«Теоретические основы и методика математического развития дошкольников»
статья по математике
Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они свободно могли в нём ориентироваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 353 «Солнышко»
«Теоретические основы и методика математического развития дошкольников»
Подготовила
Воспитатель
Ядрышникова Ирина Ранисовна
НОВОСИБИРСК
2021 ГОД
Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они свободно могли в нём ориентироваться.
Для успешного овладения знаниями по разделам формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) большая роль отводится дидактическим играм. Игра – ведущий вид деятельности детей, только в игре ребенок ненавязчиво усваивает и успешно закрепляет знания.
Каждая из игр по ФЭМП решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных, величинных ) представлений детей.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня. Дидактические игры в структуре занятия по ФЭМП определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчёркивает: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой освоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.
Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира. Игры математические, как и дидактические игры любого содержания,
делятся на игры с материалами и игры без материалов, или словесные игры.
Игры с материалами в свою очередь можно подразделить на игры с
дидактическими материалами (дидактические игрушки, настольные игры и
другие виды дидактических материалов) и игры с различными игрушками и
предметами (объекты природы и предметы обихода).
К дидактическим играм с материалами можно отнести и драматизацию
некоторых сказок и книжек-считалок с применением соответствующих игрушек
(см. сказку Л. Толстого «Три медведя», «Лесенку» Е. Ю. Шабад, «Считалочку» А.
Барто и др.).
Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представление детей о количестве, величине, геометрических фигурах. Процесс выполнения игр вызывает у детей интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания. Дидактические игры по формированию математических представлений по содержанию делятся на следующие группы :
Игры с цифрами и числами
Игры путешествие во времени
Игры на ориентирование в пространстве
Игры с геометрическими фигурами
Игры на логическое мышление
Значение простого, но занимательного математического материала определяется, учитывая возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития и воспитания: активизация умственной деятельности, повышение интереса средствами математического материала, увлечение и развлечение детей, развитие ума, расширение, углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, формирование навыков их применения в других видах деятельности.
Таким образом, приобщение детей к математике в игровой и занимательной форме может помочь ребенку в будущем быстрее и легче осваивать школьную программу.
Понятие о величине предмета закладывается именно в дошкольном возрасте, когда психика ребенка активно развивается. Понятие величины предмета имеет очень большое значение для обучения детей математике. Невозможно развить математические представления без представления о величине. Величина, наряду с другими определениями имеет, главным образом цифровое обозначение. С понятием величины ребенок сталкивается уже в первые дни своей жизни. Величина предметов имеет свойства увеличения или уменьшения. Обучая детей разных возрастных дошкольных групп понятию величины и использованию величины в своих действиях с предметами, необходимо учитывать особенности психологического развития детей в разные возрастные периоды, и постепенно усложнять учебно-дидактические формы занятий.
Формирование представлений о величине в подготовительной группе это всё же закрепление относительных понятий о длине, ширине, высоте, толщине на основе сопоставления реальных предметов в дидактических играх и специальных упражнениях.
Каталог игр по формированию представлений о величине предметов в подготовительной группе:
Прежде чем приступить к таким играм, воспитатель проводит с детьми занятие-беседу.
В беседе он напоминает о том, что предметы, окружающие людей, очень разнообразны, в них есть
и различия, и сходства. «Сейчас я назову два предмета, а вы расскажете, чем они отличаются друг
от друга и чем похожи, — обращается он к детям. — Посмотрите на стол и стул и сравните их».
Обычно дети начинают называть признаки различия, это легче:
— На стуле сидят, на столе пишут, рисуют, едят.
— Стол больше стула, — продолжают они.
— У стола нет спинки, а у стула есть.
— У стола высокие ножки, а у стула — ниже.
— У стола есть крышка, а у стула сиденье.
«Вы сказали, чем похожи стол и стул или чем они не похожи?» — спрашивает
воспитатель.— «Чем они не похожи».— «Правильно, вы назвали признаки различия, т. е. чем они
отличаются друг от друга. А чем они похожи? Есть у них что-нибудь общее, похожее?» Эту задачу
детям решить труднее, и поэтому воспитатель может помочь им дополнительными вопросами:
«Посмотрите, из чего сделаны стол и стул, какого они цвета» и др.
Дети отвечают:
- У стола и стула одинаковый цвет. Они желтые.
- И стол и стул сделаны из дерева.
- У них острые углы.
— У стола и стула по четыре ножки.
— И стол и стул — это мебель.
Воспитатель подводит итог: «Сейчас вы назвали признаки сходства, т. е. чем похожи
друг на друга стол и стул. Значит эти предметы чем-то похожи и чем-то отличаются один от
другого. Вы сами это заметили. А теперь сделаем по-другому. Я вам расскажу о двух предметах,
назову, чем они отличаются друг от друга и чем они похожи, а вы постарайтесь узнать их по
Кто больше знает?
Цель игры. Развивать память детей, их знания о предметах, находчивость,
сообразительность.
Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья в кружок. Воспитатель
говорит: «У меня в руке стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?» Ответы
детей: «Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши» и т. д.
«Правильно, — подтверждает воспитатель и, если нужно, дополняет ответы детей. — Теперь
давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними
можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше».
Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.
Скажи по-другому
Цель игры. Учить детей подбирать синоним — слово, близкое по значению.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова,
похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.
«Большой», — предлагает воспитатель. Дети называют слова; «Огромный, крупный,
громадный, гигантский».
«Красивый» — «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».
«Мокрый» — «Сырой, влажный». И т. д. Готовясь к проведению игры, воспитатель
заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не
припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.
Воспитатель может по аналогии с этой игрой разработать другие игры, например: он
называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так, к
слову «море» дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое,
красивое, южное». Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно похвалить.
Все эти игры можно проводить на занятии по родному языку (как часть занятия).
Отгадай-ка
Цель игры. Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем
существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о
знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки, и предлагает: «Давайте поиграем.
Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет
говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать
правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не
отгадали, и говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к
ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему (вместо камешка можно
использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание предмета, а затем пере-
дает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает
камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку. Если игра
проходит во время занятия и, значит, в ней принимают участие все дети группы, длительность ее
будет 20—25 минут.
В процессе игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов
называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать
вопрос загадывающему: «Где этот предмет находится?» или: «Для чего нужен этот предмет?» Но
спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать возможность ребенку самому
припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.
Дети дают такие описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло,
может интересно рассказывать» (телевизор), «Железная, из прутиков, стоит на подоконнике,
оттуда слышно пение птички (клетка), «Блестящий, с носиком, в нем кипяченая вода» (чайник).
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд.
2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1977
Придумать предложение на слово, обозначающее пространство. Дано,
например, слово близко; ребёнок отвечает: «Мы живём близко от детского сада»,
Дано слово выше: «Самолёт летит выше облаков» и др. В этой игре можно платок
не бросать; дети, придумавшие предложения, подымают руки; выслушиваются
все предложения.
Ф.Н.БЛЕХЕР. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ УЧПЕДГИЗ, 1948
Сравни предметы.
Перед ребёнком ставятся две игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, азатем – чем отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые. У них есть лапки, глазки, ушки. А отличаются они тем, что мишка – большой, а зайчик – маленький, мишка коричневый, а зайчик – белый и т.п. Можно называть признаки по очереди с ребёнком. Так же рекомендуется сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребёнком более похожие игрушки (две разные машины, два разных мячика).
Источник: Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.
Вариант III
Тема: Дидактические игры по формированию представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста.
Задание: Изучите теоретический вопрос по теме и составьте каталог дидактических игр по формированию представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста.
ГАПОУ НСО
« Новосибирский педагогический колледж №1 им. А.С.Макаренко»
Домашняя контрольная работа по дисциплине «Теоретические основы и методика математического развития дошкольников»
Ядрышниковой Ирины Ранисовны
Специальное дошкольное образование
Курс V группа 513-2016
Форма обучения: заочная
2018
Список используемой литературы:
- Богусловская, З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста (Текст)/ З.М. Богусловская , Е.О. Смирнова.-М.:Просвещение ,1991.
- Блехер, Ф.Н. Дидактические игры ( Текст) / Ф.Н.Блехер.-М.: Учпедгиз,1948
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1977
- Источник: Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией
В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированнос...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенку физическое развитие....
Методическая разработка "Теоретические и методические основы реализации художественно-эстетического развития дошкольников".
Приемы изображения предметов детьми разного возраста Динамическая таблица изображения красками любого животного в разных движениях .3.Узор на квадрате.4.Образцы способов вырезывания из бумаги, пр...
Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
Данная статья посвящена характеристике связной речи и ее особенностям у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. В статье представлены теоретические аспекты формиров...
Теория и методика математического развития дошкольников.
методика формирования представлений о величине у детей 5-ого года жизни...
Теория и методика математического развития дошкольников
картотека по математическим играм для детей младшего возраста...