Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие веселого паровозика»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Силина Ксения Сергеевна

план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_zanyatiyu.docx16.95 КБ
Файл konspekt_zanyatiya.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к занятию

по познавательному развитию

Формирование элементарных математических представлений в средней группе

«Путешествие веселого паровозика»

Занятие проводится с детьми средней группы, с общей наполняемостью 12 человек. Социальное положение: среднее. Психологическое состояние: норм. Дети давно посещают группу детского сада, вновь прибывших детей нет Общая атмосфера в группе: спокойная, доброжелательная.

Занятия по формированию элементарных математических представлений составлено в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Представленный конспект является авторской разработкой.

Занятие построено в логической последовательности и опирается на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

    В занятии эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия формируются с учетом возрастных особенностей детей. Занятие построено по сказкотерапевтической форме. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.

   Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

      Программное содержание занятия включает в себя триединую задачу-

·         образовательную: повышать уровень развития ребенка;

·        воспитательную: формирование нравственных качеств личности, взглядов и убеждений;

·        развивающую: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

     Занятие имеет определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей, в  занятии выделяется  три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

    Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой.

    Ход (процесс) занятия - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в повторении и закреплении знаний и умений, которые определенный учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка.

     Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов. После проведения занятия педагог с детьми анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности.

    Длительность занятия  соответствует установленным нормам, а время используется полноценно. Положительный результат зависит от правильной организации учебного процесса, на занятии соблюдены гигиенические условия: помещение проветрено; при общем нормальном освещении свет падает с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение отвечают педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

    В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия.

     При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Форма организации детей на занятия различна: малыши сидят  и стоят за столом, на ковре, или свободно передвигаются по групповой комнате.

     Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений в средней группе

«Путешествие веселого паровозика»

Автор воспитатель МБДОУ д/с №14

Силина Ксения Сергеевна

2019 г.

г. Славянск-на-Кубани

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений в средней группе

«Путешествие веселого паровозика»

Цель: Развитие логико-математического мышления у детей

Задачи:

Обучающие:

1. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь).

2. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

3. Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.

2. Формировать мыслительные операции, развивать речь.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

- Игровой (использование сюрпризных моментов).

- Наглядный (использование иллюстрации).

- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

- Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: магнитная доска, магнитофон, обручи.

Демонстрационный материал: сюжетные картинки с изображением частей суток, картинки с изображением паровоза, пять вагонов, пять сказочных героев.

Раздаточный материал: бабочки, цветочки (не менее шести штук на каждого ребенка), счётные палочки, нитки, бумажные шаблоны (квадрат, треугольник, круг).

Ход занятия

Организационный момент.

На доске размещены в вперемешку картинки, с изображением частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Влетает Карлсон: Доброе утро, ребята! Я пришёл к вам в гости. Хочу с вами пошалить.

Воспитатель: Карлсон, ты всё напутал. Ребята сейчас разве утро?

Ребята, давайте с вами поможем Карлсону, научим его определять части суток.

Дети: Хорошо. Поможем.

Игровое упражнение «Помоги Карлсону разложить картинки по порядку»

С чего мы начнем, что будет стоять первым (утро – ставлю сама). Правильно. (Вызывать одного ребенка). Продолжи, дальше. (Дети называют части суток и определяют их последовательность). А теперь мы поиграем, закройте глаза руками, только не подглядывайте. (Менять местами 2 картинки). Откройте глаза и посмотрите, что изменилось, какие времена суток перепутались. (2-3 раза). Правильно говорите. Тс! (звучит гудок поезда). Ребята, вы тоже слышите, что-то гудит? Дети - это поезд. (На доске паровоз с пятью вагонами и 5 героев). А вы хотите отправиться в увлекательное путешествие на поезде? (Да). Тогда садитесь на свои места. (Садятся)

В каждом из вагончиков поедет один из героев сказки: Кот в сапогах поедет в первом вагоне, Айболит во втором, Гном в третьем, Карлсон в четвертом, Буратино в пятом. Воспитатель уточняет: Сколько вагончиков? Посчитайте. Сколько гостей едет на паровозе? (Дети определяют количество вагончиков, а затем считают их по порядку.) Что можно сказать о количестве вагонов и героев? (Вагонов и героев поровну. Вагонов и героев по 5. А скажите мне кто едет в третьем вагончике? В котором по счету вагончике едет Гном?» И так далее. (Спрашиваю детей 5-6 человек). Молодцы!  - Двери закрываются. (Вжух) Подали гудок. (Ту – ту) Поехали. (Чух – чух – чух) - Ребята, как называется место остановки поезда? (Станция)

- Мы приближаемся к первой станции.

Где мы оказались?

 Дети: В лесу, на полянке

 В-ль: Скажите ребята, а какие насекомые просыпаются весной после долгой, холодной зимы? (муравьи, жуки, бабочки). И сегодня  к нам прилетели 4 бабочки.  Положите на верхнюю полоску 4 бабочки, только помните, что берем мы правой рукой и выкладываем их слева на право. Нам с вами необходимо посчитать сколько всего бабочек прилетело. Спросить 2-3 ребенка, сколько бабочек у него выложено. Одна бабочка, две, три, четыре, прилетело четыре бабочки.

Как вы думаете ребята, на что любят садиться бабочки? (на цветы). Давайте каждую бабочку посадим на цветок. Положите на вторую полоску столько цветов, сколько у нас бабочек. Каждый цветок ложем под каждую бабочку, располагаем их ровно. Сколько у нас цветов? Что можно сказать о бабочках и цветках? (бабочек и цветков-поровну, их по 4).

К нам прилетела ещё одна бабочка (добавьте к бабочкам ещё одну). Сколько бабочек считаем вместе: (одна, две, три, четыре, пять, бабочек). А сколько цветов? (один, два, три, четыре цветка).

Ребята, а что надо сделать, чтобы бабочек и цветов стало поровну? (добавить ещё один цветок).  Давайте добавим. Сколько у нас цветов? А сколько бабочек? Их стало поровну. Сколько мы добавили цветов? А теперь уберите один цветок.

А как еще можно сделать, чтобы бабочек и цветов стало поровну (убрать одну бабочку) Сколько стало бабочек? А сколько цветов? Что можно сказать о количестве? (бабочек и цветов поровну, бабочек столько, сколько цветов). Молодцы сложите все в тарелочки.

- Едем дальше.

- Двери закрываются. (Вжух) Подали гудок. (Ту – ту) Поехали. (Чух – чух – чух)

2 станция: «Медвежата в чаще»

Физминутка ( с погремушками)

Медвежата в чаще жили

Головой они кружили.

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали.

Медвежата воду пили

Друг за дружкою ходили.

Медвежата танцевали

Кверху лапы поднимали.

- Отправляемся дальше.

- Двери закрываются. (Вжух) Подали гудок. (Ту – ту) Поехали. (Чух – чух – чух)

3 станция: Игра «Составь фигуру»

(У каждого ребёнка на столе по 1 верёвочки и набор счётных палочек.)

У вас на столе есть счетные палочки. Составьте □.  Сколько палочек вам потребовалось? Покажите стороны □. Сколько их? Сколько углов?

А теперь составьте ∆.  Сколько палочек вам потребовалось? Покажите стороны ∆. Сколько их? Сколько углов?

А из веревки сделайте Ο (круг). Можно ли составить круг из палочек? Почему?

- Отправляемся к следующей станции.

- Двери закрываются. (Вжух) Подали гудок. (Ту – ту) Поехали. (Чух – чух – чух)

4 станция: Малоподвижная  игра «Найди свой домик»

- Вы очень хорошо справлялись с очень трудным заданием, правильно ответили на все вопросы, за это я вам подарю по одной геометрической фигуре (раздать детям карточки  треугольники, квадраты, круги  разного цвета)                                 

- Что у вас за фигуры? - А теперь давайте все встанем, пройдем на поляну и поиграем в игру «Найди свой домик».  Послушайте условия игры. Когда вы услышите музыку, будете свободно гулять по полянке, куда хотите, когда музыка перестанет играть, вы должны быстро найти свой домик, который похож на фигуру в ваших руках. Но обратите внимание фигуры разного цвета (2 раза)

- А теперь нам пора возвращаться в садик, садимся на места.

- Двери закрываются. (Вжух) Подали гудок. (Ту – ту) Поехали. (Чух – чух – чух)

Итог:

-Ребята вам понравилось путешествие? (Да)

-На каких станциях мы свами побывали? ( Ответы детей)

- А что мы с вами делали на станциях?

- На какой станции было самое трудное задание?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие на поезде»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе«Путешествие на поезде»...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе: Путешествие по сказке "Гуси - лебеди".

Цель. Упражнять в счете от 1 до 5. Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Упражнять детей в умении классифицировать предметы по цвету и форме. Развивать творческую ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Веселый паровозик»

Конспект  занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Веселый паровозик»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию элементарных математических представлений в средней группе «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ Ш. ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо формированию элементарных математических представлений в средней группе«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ Ш. ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Веселая математика»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Веселая математика»...