ООД по ФЭМП "Поможем бабушке Федоре"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Раздел: «ФЭМП»
Тема: «Поможем бабушке Федоре»
Возрастная группа: старшая логопедическая
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»;
- познакомить детей с образованием числа 7, научить детей вести счет в пределах 7;
- формировать умение сравнивать числа;
- упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 6 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот);
- закреплять умение различать геометрические фигуры и цвета;
- учить детей совершать мыслительные операции: продолжать ряд геометрических фигур по предложенному образцу;
- закреплять значение слов «больше» и «меньше».
Коррекционно-развивающие:
- развивать речь;
- стимулировать мыслительную активность детей;
- развивать глазомер, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
- воспитывать интерес к занятиям математикой.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Средства реализации: телевизор, доска, видеообращение, загадки, указка.
Демонстрационный материал: картинки: нож, сковорода, чайник, кастрюля, ложка, чашка; чашки и блюдца по 7 штук, 6 кастрюль разной величины.
Раздаточный материал: наборное полотно на каждого ребёнка, набор геометрических фигур на каждого ребёнка, цветные карандаши, тетради на каждого ребёнка.
Предварительная работа: чтение произведения К.Чуковского «Федорино горе», разучивание физминутки и пальчиковой гимнастики.
Методические приёмы: проблемная ситуация, загадки, игра «Что изменилось?», игровое упражнение «Расставь кастрюли в ряд», интерактивная игра «Составь бусы», пальчиковая гимнастика, игровое упражнение «Нальем в стаканы сок».
Ход занятия
- Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель: дети, к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся с ними.
Дети: здравствуйте!
Воспитатель:
Мы пришли в детский сад (имитируем ходьбу)
Лёша рад и Витя рад,
И, конечно, все ребята (хлопаем в ладоши)
Нашей встрече очень рады!
Дети садятся за столы. Обращаю внимание на осанку.
Проблемная ситуация
Воспитатель: ребята, я сегодня на почту получила видеообращение. Предлагаю всем вместе посмотреть его.
«Здравствуйте, ребята! Это я бабушка Федора. Злой противный Тараканище рассердился на меня за то, что я выгнала его таракашек из своего дома, он пробрался опять ко мне в дом и раскидал всю мою посуду. Я так расстроилась, у меня нет настроения, мне очень – очень грустно. Помогите мне, пожалуйста!»
Воспитатель: из какой сказки бабушка Федора?
Дети: из сказки «Федорино горе».
Воспитатель: чем же закончилась сказка?
Дети: бабушка Федора исправилась и посуда к ней вернулась.
Воспитатель: а сейчас что произошло с Федорой?
Воспитатель: злой Тараканище пробрался к ней в дом и разбросал всю посуду.
Воспитатель: бабушка Федора просит нас о помощи, поможем ей?
Дети: да.
- Основная часть
Воспитатель: чтобы помочь Федоре, нужно выполнить задания. Начнем с загадок. Слушайте внимательно:
1.Мы им режем мясо,
Овощи, колбасы.
Если он наточен остро,
Резать им легко и просто. (Нож)
2.На железный блин похожа,
Все пожарить я могу.
Чтоб хозяйке не обжечься,
Руку я ей подаю. (Сковорода)
3. На плите - кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый… (Чайник)
4. Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её… (Кастрюлей)
5. По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)
6. Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая … (Чашка)
Воспитатель: как одним словом можно назвать эти предметы?
Дети: посуда.
Воспитатель: сколько всего предметов посуды?
Дети: шесть.
Воспитатель: посчитаем посуду по порядку.
Дети хором считают.
Воспитатель: какой по счету нож?
Дети: первый.
Воспитатель: какой предмет по счёту второй?
Дети: сковорода.
Воспитатель: какой предмет пятый по счету?
Дети: ложка.
Воспитатель: поиграем в игру «Что изменилось?»
Я предлагаю детям запомнить, на каких по счёту местах находятся предметы посуды.
Дети закрывают глаза, в это время меняю карточки местами. Открыв глаза, дети должны рассказать, что изменилось.
Воспитатель: молодцы, справились с заданием.
На магнитной доске в два ряда выставлены 2 группы картинок (чашки и блюдца по 5).
Воспитатель: ребята посмотрите на доску. Что вы там видите?
Дети: чашки и блюдца.
Воспитатель: как мы можем узнать, сколько чашек?
Дети: посчитать.
Воспитатель: посчитаем сколько чашек.
Дети считают хором.
Воспитатель: посчитаем сколько блюдец. Что можно сказать о количестве чашек и блюдец?
Дети: их поровну. Одинаковое количество.
Воспитатель: что можно сказать о количестве блюдец по отношению к количеству чашек?
Дети: блюдец столько же, сколько чашек.
Воспитатель: как сделать так, чтобы чашек стало 7?
Дети: добавить ещё 1 чашку.
Воспитатель: сколько стало чашек?
Дети пересчитывают.
Дети: чашек стало 7.
Воспитатель: как мы получили число 7?
Дети: к шести добавили один.
Воспитатель: сколько блюдец?
Дети: 6.
Воспитатель: какое число больше: 6 или 7? Какое число меньше: 6 или 7? Как сделать так, чтобы чашек и блюдец стало поровну?
Дети уравнивают чашки и блюдца двумя способами и объясняют, какое число получили и каким образом.
Аналогичные задания дети выполняют на двухполосных карточках с геометрическими фигурами (круги и треугольники).
Физкультминутка.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
(Дети поднимают плечи)
Больше греться не хочу
(Поворот головы из стороны в сторону).
Крышечка запрыгает, будто кто-то двигает
(Дети прыгают на месте)
Вот уже кипит вода, значит чай всем пить пора.
(Наклоны головы вперёд-назад).
Игровое упражнение «Расставь кастрюли в ряд»
Предлагаю детям расставить кастрюли в ряд, начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой. Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов по порядку. После выполнения задания рассказывают о последовательности расположения кастрюль по размеру. Аналогично предлагаю детям расставить кастрюли в порядке возрастания.
Пальчиковая гимнастика
И бежит, бренчит, стучит сковорода: («Бегут», стучат пальцами по столу)
«Вы куда? Куда? Куда? Куда?» (Сжимают и разжимают пальцы)
А за нею вилки, (Загибают по очереди пальцы)
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке. («Скачут» пальцами по столу)
Игровое упражнение «Нальем в стаканы сок»
Детям раздаются карточки с прозрачными стаканами одинаковые по высоте, на листочке в клеточку.
Задание. Нужно раскрасить определенным цветом уровень налитого сока в стакане определяя его условной меркой (количеством клеточек в высоту).
В первом стакане синий, сливовый сок - налит на высоту одной клеточки.
Во втором стакане красный, клубничный сок - налит на высоту в две клеточки.
В третьем стакане жёлтый, грушевый сок – налитый на высоту в три клеточки.
Воспитатель: какого сока налито больше?
Дети: грушевого.
Воспитатель: какого меньше?
Дети: сливового.
Воспитатель: как мы можем определить, какого сока налито больше, а какого меньше?
Дети: определить на глаз, посчитать клеточки в высоту.
Интерактивная игра «Составь бусы»
Воспитатель: чтобы порадовать бабушку Федору предлагаю подарить ей бусы. Порадуем Федору?
Дети: да!
На экране телевизора «бусы» из геометрических фигур круга, квадрата, треугольника. Детям нужно определить последовательность и продолжить ряд.
Воспитатель: вы молодцы. Справились со всеми заданиями. Пришло ещё одно видеообращение от бабушки Федоры.
На экране телевизора появляется Федора с обращением: «Спасибо вам большое, ребята, за бусы. Они мне очень понравились. Спасибо, что навели порядок в моем доме. Вы мне очень помогли, злой Тараканище сбежал!»
- Итог
Воспитатель: вы сегодня очень плодотворно занимались, помогли бабушке Федоре справиться с её бедой. Какое задание для вас было самым интересным? Какое самым сложным? Самым лёгким? Сегодня хочется отметить …..вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Поможем бабушке Федоре"
Конспект занятия по трудовому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....
Посуда. Нашей бабушке Федоре дружно мы поможем в горе
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и тестопластике. Большое внимание на занятии уделяется творческому развитию воспитанников....
Конспект занятия по развитию речи "Бабушка Федора в гостях у детей"
В играх новые знания усваиваются гораздо легче! Именно поэтому данное занятие включает разнообразные речевые игры и упражнения, объединенны...
Конспект занятий в средней группе «Помогите бабушке Федоре»
Воспитания аккуратности...
«Поможем бабушке Федоре»
Конспект занятия ...
Аппликация. "Посуда для бабушки Федоры."
Закрепление знания посуды и ее функции....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Поможем бабушке Федоре»
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Физическая культура" Старшая группа...