Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности» 2020-2021 уч.г.
презентация к уроку по математике (младшая, средняя группа)
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений. Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием информационно — коммуникационных технологий и проникновением их в различные области знаний. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречается точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план работы по самообразованию | 27.27 КБ |
творческий отчет | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное
бюджетное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Самообразование
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности»
Выполнила: воспитатель
Голубенко Н.Ю.
п. Сентябрьский 2021 г
План работы по самообразованию
Тема самообразования « Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности»
Работа начата: 01.09.2020 г.
Окончание работы: 31.05.2021 г.
Форма самообразования: индивидуальная
Цель: повышению профессиональной компетентности, активному взаимодействию со всеми специалистами учреждения, родителями воспитанников и организации социума, что положительно сказывается на качестве образовательного процесса.
Задачи:
-Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах;
-Изучить методики и технологии педагогов в Интернете;
-Применить полученные знания на практике;
-Привлечь родителей к организации воспитательно-образовательной работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
-сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
-умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
Актуальность темы:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений. Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием информационно — коммуникационных технологий и проникновением их в различные области знаний. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречается точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является метод проектной деятельности. Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское и логическое мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
На основании выше изложенного, мною был разработан проект, «Математика вокруг нас».
Цель: создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагогов, детей и родителей.
Каждый дошкольник по своей натуре — любознательный почемучка, маленький исследователь. Поэтому девизом проекта послужили слова Л. С. Выготского: «Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам. Познавай, чувствуй, твори!»
Задачи:
- Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие познавательных способностей и логического мышления у детей 3-5 лет;
- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать и обобщать, классифицировать и видоизменять;
- Формировать предпосылки для поисковой и экспериментальной деятельности, интеллектуальной инициативы дошкольников;
- Развивать умения определять возможные методы решения логических задач и головоломок с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- Вызвать у детей желание участвовать в математических викторинах, игровой, исследовательской и экспериментальной деятельности;
- Приобщать родителей к творческой работе по реализации проектов.
Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т.к. она:
- Личностно ориентирована;
- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.
Реализация проекта:
1 этап: Ориентировочный. Аналитический обзор литературы по проблемам развития познавательной активности у дошкольников; анализ оснащенности предметно-развивающей пространственной среды в группе.
2 этап: Моделирующий. Создание плана по реализации проекта.
3 этап: Деятельностный. Реализация математического проекта: «Математика вокруг нас».
Длительность проекта: долгосрочный (8 месяцев).
Проект разделен на 2 блока.
− 1 блок: «Волшебные цифры»
− 2 блок: «Геометрические фигуры»
Так как группа разновозрастная для каждого возраста разработаны мини проекты в соответствии с блоками для детей второй младшей группы и средней группы.
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Перспективный план работы
№ | Этапы | Содержание деятельности | Сроки реализации | Отметка о выполнении |
1. | Подготовительный этап | 1.Составление плана работы по самообразованию; 2.Изучение учебно – методической литературы: -Аникеева Н. Б. Воспитание игрой. — М.: Просвещение, 2001 г. Волина В. В. Праздник числа. Занимательная математика для детей — М.: Знание, 2000 г. -Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г. - Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г. -Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г. -Киселева Л. С. Ч., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности детского сада. — М.: Просвещение,2004 г -Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 4–5 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. -Михайлова З. А. Математика от трех до семи СПб.: «Детство-Пресс», 2010 г. -Новикова В. П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. — 2-е изд., и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. -Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду — М.: Просвещение,2003 г. 3. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: - www. maam.ru . | Август в течение года в течение года. | |
2. | Основной этап | 1. Анкетирование родителей. 1. Памятка «Знакомство родителей с проектной деятельностью». 2. Проведение проектов «Первые шаги в математику» (2 младшая группа)+ «Математика и сказки» (средняя группа) Промежуточная диагностика результатов «Путешествие в страну геометрических фигур» (2 младшая группа)+ «Мир геометрических фигур» (средняя группа) 5.Размещение фото и информация о текущем проекте для родителей на странице в контакте, в группе вайбер. 6.Участие в конкурсах и выставках различного уровня. 7. Привлечение родителей к участию в проектах. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель
в течении уч. года | |
3 | Итоговый этап. | 1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. 2. Обобщение результатов работы на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе), на родительском собрании №4. |
Май |
Выводы: Проектная деятельность поможет мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, изменит межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретут опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, а также позволит мне повысить свой профессиональный уровень, творческие и практические знания, умения и навыки, и степень вовлеченности в деятельность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: повышение профессиональной компетентности, активному взаимодействию со всеми специалистами учреждения, родителями воспитанников и организации социума, что положительно сказывается на качестве образовательного процесса. Задачи: Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах; Изучить методики и технологии педагогов в Интернете; Применить полученные знания на практике; Привлечь родителей к организации воспитательно - образовательной работы с детьми.
Проект для детей 3-4 лет. «Первые шаги в математику». Цель: активизировать получение математических знаний ребенка в дошкольном учреждении. Задачи: 1.Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; 2.Учить различать понятия «много», «один», «ни одного»; 3.Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником .
Проект. «Первые шаги в математику».
Проект. «Первые шаги в математику».
Проект для детей 3-4 лет. «Путешествие в страну геометрических фигур». Цель: Систематизировать знания детей о геометрических фигурах. Создать условия для реализации математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта. Задачи проекта: 1.Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. 2.Закреплять умение обследовать форму, различать и называть круг, квадрат, треугольник. 3.Совершенствовать умения детей сравнивать две фигуры по цвету и форме. 4.Развивать умение находить геометрические фигуры в окружающей обстановке.
Проект . «Путешествие в страну геометрических фигур».
Проект. «Путешествие в страну геометрических фигур».
Проект для детей 4- 5 лет. «Математика и сказки». Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности, через чтение художественной литературы. Задачи: 1.Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету», «На котором месте?». 2.Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, а также овале. 3.Учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку. 4.Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении, определять положение предметов относительно себя.
Проект. «Математика и сказки».
Проект. «Математика и сказки».
Проект для детей 4- 5 лет. «Мир геометрических фигур» Цель: В о с пита н ники, свобо д но вла д еющие знания м и о ге о мет р иче с ких ф игур а х в р амках с в ои х воз р аст н ых с п особ н ост е й и а ктивно п рименяющ и е св о и з н ания в р аз л ичн ы х в и д а х п о з навате л ь н о - творчес к ой д е ятел ь н о с т и. Задачи: 1.Прод о л жать зак р е п лять зна н ия д ет е й о ге о ме т ричес к их фиг у рах (к р у г, квадрат, т ре у г о л ь ник, ов ал , прям о у гольник, ро м б ). 2.Развивать у дете й творческие спо с о бности, с пос о б н о сть к аналитич е с к ой деятельности, у мение класс и фиц ир ова т ь. 3.Развивать и нте р ес в ос п ит а нни к о в к апп л икац и и. 4.Развивать комм у ни к ативные н ав ы ки .
Проект. «Мир геометрических фигур»
Проект. «Мир геометрических фигур»
Проект. «Мир геометрических фигур»
«Мои достижения» https://vk.com/wall-162877634_281 https://vk.com/wall-162877634_228 https://vk.com/wall-162877634_220 https://vk.com/wall-162877634_193
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...
План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
МАДОУ №370 комбинированного вида «Ручеёк»Воспитатель: Василова Лейсан Маратовна План по самообразованиюТема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ч...
План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...
Презентация самообразования «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель работы:1. Повышение своего профессионального уровня.2. Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность Задачи:1. Повысить собственный...
Самообразование «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте...