Игровая технология З.А. Михайловой «Использование занимательного материала в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста»
материал по математике

Григорьева Татьяна Алексеевна

    Наиважнейшим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Благодаря игре происходит развитие личности ребенка, его речи, мышления, произвольной памяти, формируется умение управлять своим поведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология З.А. Михайловой «Использование игрового занимательного материала в  математическом развитии детей старшего дошкольного  возраста»

Подготовила воспитатель – Григорьева Т.А.

МОУ Акатьевская ООШ (Здание №2 - дошкольное отделение)

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2021/10/22/dsc06733.jpg?itok=sTXxWI4W

Актуальность:

«Ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело,

Вся его жизнь – это игра»

А. С. Макаренко

   Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

   В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал воспитателя дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Воспитатель дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

   Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей воспитателя и родителей является развитие у ребенка интереса к математике.

        Особое значение для развития интереса к математике, математических способностей имеет занимательный математический материал. Он позволяет решать серьезные учебные задачи в увлекательной форме, предупредить интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Он должен быть разнообразным и использоваться систематически.

   Обучение математике детей без использования дидактических игр немыслимо, т.к. именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.

   Играя, дети приобретают новые знания, умения, навыки, развивают способности, подчас не догадываясь об этом.

     В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети становятся более инициативными, дают полные ответы на вопросы воспитателя, в их высказываниях прослеживаются доказательства, дети становятся более самостоятельными, решая различные проблемные ситуации.

         Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

           Вслед за великим М. Ломоносовым профессор З. А. Михайлова утверждает: «Математика мир объясняет». Поэтому занимательная математика для маленьких детей – удивительная школа открытий, где ребёнок получает способы эффективных действий на пути к этим открытиям. Зинаида Алексеевна подчёркивает, что способ и способность однокоренные слова и значит ребёнку нельзя давать только готовые знания. Для развития ему необходимы разнообразные способы действий, чтобы не бояться неудач, научиться искать варианты решения жизненных задач и раскрывать собственные способности.

   Игровая технология З. А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников»  решает задачи развития логических умений: следования, установления связей, чередования, составление плоскостных изображений.

         З. А. Михайлова предложила классификацию игр в зависимости от их цели:

 - логико-математические (развитие умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать);

- дидактические (их цель - упражнять детей с целью выработки умений, навыков); - развивающие (развивают умственную активность, самостоятельность мысли, творческие отношения к учебной задаче, инициативу);

- математические развлечения.

  Данная педагогическая технология не является инновационной для практиков дошкольного образования, так как воспитатели уже не первый год используют в своей работе предложенные в ней развивающие игры. Однако сегодня, в аспекте деятельностного подхода к образованию детей дошкольного возраста, возникла необходимость говорить об использовании развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада, как о технологии развивающих игр - специальном построении деятельности воспитателя, когда все действия представлены в определенной последовательности и целостности, предполагается достижение определенного результата, ориентированного на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Главное отличие игр - это многофункциональность и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи.

Игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.

        Используя технологию игровой деятельности З. А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников», находится целенаправленное, дифференцированное, комплексное решение многих задач математического развития детей.

   Новизна нашего опыта состоит в комбинировании элементов известных методик и  игровых технологий.

  Цель использования игровой технологии - развитие познавательно-творческих способностей детей в математической деятельности.

  Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Активизировать мыслительную деятельность (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать).

2. Развивать у детей познавательные интересы, творческое воображение, произвольность внимания.

3. Воспитывать уверенность в себе, стремление к преодолению трудностей, коммуникативные навыки, желание вовремя прийти на помощь товарищу.

Алгоритм применения технологии в практической профессиональной деятельности:

1 этап:

 - изучение методической литературы;

- организация развивающей  предметно - пространственной среды по математическому развитию детей посредством организации  «Центра математики».  

2 этап:

 - подбор программно-методического материала, планирование  работы по  использованию математического занимательного материала;

- планирование взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса;

- составление картотеки занимательного математического материала по  возрастным категория.

3 этап:

 - разработка игр, развлечений, досугов, занятий.

4 этап:

 - внедрение технологии игровой деятельности в образовательный процесс (математические праздники и развлечения, занятия с элементами занимательного математического материала, совместные игры воспитателя и ребенка, организация самостоятельной  деятельности детей, взаимодействие с семьями воспитанников: проведение мастер-классов, открытых просмотров ОД, анкетирование родителей).

5 этап:

 - создание условий для представления достижений социальному окружению (трансляция опыта работы по математическому развитию детей на различных уровнях  образовательного пространства: выступление на педагогических советах, методических объединениях, размещение материалов на сайте).

6  этап:

  - рефлексивно-оценочная деятельность.

Ожидаемые результаты:

У воспитанников:

- активизация познавательного интереса дошкольников;

- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

- формирование элементарных математических представлений.

У воспитателя:

- повышение  теоретического познания в области математики;

- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- пополнение РППС новыми играми по математическому развитию;

- организация «Центра математики».

   Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы представляет естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, которая отвечает требованиям ФГОС ДО и ООП Муниципального общеобразовательного учреждения Акатьевской основной общеобразовательной школы (Здание №2 - дошкольное отделение),  разработанной авторским коллективом на основе: Инновационной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.

   В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; он занимается по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Такая среда способствует установлению чувства уверенности в себе.

      В пространстве группы создан «Центр математики», оснащенный большим количеством развивающих игр, пособий, материалов. Художественное оформление центра привлекает и заинтересовывает детей.

   Используемый материал  разнообразен, как и формы организации работы с этим материалом: индивидуальные и групповые, в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и дома.

   Занимательный материал используется в работе не эпизодически, случайно, а в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.

   Организуя деятельность детей с занимательным материалом, и руководя ею, сочетаем методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков способов решения.

   Используемый занимательный математический материал сочетается с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений: познавательные книги, альбомы, энциклопедии, рабочие тетради,

   Содержание занимательного материала включает в себя:

- геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;

- логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;

- задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например, «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);

- задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;

- лабиринты - упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например, «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);

- занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;

- занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);

- задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек);

- загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;

- стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;

- задачи в стихотворной форме;

- задачи-шутки и т. д.

  В своей работе применяем ИКТ – технологии: создаем презентации, интерактивные игры, включая необходимые задания. Это помогает нам обеспечить наглядность, улучшить запоминание детьми материала, способствует проявлению интереса к поиску решений поставленных задач. Используем компьютерные игры на развитие математических представлений («Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик», « Математика для малышей»).

   Формы организации ООД у нас самые разнообразные: игры-путешествия, игры – сказки, с использованием литературных героев, сюжетно – дидактические игры, КВН, викторины. В содержание ООД обязательно включаем проблемно – поисковый метод, который помогает нам научить ребенка использовать известные способы действия, перенося их в незнакомые условия.

  Большой интерес вызывают у детей математические развлечения, конкурсы, дни здоровья с заданиями на смекалку и сообразительность. В их содержание включаем загадки, игры - развлечения, разгадывание ребусов, лабиринтов и др. Подобранные по теме стихотворения, шутки, песни, игры и танцы оживляют такие мероприятия, являются средством переключения внимания, обеспечивают кратковременный отдых.

  Осуществляется эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка, в том числе:

‹ - открытость и  доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство детского сада;

‹ - обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе (участие родителей в  мероприятиях, образовательном процессе, в решении организационных вопросов и пр.);

‹ - обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования;

‹ - обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

  На родительском собрании «Роль занимательного материала в математическом развитии дошкольников» была представлена тема нашей работы, ее значение.   Родители воспитанников познакомились с играми,  различными видами занимательного материала, информированы, как лучше использовать их в домашних условиях, какую литературу можно приобрести, какие правила при этом учитывать.

  В рамках  повышения компетентности родителей в применении игровой технологии были проведены консультации («Игры в развитии умственных способностей детей», «Игровые занимательные задачи»), ОД ко Дню открытых дверей («Теремок», «Путешествие в сказку»), театрализованное математическое  представление «Под грибом», мастер – классы («Танграм», «Блоки Дьенеша – забавная игра для развития ума!»).  

   Большую ценность имеют индивидуальные беседы с родителями об успехах детей, о том, что еще не совсем получается. Родители активно участвуют в создании и обновлении развивающей предметно-пространственной среды в группе (изготавливают пособия, игры).

Для закрепления знаний, полученных на занятиях, мы даем детям домашние задания в виде дидактических игр и упражнений («Собери бусы», «Найди ошибку», «Какие цифры потерялись?», и т.д.). Дети стараются выполнить свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы получить за это веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождиком. Родители ответственно подходят к выполнению домашнего задания с детьми.    Рекомендуем родителям приобрести математические игры, рабочие тетради по математике, работая в которых, у детей будет развиваться мелкая моторика пальцев рук.

В информационной зоне для родителей выставляем методический материал, папку с дидактическими играми, объясняя цель и ход игры.

     С родителями проведено анкетирование. Результаты показали - 100% родителей   считают, что использование игрового занимательного материала в  математическом развитии детей необходимо, и они согласны оказывать помощь воспитателям и быть активными участниками совместной работы.  

   Мы распространяем свой опыт работы среди педагогов. Провели мастер – класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

   Заключение:

   Используя занимательный материал в работе со старшими дошкольниками, мы убедились в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует развитию логического мышления, позволяет детям активнее использовать математические знания в повседневной жизни, повышает качество математической подготовленности и дальнейшему успешному обучению в школе.

   Дошкольники гораздо меньше устают на занятиях, сближаются с воспитателем, больше доверяют ему, становятся самостоятельными, наблюдательными, находчивыми, сообразительными, усидчивыми. После работы с занимательным материалом, который вызывает у них положительные эмоции, дети чувствуют себя более раскованно.  Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости, детей легко вовлечь в любую деятельность, а в занимательную и веселую особенно.

   Обучая детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным!

  Результат использования образовательной  технологии показывает: у дошкольников   повысился интерес к элементарной математике. Возросла познавательная активность детей, уверенность в себе, активность дошкольников при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Дети знакомы и активно применяют в игре: игры З.А. Михайловой, Воскобовича, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и др. При использовании данной технологии наблюдается положительная динамика.

Уровни освоения программы в старшей  группе  на конец 2020-2021г.г.:

1- требует внимание специалиста-0%

2 - уровень ниже среднего - 0%

3 - средний уровень - 65%,

4 - уровень выше среднего-25%

5 - высокий уровень -10 %

Литература:

1. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.

2. ФГОС Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019).

3. ООП МОУ Акатьевской ООШ (Здание №2 - дошкольное отделение).

4. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова. СПб.: Детство – Пресс, 2008. 384 с.

5. Михайлова З.А., Е.И. Носова. Логико – математическое развитие дошкольников:игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. – СПб.: ООО «Детство – Пресс», 2016.

6. Михайлова З. А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике - СПб.: Детство-Пресс, 2001.

7. Данилова В.В. Обучение математики в детском саду [Текст]: практические семинарские и лабораторные занятия / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. М.: Академия, 1998. 60 с.

8. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеев. М.: Просвещение, 1992.

9. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математическая тетрадь для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. М.: Просвещение, 1991.

10. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. М., 1984.

11. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. М.: 2005. 392 с.

12. Н.И. Захарова. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 4-5 лет. – СПб.: ООО «Детство – Пресс», 2018.

13. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Ювента, 2011.

14. Никитин Б.Н. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – 3 изд., доп. – М. – Просвещение, 1996.

Приложение

Перспективное планирование работы по  использованию математического занимательного материала в старшей группе дошкольного возраста

Месяц

Тема

Задачи

Материал

Источник

Сентябрь

1-я неделя

История математики: «Как люди научились считать?»

Дать детям представление о счете

В. Волина «Праздник числа. Занимательная математика для детей» стр.8

2-я неделя

« Числовой ряд»

Закрепить  знание последовательности чисел в натуральном ряду.    

З.А.Михайлова  «Игровые занимательные задачи для дошкольников» стр.6

3-я неделя

Составление  геометрических фигур из палочек.

Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно – осязательным способом.

Счетные палочки (15-20 штук на ребенка), 2 толстые нитки длиной 25-30 см.

З.А.Михайлова  «Игровые занимательные задачи для дошкольников» стр.12, стр. 20

4-я неделя

Головоломки с палочками.

Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу другой. Развитие логического мышления, конструктивных способностей.

Счетные палочки на каждого

ребенка

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»  стр. 13

Октябрь

Месяц

Тема

Задачи

Материал

Источник

1-я неделя

Игры с блоками Дьенеша: «Найди клад»

Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Логические блоки Дьенеша, круги из бумаги («клады»)

Е.А. Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников стр.14

2-я неделя

Игры с блоками Дьенеша: «Угадай-ка»

Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого- либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

Логические блоки Дьенеша, игрушка Буратино.

Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников стр.16

3-я неделя

Игры с блока Дьенеша на сравнение, классификацию, обобщения: «В гости к трем поросятам»

Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Логические блоки Дьенеша, 3 домика (макеты или изображения), три поросенка (фигурки или изображения).

Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников стр.27

4-я неделя

Игра: «У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок?»

Развитие способности к анализу, сравнению, обобщению.

Карточки с логическими таблицами, логические фигуры.

Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников стр.35

Ноябрь

 

Месяц

Тема

Задачи

Материал

Источник

1-я неделя

Знакомство с набором палочек  Х.Кюизенера: «Аппликация из цветных палочек»

Развитие творческого воображения детей, освоение элементов художественного конструирования.

Палочки Х.Кюизенера, для рассматривания альбом «Дом с колокольчиком»

Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников стр.63

2-я неделя

«Монгольская игра»

Развитие творческого воображения, смекалки, умения воссоздать модель по образцу.

«Монгольская игра»

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

стр.63, рис 75

3-я неделя

«Колумбово яйцо»

Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности.

Игра «Колумбово

яйцо»

З.А.Михайлова

«Игровые занимательные задачи для дошкольников»

стр.63, рис 76

4-я неделя

«Веселые клеточки»

Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук, учить ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

Листы бумаги в клеточку, простые карандаши на каждого ребенка.

Декабрь

 

Месяц

Тема

Задачи

Материал

Источник

1-я неделя

«Египетская пирамида». Правые и левые стенки – красные, передние и задние – желтые, «крыши» всех ярусов – синие.

Заинтересовать детей играми в «Уникуб», развивать логическое мышление, конструктивные способности.

 

Кубики «Уникуб»

Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» стр.65, у-19

2-я неделя

«Занимательный Уникуб»

Продолжать заинтересовывать детей играми в «Уникуб», развивать логическое мышление, конструктивные способности.

Кубики «Уникуб»

Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»

стр.65, у- 22-24

3-я неделя

Игра «Танграм». Составление фигур.

Учить детей анализировать способ разложения частей, составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образцы.

Игра «Танграм», образцы

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

 стр 46-49.

4-я неделя

«Вьетнамская игра»

Воссоздание силуэтов забавных фигурок животных, птиц, насекомых по образцам или собственному замыслу.

Наборы «Вьетнамской игры»

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

стр.7, рис 82

Январь

Месяц

Тема

Задачи

Материал

Источник

1-я неделя

«Волшебный круг»

Развитие мыслительной деятельности детей при составлении силуэтов из 10 частей, не накладывая одну на другую.

Наборы «Волшебного круга»

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

стр.74, рис.83

2-я неделя

Лабиринты: Игра «Кто быстрее пройдет свой лабиринт»

Развивать у детей настойчивость и умение сосредотачиваться, логическое мышление, ловкость.

Разнообразные лабиринты нарисованные на листках бумаги, лабиринты из журналов, газет и т.д.

3-я неделя

Логические задачи: «Какая фигура следующая», «Какая фигура здесь лишняя и почему», «Найди, чем отличается»

Развитие логического мышления, умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, рассуждать.

Таблицы с изображенными на них задачами.

4-я неделя

Решение задач на нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой

Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.

Таблицы с изображенными на них задачами.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

стр.37, рис.49,1;рис.49,2.

Февраль

Месяц

Тема

Задачи

Материал

Источник

1-я неделя

Ребусы

Познакомить детей с ребусами, учить детей отгадывать ребусы.

Картинки с ребусами.

З.А.Михайлова «Математика от трех до семи» стр.111, рис.15

2-я неделя

Задачи – шутки.

Развитие логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формирование поисковых подходов к решению любой задачи.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» стр.55

3-я неделя

Дидактическое пособие «Математический коврик»

Развивать зрительное восприятие детей, ловкость, глазомер, координацию движений, внимание, мышление; упражнять в прыжках, в счете, решении простых примеров.

Дидактическое пособие «Математический коврик»,

которое состоит из 10 секторов, на которых изображены цифры от 0 до 10 в хаотичном порядке, мяч.

4-я неделя

«Игры на внимательность»

Развитие внимательности и усидчивости детей.

Пособие с картинками на каждого ребенка.

Например: найди правильную тень, крокодил - штангист (найди семь отличий) и тд.

Март

 

Месяц

Тема

Задачи

Материал

Источник

1-я неделя

«Путешествие точки»

Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук, учить ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

Листы бумаги в клеточку, простые карандаши на каждого ребенка.

2-я неделя

«Уголки»

Развитие у детей пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру.

Дидактическое  пособие «Математический коврик»

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», стр.106, рис.81

3-я неделя

«Задачи в стихах»

Развитие логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формирование поисковых подходов к решению любой задачи.

Развитие творческого воображения детей, освоение элементов художественного конструирования.

В.Волина «Праздник числа» занимательная математика для детей.

4-я неделя

Палочки Х.Кюизенера.

Развитие творческого воображения детей, освоение элементов художественного конструирования

Палочки Х.Кюизенера.

Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников стр.71, №47,48,49.

Апрель

Месяц

Тема

Задачи

Материал

Источник

1-я неделя

Подготовка детей к играм в шашки. Игра «Волк и овцы»

Развивать у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход.

Шашки

2-я неделя

«Шашки – поддавки»

Формировать у детей заинтересованность и умение играть  в настольную  игру шашки. Научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и  активное участие.

Шашки

3-я неделя

Шашки «Уголки»

Переместить все свои шашки на исходные поля противника.

Шашки

4-я неделя

Развлечение «Турнир по шашкам»

1. Оценить умения детей играть в шашечную игру. Формировать умения детей планировать очередной ход.

 2. Развивать у детей логического мышления, сообразительность, смекалку.

 3. Воспитание  коллективизма, дружеских отношений.

Шашки

Май

Месяц

Тема

Задачи

Материал

Источник

1-я неделя

Чтение математической сказки: «Необыкновенные приключения в городе математических загадок»

Увлечь детей в увлекательную историю со сказочным сюжетом и рядом проблемных ситуаций. В ходе чтения упражнять детей в решении математических задач, делать зарисовки, учить рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Листы бумаги, карандаши на каждого ребенка

Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова «Математика для дошкольника» стр.126-130.

2-я неделя

«Куб-хамелеон»

Дидактическое пособие «Куб-хамелеон»

Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать. Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.

Дидактическое пособие «Куб-хамелеон»

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», стр.105, рис.80

3-я неделя

«Волшебный круг»

Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей.

Дидактическое пособие «Волшебный круг»

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», стр.111, рис.82

4-я неделя

«Пифагор»

Закрепление представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических, фигур из 2-3 имеющихся

Головоломка «Пифагор» с прилагаемым к ней комплектом образцов

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», стр.85, рис.69

ОД по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (5 -6 лет) «В гости к сказке»

F:\ДЕТСКИЙ САД\Фото 2018-2019г.г\IMG-20190519-WA0006.jpg

Цель: формировать математические, конструктивные способности, коммуникативные навыки.

Задачи:

Образовательные: 

- уметь соотносить цифру с количеством.
- закрепить геометрические фигуры.
- знать времена года.
- конструктивная деятельность.
- группировать предметы по основным признакам.
- закрепить геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, 
прямоугольник, треугольник; 
- закрепить умение группировать предметы по определённым признакам (форме и цвету размеру); 

- упражнять детей в образовании слов по аналогии (уменьшительно-ласкательные).
Развивающие: 

- развивать внимание, логическое мышление, память, речь, мелкую моторику рук. 
Воспитательные: 
- воспитывать умение работать самостоятельно; 
- формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля; 
- воспитывать желание помогать героям сказки. 

Интеграция образовательных областей: 

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- физическое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Материал: мячик маленький, ковёр - самолёт, волшебный мешочек, геометрические фигуры по количеству дырок, теремок, куклы: мышка, лягушка, зайка, волчок, лиса; цифры от 1 до 10, картинки, мяч большой, карточки «Четвёртый лишний», счётные палочки, конфеты.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли ваши родители. Давайте поздороваемся с ними,  и мы покажем, что умеем, чему научились.

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Воспитатель. Возьмитесь за ручки и сделайте круг. Улыбнитесь соседу слева, и соседу справа.

Воспитатель. А теперь давайте покажем, какие вы дружные и добрые дети. Передаём массажный мячик по очереди друг другу и называем своего соседа очень ласково по имени. Хорошо!

Игра с мячом «Назови ласково».
Основная часть:

Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? Хотите отправиться в сказку?

Дети. Да.

Воспитатель. Хорошо, мы отправимся с вами в сказку. А полетим мы на ковре – самолёте. (Развернуть и увидеть отверстия в виде геометрических фигур).

Воспитатель. Ребята, когда он лежал в кладовке, его, наверно, прогрызли мыши. Помогите починить его.

Игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель. Надо на ощупь определить геометрическую фигуру, назвать и положить её на нужное отверстие. Фигуры помогут нам сделать заплатки.

Воспитатель. Ребята, где находится треугольник (квадрат, круг, овал, прямоугольник)?

Дети. Треугольник находится в правом верхнем углу  (и т.д.).

Воспитатель. Молодцы! А теперь я скажу волшебные слова:

«Наш ковёр по небу мчится
И летит он будто птица.
Попадём на нём мы в сказку
А в какую? Вот подсказка:

Загадка:
Стоит он в поле, и не низок не высок.

Воспитатель. Как вы думаете, в какую сказку мы попали?

Дети. «Теремок».
Воспитатель. Ребята, присаживайтесь на стульчики  (Воспитатель выставляет плоскостную игрушку – домик).
Раз, два, три – гляди!

Бежит мимо Мышка - норушка (Показ игрушки). Постучалась она в двери, но никто не открывает. И видит Мышка – висит на двери записка: «Только тому Теремок откроет дверь, кто выполнит задание»
Воспитатель. Ребята, что же делать?

Дети. Надо помочь Мышке.

Задание №1 «Скажи наоборот»

Я называю слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.
Близко – (далеко), узкий – (широкий), твёрдый – (мягкий), старый – (новый), толстый – (тонкий), день – (ночь), добрый – (злой), говорить – (молчать), тяжелый – (легкий).
Вы справились с заданием, поэтому двери теремка открылись, зашла Мышка и стала там жить.

Воспитатель. Прискакала к теремку Лягушка - квакушка. (Показ игрушки). Хочет зайти в Теремок, но не может. Надо выполнить сначала задание. Что же делать, ребята?

Дети. Давайте поможем Лягушке - квакушке.

Задание №2 «Соотнеси количество с числом».

(На полу размещают цифры в произвольном порядке от 1 до 10. Всем детям раздают предметные картинки с предметами разного количества).

Воспитатель. Посчитайте каждый свои предметы на картинке и найдите свой «домик».

(Дети подходят к нужной цифре).

Воспитатель. Молодцы, никто не ошибся, поэтому Лягушка – квакушка зашла в Теремок, и стало их теперь двое.
Воспитатель. Прискакал к Теремку Зайчик – Побегайчик, но и ему Теремок двери не открыл (Показ игрушки). 

Поможем Зайчику?

Дети. Да.

Воспитатель. Выходите на лужок, становитесь все в кружок.

Задание №3 «Назови дни недели». 
Я бросаю каждому по очереди мяч и говорю день недели, а вы должны назвать следующее за ним.

Воспитатель. Хорошо! Садитесь. Двери Теремка открылись и для Зайчика.
Воспитатель. Подбегает к Теремку Волчок – Серый Бочок. (Показ).
Прочитал записку и просит:

Волчок. Помогите Ребята, не на улице же мне жить, а я стану хорошим и никого не обижу.

Воспитатель. Ну, хорошо, Волчок. Здесь ребята добрые, поэтому помогут и тебе.

Задание №4 «Четвёртый лишний».

(На карточках изображены предметы, надо найти, какой предмет будет лишним, и объяснить, почему.)

Воспитатель. Справились. Поэтому двери Теремка открылись и для Волка.

Воспитатель. Бежит по полю Лиса – всему лесу краса. Хотела лисичка в теремочек зайти, да не получается. Что делать?

Дети. Надо выполнить задание.

Задание №5 «Части суток», «Времена года».

Загадки:

1. Мамы деток разбудили.

Дети личики умыли.

Застелив свою кровать,

Будут в детский сад шагать.

Все ответят дружно,

Наступило? (утро)

2. Солнышко уже давно,

Смотрит ласково в окно.

Поиграли, почитали

и немножечко устали.

На прогулку мы идем.

Происходит это? …. (днем)

3. Наигралась детвора.

Расставаться нам пора.

Вот уже и мы с тобой

возвращаемся домой.

Огни мелькают словно свечи,

Все ответят это? (вечер)

4. На дворе уже темно,

Спать легли уж все давно.

Мама, папа, сын и дочь,

Наступила, значит? …. (ночь)

5. Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года. (весна)

6. Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

Заглянул к нам месяц … (март)

7. Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель-

В гости к нам пришел… (апрель)

8. В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (май)

Воспитатель. Хорошо! Двери Теремка открылись и для Лисички – сестрички.
Вдруг раздался шум, треск.
Ой, кто это там? (дети – Медведь).
Подходит к Теремку Медведь (показ).
Прочитал записку, но не послушался и стал в дверь ломиться. Теремок затрещал, заскрипел и развалился. Все звери выбежали и заплакали:
Где же мы теперь жить будем?
Дети. Надо построить новый домик.
Задание №5 «Конструирование»
(Дети проходят к столам, на которых лежат счётные палочки).
Воспитатель. Постройте домики из счётных палочек. Какие у вас красивые Теремки получились и много, для всех зверей хватит. 
- На какую фигуру похожи стены домика? (Квадрат)
- На какую фигуру крыша? (Треугольник)
- А теперь возьмём по одной палочке и превратим квадраты в треугольники. Сколько стало треугольников всего?
Воспитатель. (Дети выходят из-за столов и подходят к воспитателю.) Молодцы! Вы помогли героям этой сказки, и они решили вас отблагодарить и дарят вам сладкие угощения. 

Воспитатель. Ребята, пришла пора возвращаться в группу. Становитесь около ковра – самолёта и говорим волшебные слова «1, 2, 3, 4, 5 – возвратились в детский сад».

III. Заключительная часть.

Рефлексия:

  • Понравилось вам наше путешествие?
  • Какие задания вам понравилось выполнять?
  • С чем вы легко справились?
  • Что показалось трудным?

Воспитатель.  Молодцы!

Фото к занятию

Мастер – класс для родителей воспитанников «Танграм»

D:\ДЕТСКИЙ САД\Аттестация2021\Технологии игровой\IMG_20211103_105657.jpg

D:\ДЕТСКИЙ САД\Аттестация2021\Технологии игровой\IMG_20211103_110043.jpg

Цель:  познакомить родителей с организацией и проведением китайской игры – головоломки «Танграм» с детьми дома.

Задачи: 
• познакомить родителей с приемами использования головоломки «Танграм» в домашних условиях и показать возможности для развития ребенка;

• создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии.

Форма проведения мастер-класса:

- с родителями воспитанников;

- ОД с элементами презентации +практическая работа.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация «Танграм», методические материалы, головоломка «Танграм».

Ход мастер-класса:

Уважаемые родители!

Начинаем мастер-класс

Удивлю сегодня вас

А поможет в этом нам

Игра с названием «Танграм»

   Игры-головоломки нравятся и детям, и взрослым: они увлекательны, развивают сообразительность и нестандартность мышления, поднимают самооценку, не требуют специальных знаний. Кроме того, такие игры являются отличной заменой электронным гаджетам. Пожалуй, одной из самых известных головоломок является танграм.

  Итак, очень – очень давно, еще во времена Лао – цзы, более 4000 лет назад, у императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Мальчик рос крепким и здоровым.  Одно только беспокоило старого императора: его сын – будущий властелин огромной страны не хотел учиться. Ему доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

   Тогда император призвал троих мудрецов – математика, художника и философа  и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын смог бы:

- освоить азы математики (мышление),

- тренировать память,

- увидеть мир глазами художника (воображение),

- научиться быть терпеливым (воля),

- подмечать детали, но видеть широко (внимание),

- уметь говорить просто, но правдиво о том, что видишь (речь),

- понимать, что сложные вещи состоят из простых (восприятие).

   И вот после долгих раздумий три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» –  квадрат, разрезанный на семь частей. «Семь дощечек мастерства», именно так можно перевести ее название. С помощью всего 7 дощечек можно сложить любую фигуру: людей, животных, растения, дома, транспорт и многое другое. Занятие оказалось очень увлекательным, впоследствии оно превратилось в игру и нашло множество поклонников. Условиями игры являются использование всех семи фигур танграма и отсутствие наложения между фигурами. Начинать сложение головоломки следует с нахождения местоположения самого большого треугольника.

   Какие фигуры входят в состав танграма? Это 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких, параллелограмм и квадрат. Из такого небольшого количества деталей можно получить огромное количество разнообразных фигур – подсчитано, что вариантов более 7000!

   Танграм может быть выполнен из разных материалов: деревянный, магнитный, пластиковый, картонный. Самый простой вариант, который легко сделать в домашних условиях – это картонный танграм.

   Отличным решением будет приобретение или изготовление в домашних условиях деревянного танграма. Долговечный, прочный и экологичный, он наверняка перейдет от нынешних детей к их собственным.

   Как сделать танграм своими руками?

   Сделать танграм своими руками совсем не сложно. Сначала определитесь с материалом. В домашних условиях проще всего сделать картонный, резиновый (из пористой резины или пенки) или магнитный танграм. Можно также сделать танграм из фетра или офисной папки из жесткого пластика, или очень толстого картона.

   Схема любого танграма выглядит следующим образом:

   Размер танграма – на ваше усмотрение. Ребенку наверняка будет удобно играть с головоломкой со стороной квадрата 10-12 см. Вырежьте квадрат из выбранного материала и расчертите его в соответствии со схемой (можно по шаблону, а можно и без него). Вначале разделите квадрат диагональю пополам на два больших треугольника. Найдите центр квадрата и середины боковых сторон одного из больших треугольников. Второй большой треугольник разделите пополам, соединив вершину прямого угла с центром квадрата. Другой большой треугольник расчертите по полученным точкам с помощью угольника на остальные фигуры: средний треугольник, два маленьких, квадрат и параллелограмм.

   Вы можете сделать все детали головоломки одного цвета, но интереснее и красивее будет создать разноцветный, яркий танграм. Если ребенок делает танграм сам, при желании он может раскрасить каждую деталь карандашами или фломастерами.

   Для изготовления деревянного танграма лучше всего подойдет тонкая фанера. Заготовку так же нужно будет расчертить и разрезать по схеме, а получившиеся детали раскрасить.

  Как играть в танграм?

Правила игры:

- из деталей танграма нужно сложить изображение животного, человека, предмета, буквы, цифры, геометрической фигуры;

- собранная фигура должна включать все 7 частей танграма;

- детали должны соприкасаться, не перекрывая друг друга;

- сложение фигуры начинается с нахождения места большого треугольника.

Этапы обучения игре:

1 этап. Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру. Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка.

2 этап. Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки. Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.

3 этап. Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Одно из первых заданий на этом этапе - бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, из каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать их других деталей?

4 этап. Сравнение образца с контуром и без контура.

5 этап. Составление фигур-силуэтов из 2-3 наборов.

Польза развивающей игры танграм:

   Несмотря на кажущуюся простоту, танграм является отличным развивающим пособием. Не зря его называют также разрезной головоломкой или геометрическим конструктором. Собирая различные фигуры из деталей танграма, ребенок может многому научиться.

Танграм развивает:

- усидчивость (как и любая другая головоломка, танграм требует времени),

внимание, умение концентрироваться на деталях;

- воображение (ребенок представляет себе конечный результат и способы его достижения);

- логическое мышление (ребенок создает из частей целое, анализирует варианты);

- умение действовать по правилам.

   Все эти качества и навыки являются важными не только для обучения, но и для жизни в целом.

   К нам из Китая пришла телеграмма.

«Уважаемые родители, помогите! Злой волшебник заколдовал принца и превратил его в фигурку Танграма. Части этой фигуры он разбросал по свету! Вам надо их найти, собрать и прислать мне. А мой придворный маг расколдует принца. Пожалуйста, помогите!

Китайская принцесса»

   И так вам предстоят сложные испытания, за выполненные задания вы получите силуэт фигуры принца.

1 задание: Отправляемся на поиски. Нам нужно средство передвижения, на котором можно  переплыть реку. На чем мы поплывем? (кораблик). Собираем кораблик и поплывем.

2 задание: Переплыли реку, теперь нам нужно идти пешком. Но дорогу преградил, не виданный зверь (Прыгун трусишка, короткий хвостишка, глазки с косинкой, ужин вдоль спинки, одежда в два цвета, на зиму и лето).

3 задание: Идем дальше. Вдруг, видим, лежит записка, а в ней загадка  (Горело 7 свечей, две погасло. Сколько, свечей осталось?) Давайте сложим свечу.

4 задание: Скажите, что бывает по 7? (дней недели, фигуры танграма) правильно. Сложите из танграма цифру 7.

   Молодцы, теперь все детали танграма у нас есть. И у нас получилась фигура принца. Мы отправим этот танграм принцессе, и ее маг расколдует принца.

   Надо отметить, что головоломкой можно заинтересовать не только детей. Многие известные люди всерьез были увлечены этой игрой: Льюис Кэррол, Эдгар По, Томас Хилл, Наполеон Бонапарт, Я. И. Перельман и другие.

Расскажи мне – и я услышу,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне сделать самому – И я пойму! (Японская пословица)

   Вот так вы можете поиграть с детьми. Я думаю, ваши дети будут довольны. Приятного вам время провождения за игрой.

   Спасибо за внимание!

Мастер-класс для воспитателей  «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

C:\Documents and Settings\Татьяна\Рабочий стол\Рисунок3.png

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2021/10/21/img_20211020_094007.jpg?itok=Gnb4q-_Y

Цель: Повышение профессионального мастерства воспитателей в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития математических представлений старших дошкольников.

Задачи:

  1. Сформировать у воспитателей представление об игровой технологии.
  2. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
  3. Активизировать познавательную деятельность воспитателей, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Материал: палочки Кюизенера.

Практический раздаточный материал: условное числовое обозначение комплекта «Палочки Кюизенера».

Ход мастер-класса:

   Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада приветствовать вас на  мастер - классе, но, перед тем как его начать, я попрошу вас взять из коробки одну из палочек, которая вам больше нравится. И так, давайте посмотрим, какому цвету вы отдали предпочтение, по ним мы сейчас узнаем с каким настроением, настроем вы пришли на наше мероприятие.

Оранжевый - цвет позитивный.

Красный - хорошее настроение.

Желтый - цвет олицетворяет тепло.

Розовый - оптимизм и радость.

Голубой - безопасность и доверие.

Фиолетовый - вдохновляющий.

Бордовый - сострадание, чувствительность.

Черный - безразличие.

Белый цвет - не понимание.

Голубой цвет - доверие.

   Тема мастер - класса - «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

   Всем нам известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника.

   Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, ее присутствием в различных областях деятельности. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки логической аргументации окружающего. Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности. Достичь этого, можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера.

Использование палочек Кюизенера способствует:

  • формированию понятия числовой последовательности, состава числа.
  • осознанию отношений «больше - меньше»«право - лево»«между»«длиннее»«выше» и мн. др.
  • умению детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками.
  •  развитию психических процессов: восприятия, мышления (анализ,  классификация, сравнение, логические действия, зрительная и слуховая память, внимание, воображение, речь). 
  • развитию детского творчества, фантазии, познавательной активности.
  • развитию умение работать в коллективе.

   Нам хорошо знакомо дидактическое пособие палочки Кьюзенера, которые называют «счетные палочки», «числа в цвете», «цветными линеечками».

   На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, как с конструктором, создают различные конфигурации и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формой.

   На втором этапе палочки выступают уже как средство математического обучения (игры на соответствие между цветом, длиной и числом).

   Палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

   Играя с палочками Кюизенера у детей закрепляется представления о цвете, длине, ориентировке в пространстве, знакомятся с числами.

   А сейчас я предлагаю вам перейти к практической части нашего мастер-класса и попробовать выполнить несколько упражнений.

Примерные упражнения с палочками Кюизенера:

Игры на закрепление цвета (младший возраст)

  1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.
  2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
  3. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
  4. Перечисли цвета всех палочек на столе.
  5. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.

Игры на закрепление длины (младший и средний возраст)

  1. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?
  2. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.
  3. Найди 2 палочки одинаковой длины (разной).
  4. Выбери 2 палочки одной длины. Какого они цвета?
  5. Возьми желтую и синюю положи, чтобы наверху оказалась короткая, а сверху длинная.

Игры на ориентировку в пространстве (старший возраст)

  1. Составь лесенку из белой, голубой и желтой палочки. Какого цвета палочка вверху, внизу, посередине?
  2. Составь поезд из бордового, оранжевого и красного так, чтобы оранжевый был левее бордового, а бордовый левее красного.

Игры на знакомство с числом (старшие, подготовительные группы)

  1. Возьми белую палочку. Она самая короткая. Это единица. Число 1.
  2. Найди палочку, где белая палочка укладывается 2 раза. Найди такую же палочку, сколько их? (2)Розовая палочка - это число 2. (И так до 10).

Задачи (подготовительные группы)

  1. Составь 2 поезда так, чтобы в одном из них было 3 розовых вагонов, а другой, состоящий тоже из розовых вагонов, был на 1 (2)вагон длиннее.
  2. Составь  палочку, из одинаковых палочек разными способами.

(Состав числа).

А сейчас мы с вами проведем разминку разомнем наши пальчики.

Разминка

В руки палочку возьмем (перекладываем палочку с одной руки в другую)

Крепко накрепко сожмем (сжимаем в ладошках)

С ней немножко поиграем (подбрасываем вверх)

В наших ручках покатаем (катаем в ладошках)

Поработай ты немножко

Разомни наши ладошки

Палочкой покрутим (крутим пальчиками рук по часовой и против часовой стрелки)

Пальчики разбудим.

Палочки используются для составления и решения задач.

Задача 1. Бабушка купила клубничного мороженого в количестве 3-х штук (розовая палочка) и 3шт. ванильного (белая палочка.) Поместится ли все мороженое в коробку синего цвета (палочка синего цвета?) Ответ: да, поместится.

Какого мороженого по количеству больше: клубничного или ванильного?  

- Одинаковое количество. Какого мороженого по весу больше клубничного или ванильного? - клубничного. Клубничного мороженого 6 грамм, а ванильного 3 грамма.

Задача 2. Мама испекла пирог (синяя палочка) и разделила его на три одинаковые части (голубая палочка).Кусочек съела сама, кусочек съела дочка. Сколько кусочков осталось? – один. Пришел с работы Папа, он разделил оставшийся кусочек на три равные части и поделился с мамой и дочкой. Сколько кусочков пирога осталось? - Ни одного.

Задача 3. Участники составляют самостоятельно, исходя из того, какую цель перед собой ставят и какие задачи хотят решить.

Примеры игр с палочками Кюизенера.

Игра «Назови число - найди палочку».

Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.

Ход игры:

Ведущий называет число, играющие на ходят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.

Игра «Найди пару»

Варианты:

- К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.

- К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).

Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку. Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешки, на которых изображена соответствующая цифра или числовая фигура (или то и другое вместе).

   Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детям в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел. В свою очередь я хочу вам пожелать, чтобы ваши профессиональные умения и навыки сохранялись и приумножались.

  Рефлексия

 А сейчас, уважаемые педагоги, прошу вас дать оценку мастер – классу. Кому понравился, выложите из палочек солнышко, а кто считает информацию не актуальной тучку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование занимательного материала для развития изобразительной деятельности дошкольников»

Аннотацияк статье воспитателя МБДОУ Центр развития ребенка детскийсад № 79 «Аистенок» г.Новороссийск.Казьминой Ирины Александровны Тема: «Использование занимательного материала для развития...

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться  к обучению сч...

Статья "Использование занимательного материала по развитию речи детей дошкольного возраста"

Консультация,как можно использовать речевые игры на занятиях и вне занятий....

Обобщение опыта. Использование занимательного материала в ФЭМП в старшей-подготовительной группе.

1 История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении.2 Актуальность педагогического опыта3 Результативность педагогического опыта.4 Возможность тво...

«Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»

На первом этапе мы создали естественную, комфортабельную, уютную,рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразнымидидактическими средствами и игровыми материалами. Условно эти...