Технологическая карта "Познавательное развитие" в подготовительной группе «Число 9.Цифра 9»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Ерёмина Надежда Васильевна

Технологическая карта "Познавательное развитие" в подготовительной группе  «Число 9.Цифра 9»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod_femp_mariny_limanovoy.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

5-6 лет, подготовительная к школе группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

«Число 9.Цифра 9»

Цель

1)познакомить с цифрой 9, порядковым счетом до 9, сформировать умение соотносить цифру 9 с количеством

2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу»;

3)тренировать умение сравнивать численность двух групп предметов путем перерасчета и составления пар, различать изученные геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве относительно себя;

4) тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, творческие способности, инициативность

Материал

Раздаточный:

Два набора фигур: 2 квадрата,2 круга, 2 треугольника, 2 овала такого же размера красного на каждого; 1 прямоугольник красного цвета и 1 прямоугольник желтого цвета на каждого; карточки с записью чисел 1-9

Предполагаемый результат

Дети знают цифру 9, считают до 9, умеют соотносить цифру 9 с количеством

Этапы

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Этапные задачи: Мотивировать детей на включение в игровую ситуацию, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь.

I. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает около себя детей и предлагает вспомнить, что такое оранжерея, били ли там, кто работает в оранжерее.

-кто занимается разведением цветов?

Сообщает детям, что король просит помочь его садовнику посадить новые цветы.

 Хотите помочь?

Сможете это сделать?

беседа

Впечатления из личного опыта

Садовник занимается разведением цветов.

Дети фиксируют детскую цель помочь садовнику посадить новые цветы  

Личностные,

коммуникативные

Ответы на вопросы:

Хотите помочь?

Сможете?

Этапные задачи: Актуализировать порядковый счет до 9, умение сравнивать численность двух групп предметов путем перерасчета и составления пар, различать геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве относительно себя; тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, развивать внимание, логическое мышление память, воображение, речь.

II. Актуализация знаний

Воспитатель предлагает детям представить, что лежащие на столе фигуры-цветы, которые садовник будет сажать на клумбы. Король хочет, чтобы у него было 2 клумбы. На каждой клумбе

должны расти цветы, которые чем-либо похожи.

Предлагает рассмотреть: есть ли среди цветов чем-то похожие?

Ответить на вопрос:

Какие цветы предложите садовнику посадить на одну и другую клумбу? Воспитатель предлагает выполнить действие: положить красные цветы справа от себя, а желтые-слева и ответить на вопрос: сколько красных цветов, желтых цветов, что можно сказать о количестве красных и желтых цветов.

Воспитатель сообщает детям, что садовник королевства не умеет считать, беспокоится, что посадит не поровну цветов и король будет не доволен его работой. Задает вопрос детям: что нужно сделать, чтобы было видно, что красных и желтых цветов действительно поровну и почему так считаете.

Воспитатель сообщает детям, что садовник нашел в ящике еще один красный цветок (кладет детям на столы по одному красному прямоугольнику на каждого)

Предлагает ответить на вопрос: каких цветов теперь больше? как узнать сколько красных цветов?

Воспитатель делает вывод: при счете предметов после 8 идет 9

Как получили число 9? Что нужно сделать, чтобы красных и желтых цветов было поровну?

Воспитатель предлагает детям посадить еще один желтый цветок (кладет детям на столы по одному желтому прямоугольнику на каждого) и сравнить поровну ли теперь желтых и  красных цветов? Сколько желтых? Сколько красных?

Воспитатель делает вывод что 9 и 9-поровну

Наглядный

Практический

словесный

Дети рассматривают, сравнивают, делают вывод: Есть похожие цветы по цвету-красные, желтые; некоторые похожи по форме-квадраты, круги т.д.

Предлагают на одну клумбу посадить красные и на другую-желтые цветы.

Дети раскладывают красные цветы справа от себя, а желтые-слева, и делают вывод: красных цветов 8, желтых тоже 8 их поровну, по 8.

Дети предлагают: нужно красные и желтые фигуры поставить парами (выкладывают красные и желтые фигуры парами) делают вывод что у каждого красного цветка есть пара-желтый цветок.

Дети кладут красный прямоугольник рядом с красными фигурами и говорят что красных цветов больше. Узнать это можно пересчитав  цветы

Дети предлагают способ действия:

Было 8 цветов, добавили еще один и их стало 9.

Чтобы красных и желтых цветов стало поровну нужно добавить один желтый или убрать один красный.

Каждый ребенок берет по одному желтому прямоугольнику кладут рядом с желтыми фигурами и делает вывод  что желтых и  красных цветов поровну.

Желтых цветов 9 и  красных цветов 9

Познавательные

Регулятивные

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий

Этапные задачи: актуализировать знания детей о возможности записать результат счета предметов-цифру, создать мотивационную ситуацию для введения цифры 9; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимание его причины и опыт целеполагания: тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение, развивать речь, воображение, логическое мышление.

III Затруднение в ситуации

Воспитатель говорит детям, что король хочет написать письмо королю соседнего королевства и рассказать о том, сколько красивых цветов растет  на каждой из его клумб. Задает вопрос: как называют знаки, которыми обозначают количество предметов?  

Воспитатель предлагает выбрать карточки с записью числа 9, затем кладет на стол карточки с цифрами 6,7,8,9 и запись числа 10, причем карточек с цифрой 9 столько же, сколько детей (Воспитатель берет  «неправильную»

Карточку и предлагает детям рассмотреть карточки, которые они выбрали.)

Задает вопрос: какую карточку король вложит в письмо? Смогли помочь королю? Почему не смогли? Что нужно нам сделать?

Словесный

Практический

Дети говорят, что знаки, которыми обозначают количество предметов называются цифрами.  

Дети выбирают карточки с цифрами 9, кто то из детей не знает цифры и берет карточку, на которой записано другое число.

Дети затрудняются с ответом.

Не сумели помочь королю, потому что не знаем, как записать число 9.

познавательные

Сумели помочь?

Почему не сумели?

Что нужно сделать?

Этапные задачи: сформировать умения различать цифру 9, соотносить цифру 9 с количеством предметов; закрепит способ действия «если что то не знаю, придумаю сам, а потом проверю по образцу», сформировать положительный опыт использования этого способа; тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность, речь.

IVОткрытие нового знания или способа действий

Воспитатель задает вопрос: как можно узнать то, что не знаешь?

Предлагает посмотреть на карточки с изображением 9 предметов и цифрой 9, которые лежат у детей на столах, пересчитайте предметы на карточке и поднимите карточку с цифрой, которой обозначено количество предметов на ней.

Воспитатель делает вывод: число 9 записывается с помощью цифры 9.

Наглядный

Практический

словесный

Дети выбирают способ действия «если что то не знаю, то можно спросить у того кто знает  и др.»

Дети рассматривают и пересчитывают предметы на карточке и поднимают карточку с цифрой 9

Коммуникативные Личностные

Регулятивные

Познавательные

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий.

Этапные задачи: тренировать умение соотносить цифру с количеством, выполнять взаимоконтроль; тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.

V Введение новых знаний в систему знаний

Воспитатель говорит: садовник просит навести порядок с семенами  и положить в коробочки столько семян цветов, сколько показывает число, написанное на коробочке. После выполнения задания воспитатель задает вопрос: если у садовника чем-то похожие коробки с семенами?

Для проверки задания воспитатель предлагает обменяться карточками.

Наглядный

Словесный

контроль

Дети садятся за столы. Выполняют задание: в пустой клетке нарисуй столько точек, сколько показывает число, стоящее рядом.(рисуют нужное количество точек)

Дети отвечают на вопрос: у садовника есть похожие коробки. Это коробки, в которых по 9 семян.

Коммуникативные Личностные

Регулятивные

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий.

Взаимоконтроль

Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

VI Осмысление (итог)

 Воспитатель собирает детей около себя и беседует с ними о том, у кого в гостях они побывали? Чем помогли королю и садовнику? Что было трудно? Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь садовнику разложить семена в коробочки, помогли королю написать письмо, потому что умеют считать до 9 и знают, как записать число 9 (цифру 9).

Словесный

Дети говорят, что они справились со всеми заданиями. Получили положительные эмоции (улыбнулись).

Коммуникативные Личностные

Познавательные

Регулятивные

Ответы детей на вопросы: Смогли помочь? Чем смогли?

Комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе "Число и цифра 7"

Конспект составлен с учетом требований ФГОС. В нем представлены такие методы и приемы, как создание проблемных ситуаций, постановка задач самими детьми, игровая мотивация дает возможность в форме игро...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе "Число и цифра 7" Взаимодействие с учителями МАО СОШ№5 г. Когалым

Конспект составлен с учетом требований ФГОС. В нем представленны такие методы и приемы, как создание проблемных ситуаций, постановка задач сами детьми, игровая мотивация дает, возможность форме игровы...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 9»

Закрепить счет порядковый и обратный в пределах 10, называть соседей  числа.Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 9».

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 9».Цели:Закреплять умение пользоваться количественным и порядковым счетом.Закреплять знания о составе числа в пределах 5.П...

занятие по ФЭМП в подготовительной группе "Число и цифра 7"

Данный конспект можно использовать для изучения состава любого числа. Материал подобран с учетом требований ФГОС и современных образовательных технологий....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Числа и цифры»

Конспект занятия направлен на  закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия....

Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы "Число 9, цифра 9.Состав числа 9 из единиц"

Посредством игровых упражений  закрепляются  представления детей о числе и цифре 9, о составе числа 9 из единиц; уточняются представления детей о цифрах от 1 до 9; последовательности дней не...