«В поисках Умки»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Шелест Наталия Анатольевна

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

 «В поисках Умки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_femp_v_starshey_gruppe.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

 «В поисках Умки»

Задачи:

  • продолжать учиться производить классификацию предметов на основе известных признаков: цвет, форма, размер;
  • упражняться в пересчитывании предметов в ряду;
  • различать количественный и порядковый счет и устанавливать зависимость счета от его направления;
  • закреплять геометрические представления;
  • устанавливать пространственные отношения с помощью слов: вверху-внизу, выше-ниже, под-между-над, за-перед;
  • развивать координацию движений, мелкую моторику;
  • активизировать артикуляционный аппарат, добиваться четкого формирования узкой трубочки и умения регулировать силу воздушной струи;
  • закреплять и расширять знания детей по лексической теме «Путешествие на Крайний Север (Арктика)»;
  • воспитывать нравственные качества: чуткость, доброту.

Материалы и оборудование:

  • переносная магнитная доска, фланемграф, легкая голубая ткань, имитирующая море, игрушка – медвежонок;
  • 4 силуэта медведей белого цвета, различные по высоте;
  • 4 полоски бумаги белого цвета, разные по длине (демонстрационный материал);
  • 4 полоски бумаги белого цвета, разные по длине ( раздаточный материал);
  • геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник (вырезаны из белого пенопласта);
  • силуэты рыбок, различных по цвету, размеру, форме;
  • цепочки.

Тема: «В поисках Умки».

Ход


Воспитатель
, обращаясь к детям:

В Арктике вчера мы побывали,
О Севере далеком многое узнали.
Сегодня предлагаю вновь отправиться туда,
А пока… ждет нас интересная игра.

Игра называется «Скажи наоборот»

В круг скорее все вставайте,
Со мной вместе поиграйте.

Игра проводится в кругу с мячом:

  1. Морж большой, а моржонок?
  2. Бивни у моржа длинные, а у моржонка?
  3. Медведь высокий, а медвежонок?
  4. Лапы у медведя толстые, а у медвежонка?
  5. Ласты у моржа широкие, а у моржонка?
  6. Усы у тюленя длинные, а у белька?
  7. Медведь большой, а медвежонок?

Воспитатель: Недавно мы смотрели мультфильм о белом медвежонке. Как его звали? У меня на Севере есть одна знакомая семья медведей, в которой их маленького сыночка тоже зовут Умка. Вот их изображения!

(На магнитной доске – силуэты белых медведей, различных по высоте и расположенных произвольно.)

Давайте с ними познакомимся! Присаживайтесь! ( дети садятся на ковёр).

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

Воспитатель:

  1. Кто самый высокий в семье? (папа – медведь)
  2. Как вы думаете, какой по росту Умка?
  3. Кто чуть ниже самого высокого? (мама – медведица)
  4. А это брат Умки! Что вы можете сказать о его росте? (он ниже мамы и выше Умки)

В случае затруднения спросить:

Брат выше или ниже Умки?

Расставьте медведей по росту

Следуем правилу: из оставшихся медведей будем выбирать самого высокого. (вызванные дети расставляют медведей по убывающей высоте).

  1. Сколько всего медведей?
  2. Кто стоит за папой – медведем?
  3. Кто стоит перед Умкой?
  4. Кто находится между папой и старшем братом?

Воспитатель: Медвежата любят шалить и играть. А еще они любят кататься по ледяным дорожкам. Вот таким! (на фланелеграфе 4 полоски разной длины, но одинаковой ширины, расположенные друг под другом по убывающей длине).

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

Посчитайте дорожки по порядку

Воспитатель: Посчитайте дорожки по порядку! (первая, вторая…)

  1. Как считали? (сверху-вниз)
  2. Где расположена первая дорожка?
  3. Какая она по длине?
  4. Которая по счету самая нижняя дорожка? Какая она по длине?
  5. Сколько дорожек под самой длинной?
  6. Сколько дорожек над третьей?
  7. Сколько дорожек между самой длинной и самой короткой?

Воспитатель: А мы с вами, дети, тоже любим кататься по разным ледяным дорожкам. Предлагаю вам выложить наши «дорожки» по возрастающей длине.

  1. Какую по длине «дорожку» выложим первой? (Самую короткую.)
  2. Как дальше будем располагать «дорожки»? (Из оставшихся – выбирать самую короткую и т. д.)

Воспитатель контролирует самостоятельную работу детей за столами, комментирует и даёт оценку.

Звонит телефон.

Воспитатель: С Севера сообщение пришло,
Читаю, вот оно:

«Пропал Умка. Помогите!»

Ребята! Я хочу у вас узнать,
Будем Умку мы спасать?
Прежде чем его найти,
На Север надо нам идти.

Но путь туда далёк. Скажите на каком транспорте можно быстро добраться до Крайнего Севера?

Ну что ж, потеплее одевайтесь,
В путь – дорогу собирайтесь

(дети имитируют процесс одевания: обувают сапоги, надевают и завязывают шапку, надевают верхнюю одежду, застёгиваются, надевают варежки).

Физминутка

Мы садимся в самолёт, (встают в круг)
Отправляемся в полёт. (бегут по кругу, имитируя полёт самолёта)
Пристегнули мы ремни, («пристёгивают»)
В иллюминаторы смотри. (делают руками круг)

Направо посмотрели, (поворачивают голову направо)
Налево посмотрели, (поворачивают голову налево)
Вот уже и прилетели. (приседают)

Воспитатель: Как удачно мы «приземлились»!

Прямо у моря. Я думаю, Умку надо здесь искать. Он очень любит ловить рыбу, а плавать еще не научился.

Математическое задание — «Льдинки»

Смотрите, дети, сколько здесь льдин! (на полу – «море» из тонкой голубой ткани, на нём вырезанные из пенопласта геометрические фигуры, на одной из них – Умка).

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

Воспитатель:

  1. Чем отличаются эти льдины?
  2. Какой формы эта льдина? Эта?
  3. Какую форму напоминает эта льдина?

Смотрите! Я вижу Умку!

На какой по форме льдине он находится?

Умка! Бедный! Не дрожи-
Мы пришли тебя спасти,
Но льдина очень далеко,
Плыть нельзя: заболеть можно легко.

Придумала! Давайте все вместе подуем на льдину, может она и пристанет к берегу.

Дидактическое упражнение «Подуй на льдину».

Воспитатель: Не получается. Что же делать?

Звучит фонограмма сильного завывающего ветра.

Воспитатель: Кто здесь воет и ревёт?
Всех нас в море унесёт.

Голос ветра: Я – холодный северный ветер и все про льдинки знаю. И если вы правильно ответите на мои вопросы, я помогу вам. Слушайте!

  1. Сколько углов у льдинки треугольной формы?
  2. Сколько их у льдинки овальной формы?
  3. Какие стороны у льдинки квадратной формы? (одинаковые, равные)
  4. Какие углы у льдинки квадратной формы? (прямые)
  5. У какой фигуры прямые углы?
  6. У какой льдинки больше сторон, у прямоугольной или квадратной? На сколько больше?

Молодцы! Встречайте своего друга!

Звучит фонограмма с сильными порывами ветра, а младший воспитатель подтягивает с помощью лески льдину с Умкой к берегу.

Воспитатель: Наш Умка спасён! Обогрейте его, ребята!

Математическое задание — «Рыбки»

Воспитатель: Смотрите-ка, а Умка зря времени не терял: наловил рыбу для своей семьи (воспитатель берёт с льдины вырезанных из бумаги рыбок, разных по цвету, форме, размеру, и выставляет в ряд на фланелеграфе).

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

  1. Чем отличаются эти рыбки?
  2. Сколько синих рыбок? Красных?
  3. Какого цвета рыбки, которых столько же, сколько и красных?
  4. Сколько рыбок круглой формы? Овальной? Каких рыбок больше? На сколько?
  5. Какого цвета самая крупная рыбка?
  6. Какой формы самая мелкая рыбка?
  7. Сколько всего рыбок поймал Умка? Посчитайте! (один, два, три…)
  8. Как считали? (слева направо)

Посчитайте справа налево!

Изменилось ли количество рыбок?

(Дети делают вывод: количество предметов не зависит от направления счёта.)

А теперь посчитайте рыбок по порядку! (первая, вторая…).

  1. Которая по счету красная рыбка?
  2. Какого цвета пятая рыбка?
  3. На котором месте самая крупная рыбка?
  4. Которая по счёту последняя рыбка? А если посчитать справа налево, которой по счёту она будет? (первой)

(Вывод: порядковый счет зависит от его направления.)

Воспитатель: Чтобы всем членам семьи медведей хватило рыбы, выложите рыбок из цепочек.

Уточнить последовательность работы.

  1. Что выкладываем сначала? (прямоугольник).
  2. Каким способом? (одним движением расширенных указательных и больших пальцев обеих рук).
  3. В какую фигуру преобразовываем прямоугольник? (в овал).
  4. Каким способом? (закруглением углов).

Далее из овала выкладываем рыбку.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Я думаю, медведи будут рады возвращению Умки да еще и с богатым уловом.

А нам пора в детский сад. Садимся в самолёт. Полетели! (дети бегут по кругу, имитируя полёт самолёта).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Умка узнаёт что такое воздух.» Комплексное занятие в разновозрастной группе 3-5 лет (ознакомление с окружающим, экология, ИЗО)

Занятие разработано по авторской программе развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) «Умка»  (...

Образовательный проект "В поисках мамы Умки"

Повышение познавательной активности детей углубить знания у  детей о животных севера....

ФЭМП в средней группе "В поисках Умки"

Цель: Упражнять в счете в пределах пяти; укреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой; классифицировать предметы по признаку цвета, величины....

Региональный конкурс: "УМКА- 2021 год". Визитная карта: " Письмо УМКЕ".

Участники регионального конкурса: "УМКА- 2021 год".Визитная карта: " Письмо УМКЕ"....

Региональный конкурс: "УМКА- 2021 год". Визитная карта: " Письмо УМКЕ".

Участники регионального конкурса: "УМКА- 2021 год".Визитная карта: " Письмо УМКЕ"....

Образовательная ситуация с воспитанниками по познавательному развитию в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «В гостях у медвежонка Умки» (по сказке Ю.Яковлева «Умка», с использованием культурных практик)

Включение дошкольников с ТНР в систему социальных отношений в ходе коллективного решения проблемных ситуаций в процессе выполнения различных игровых, исследовательских заданий....