Организация занятий по формированию элементарных математических представлений
консультация по математике
ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.
Задача педагога - сделать формирование элементарных математических представлений занимательным и необыкновенным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leshukova_d.v._organizatsiya_zanyatiy_po_femp.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Лешукова Диана Викторовна
Организация занятий
по формированию элементарных математических представлений
ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.
Задача педагога - сделать формирование элементарных математических представлений занимательным и необыкновенным.
Организованная образовательная деятельность является основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На неё возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. ООД по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др. Поскольку ООД по ФЭМП требуют умственного напряжения, их рекомендуют проводить в середине недели в первую половину дня, сочетать с более подвижными физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусству. Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела, способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми.
Во время ООД по ФЭМП решается ряд программных задач. Как вы думаете какие? (Высказывания педагогов). Давайте разберёмся в этих задачах.
1) образовательные - чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять),
2) развивающие – что развивать, закреплять (развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности; продолжить формирование приёмов логического мышления),
3) воспитательные - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов),
4) речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.
При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала. Обязательно должен быть сюрпризный момент, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми.
Основными структурными компонентами занятия являются:
1. Организация занятия или вводная часть: математическая разминка, игра-загадка, проблемный вопрос.
2. Основная часть: объяснение, показ, дидактические игры, физминутка, поисковая деятельность, использование средств ИКТ...
3. Заключительная часть. Итог: игра-загадка, словесные методы, сюрпризные моменты...
Вводная часть
Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).
В младших группах: подгруппа детей может, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.
В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.
Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.
Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным.
В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты.
В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.
В подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).
2. Основная часть
Она предусматривает собственно процесс передачи знаний детям и их активную деятельность. В соответствии с целью строится план работы, разворачивается поиск решения, определение имеющихся знаний, умений, навыков и тех, которым предстоит научиться для достижения цели. Практический этап занятия соответствует плану и учебно-воспитательным программным задачам.
Примерные части хода математического занятия
- Математическая разминка (обычно со старшей группы).
- Работа с демонстрационным материалом.
- Работа с раздаточным материалом.
- Физкультминутка (обычно со средней группы).
- Дидактическая игра.
Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач. В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра). В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка). В старшей группе: до пяти частей. В подготовительной группе: до семи частей.
Внимание детей сохраняется: 3-—4 минуты у младших дошкольников, 5—7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.
Виды физкультминуток:
1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.
2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе.
3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) — чаще применяется в подготовительной группе.
4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная,, для глаз и др.) — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.
Замечание:
• если занятие подвижное, физкультминутку можно не проводить;
• вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.
Заключительная часть.
Любое занятие должно быть законченным.
В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».)
В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.
Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание).
Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)
1. Образовательные задачи берутся из разных разделов программы по формированию элементарных математических представлений и комбинируются во взаимосвязи.
2. Новые задачи подаются небольшими порциями и конкретизируются для данного занятия.
3. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.
4. Знания даются систематично и последовательно в доступной форме.
5. Используется разнообразный наглядный материал.
6. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.
7. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществляется дифференцированный подход к отбору заданий.
8. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвоения материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.
9. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.
10. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.
11. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).
12. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.
13. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отражать в речи свои знания.
Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии
• Словесная активизация.
• Чередование различных видов деятельности.
• Смена наглядного материала.
• Физкультминутки и релаксация.
• Трудный новый материал дается через 3—5 минут от начала занятия до 15— 18-й минуты.
Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со второй половины второй младшей группы, к концу средней группы желательно сформировать)
• Бережное отношение к наглядному материалу.
• Самостоятельная подготовка раздаточного материала к занятию.
• Выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по одному предмету.
• Работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя.
Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы, желательно к концу старшей группы сформировать)
• Соблюдать дисциплину на занятии.
• Сидеть, сохраняя правильную осанку.
• Тихо вставать и садиться, подходить к доске.
• Поднимать руку, только когда знаешь ответ.
• Отвечать, только когда тебя спросят.
• Давать ответы четко, громко, адресуя всем детям.
• Внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не повторяясь (дети быстро учатся замечать чужие ошибки, необходимо это правильно использовать).
• Уметь внимательно слушать задание и осмысливать его.
• Выполнять задания самостоятельно после указания воспитателя.
• Владеть навыками работы с раздаточным и демонстрационным материалом и др.
Заключение
Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока. Задача педагога - сделать НОД по ФЭМП занимательной и необыкновенной, превратить её в царство смекалки, фантазии, игры и творчества.
Следуя древней пословице: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю» необходимо внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации и проведения занятия по формированию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет "Ищем клад".
Конспект организации и проведения открытого занятия по математическому развитию детей подготовительной к школе группы....
Занятие по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие в город математических представлений"
систематизировать знания, умения, представления детей....
Технологическая карта организации и проведения открытого занятия по формированию элементарных математических представлений (в подготовительной группе)
Технологическая карта организации и проведения открытого занятия по формированию элементарных математических представлений (в подготовительной группе)...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»
Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»
Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»Возрастная группа дошкольников С...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...
Технологическая карта организации и проведения открытого занятия по формированию элементарных математических представлений (в подготовительной группе)
Технологическая карта организации и проведения открытого занятия по формированию элементарных математических представлений (в подготовительной группе)Тема: «Путешествие в страну Смешариков...