.76 продолжать учить арифметическую задачу, учить ориентироваться на листе. | ||||||
5.Занятие №31 | Стр.78 продолжать учить решать измерять с помощью линейки. | ||||||
1.Занятие №32 | Стр.80 закреплять соотносить количество предметов с числом. | ||||||
Май | 2.Занятие №33 | Стр.82 закреплять умение понимать отношения между числами. | |||||
3..Занятие №34 | Стр.82продолжать учить понимать учебную задачу. | ||||||
4.Занятие №35 | Стр.84продолжать учить отгадывать математические загадки. | ||||||
1.Занятие №33 | Стр.84 учить решать задачки с математическим содержанием. | ||||||
2.Занятие № 34 | Стр 16 Количество и счёт. Дидактические игры. Продолжать учить играть и правильно выполнять действия. | ||||||
3.Занятие № 36 | Вечер загадок. Стр 56 вызвать желание отгадывать загадки математического содержания |
Материально – техническое обеспечение:
.И.А.Поморева, А.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа «Мозаика –Синтез» 2014
2.Е.В.Колесникова «Математика для детей 6-7 лет»ТЦ «Сфера» 2001
3.Составитель О.И.Бочкарёва «Математика. Старшая группа. Занимательные материалы. ИТД «Корифей» , 2008
4.Цветные счетные палочки
5..Мозайка
5.Объемные геометрические фигуры1
7.Шаблоны из геометрических фигур
8.Конструкторы
9.Раздаточный материал (цифры и математические знаки)
11..Цветная бумага
12.Пуговицы
13.Различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Весёлая палитра"
Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные, но и коммуникативные навыки в процессе нетрадиционного рисования. Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»для детей старшего дошкольного возраста (направление: практическое, интеллектуально-познавательное).Срок реализации: 1 год. Составитель: И.В. Бо...
Рабочая программа кружка "Весёлые нотки"
Рабочая программа кружка "Весёлые нотки", обучения игре на фортепиано....
Рабочая программа кружка «Весёлый художник»
Программа кружка «Весёлый художник», знакомит детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по из...
Рабочая программа кружка «Весёлая математика» в старшей группе
рабочая программа...
Рабочая программа кружка «Весёлое рисование»
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...
Рабочая программа кружка «Весёлое рисование»
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающе...