Обобщение опыта. Использование занимательного материала в ФЭМП в старшей-подготовительной группе.
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Рязанцева Инна Викторовна

1 История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении.

2 Актуальность педагогического опыта

3 Результативность педагогического опыта.

4 Возможность творческого применения представляемого педагогического опыта.

5 Выводы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:


Обобщение опыта.

Использование занимательного материала в ФЭМП в старшей-подготовительной группе.

1 История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении.

2 Актуальность педагогического опыта

3 Результативность педагогического опыта.

4 Возможность творческого применения представляемого педагогического опыта.

5 Выводы

1 История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении.

Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы ребёнок находит ответ, идя путём проб и ошибок.

Обучению дошкольников началам математике должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с 6 лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи.

В настоящее время большое внимание уделяется интеллектуальному и эмоционально – волевому развитию детей. Интеллектуальное развитие детей немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.

Занимаясь с детьми, я заметила, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которые необходимо развивать.

Поэтому я поставила перед собой такие задачи:

- формировать у детей умение самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать их, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки; понятия об отношениях, алгоритмах, разбиении множеств;

- развивать у детей познавательные интересы, внимание, память, воображение, пространственные представления;

- приобщать детей к зрительному анализу;

- учить детей решать элементарные математические задачи (сравнивать количество, вычисления);

- поощрять желания детей к самостоятельной мыслительной деятельности, инициативности, умения согласованно взаимодействовать в группах и контролировать свои действия.

Отсюда цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Цель занимательного материала – подготовка детей к обучению в школе, развитие смекалки. В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения задач.

Развитие логического мышления у детей я развивала через развивающие игры, которые имеют важное значение для успешного последующего школьного обучения. Особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни.

2 Актуальность педагогического опыта.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.

Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения – дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей, научить ребенка любить математику, хотеть узнавать новое.

(Настя Г.)

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, проникновением ее в разные области знаний.

Многие полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Запас заученных знаний кончается очень быстро и приводит к появлению «проблем с математикой».

В то же время, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).

Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.

Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.

3 Результативность педагогического опыта.

Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.

Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач – шуток, логических упражнений, головоломок. Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале занятия или в конце занятия для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом проводила в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером.

  • 0т чего крокодил зеленый? (от хвоста)
  • На столе лежало 2 яблока. Одно разрезали. Сколько стало яблок?
  • Сколько меда соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
  • На каком языке будут разговаривать между собой немецкая и шотландская овчарки?
  • Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?
  • На столе лежало 2 яблока и 2 груши. Сколько овощей на столе?

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: "Найди недостающую фигуру", "Чем отличаются?" " и др. Игры - "Чудо-мешочек", "Вычислительная машина" - предполагают строгую логику действий.

Все дидактические игры я разделила для себя на несколько групп:

  • Игры с цифрами и числами.

  • Игры путешествие во времени.

  • Игры на ориентировку в пространстве.

  • Игры с геометрическими фигурами.

  • Игры на логическое мышление.

Так как дети приходят «домашние» с минимальным, а порой и нулевым представлением о геометрических фигурах, начинаем мы с простого.

Игра «Строители» (строим дом для героя заяц, волк, медведь и т.д.)

Цель. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.

Правила. Ответ следует сразу за вопросом; называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнивший эти условия ребенок берет фигуру себе. Игровые действия включают элементы занимательности, соревнования.

Ход игры. На доске раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит: "Кто нашел большой круг?", "Кто нашел маленький синий квадрат?" и т. д. Ребенок, правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет ее себе. В конце подсчитывают, сколько у кого фигур, объявляют победителей. Строят разноцветный дом.

Обучение решению задач на смекалку (головоломки)

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками (можно использовать спички без серы). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

Так как дети приходят «домашние» с минимальным, а порой и нулевым представлением о геометрических фигурах, начинаем мы с простого.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. (Я вырезала их из линолиума.) Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат - составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Загадки математического содержания.

Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.) Пять братцев в одном домике живут. (Варежка.) Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (ПодсолнухВ красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз.) Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели.) В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима.) Кто в году 4 раза переодевается? (Земля.) Много рук, а нога одна. (Дерево.) Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики в темные чуланчики. (Пальцы в перчатке.) Четыре ноги, а ходить не может. (Стол.)

Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, дать ответ, замаскировано внешними условиями, второстепенными.

Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.

Много внимания я уделила организации уголков занимательной математики-

"Домино фигур", "Составь картинку", "Арифметическое домино", "Лото", "Найди пару", игры в шашки и шахматы и др. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию познавательных способностей у детей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению конкретных задач индивидуальной работы с детьми, совершенствованию математических представлений.

Журналы, лабиринты, пазлы и т.д.

Родителям я рекомендовала, какие игры можно изготовить своими руками дома, как организовать игры с занимательным материалом, советовала какую литературу можно использовать для занятий со своим ребенком.

Очень нравилось родителям брать задания на дом- это и возможность отвлечь ребёнка от телефонов, телевизоров, также провести время с интересным делом вместе.

Работая в тесном контакте с родителями, и детьми мы добились, хороших результатов в интеллектуальном развитии детей и в подготовке их к школе. Целенаправленная, систематическая работа с детьми по использованию игрового занимательного материала показала, что дети успешно овладели основами математики, научились считать, складывать, вычитать, более того – решать разного рода логические задачи. Дети стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны.

Таким образом, я пришла к выводу, что формирования мыслительной деятельности у ребенка через игру с использованием занимательного математического материала – приносят хорошие результаты. У детей возрастает интерес к знаниям, они лучше справляются с поставленной перед ними задачей, высказывает предположительный ход поиска, учатся анализировать и выделять существенные признаки предметов, думать целенаправленно. У ребенка развивается геометрическое воображения, умения сравнивать, обобщать, разделять на группы, делать выводы. Появляется элементарные математические представления. Ребенок свободно владеет алгоритмами. К старшей группе появляется адекватная самооценка, они учатся соотносить цель и результат.

Без затруднений у ребенка развивается внимания, память, воображения, творческие проявления – начинает самостоятельно мыслить и анализировать. Дети активно включаются в образовательную деятельность, задают много вопросов, стремятся делать выводы, т. е. появившейся интерес стал мотивом, побуждающим детей к получению знаний и умений.

4 Возможность творческого применения представляемого педагогического опыта.

Создание воспитателем элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребенок занимает актуальную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.

Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими. Использование разнообразных форм организации деятельности в уголке: соревнований, конкурсов на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт, организация вечеров досуга, математических развлечений.

Пропаганда среди родителей необходимости использования занимательного математического материала в семье с целью решения задач всестороннего развития детей в период дошкольного детства, подготовки их к обучению в школе. Воспитатель рекомендует родителям сбор занимательного материала, организацию совместных с детьми игр, постепенно создавать домашнюю игротеку, изготовлять игры, приобретать игры промышленного производства. Единство в направлениях работы детского сада и семьи по данному вопросу будет способствовать развитию у детей интереса к занимательному материалу, умственных способностей.

5 Выводы

Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач – шуток, логических упражнений, головоломок.

Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Дети стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны.

При условии правильно организованной учебно-воспитательной работы уже пяти – шестилетний ребенок способен овладеть такими логическими операциями как анализ, синтез, классификация, сериация, обобщение и сравнение.

Таким образом, предположение о том, что логическое мышление дошкольников характеризуется рядом специфических особенностей, которое можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения возможно, если соблюдать следующие условия:

1 Создание специально подобранной системы занятий, игр-упражнений, игровых заданий с дидактическим содержанием.

2. Целенаправленное развитие математических способностей должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.

3. Совместная деятельность воспитателей, родителей должна быть направлена на развитие математических способностей.

4. Игры, направленные на формирование математических способностей должны быть разнообразны по содержанию, сложности, использованию наглядности. Необходимо продумать вариативность игр и заданий.

5. Систему игровых заданий следует включать во все виды детской деятельности.

Анализ работы с дошкольниками показал, что у детей сформированы такие первичные понятия, как логические действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий. Дети умеют не только думать, следить за координацией движений, но и использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений и сочетаний однородных предметов, строить высказывания с союзами «и»«или», понимать суть отрицания и частицы «не»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Использование занимательного материала на занятиях по математике"

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания—наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. О...

Обобщение опыта по теме: "Использование занимательного материала на занятиях по математике"

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания—наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. О...

Консультация для педагогов: Использование занимательного материала как средство развития логического мышления дошкольников ( по ФЭМП)

   Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные...

Занятие по ФЭМП в старшей-подготовительной компенсирующей группе

Занятие с использованием различных технологий: здоровьесберегающих,  технологии исследовательской деятельности, технологии проектной деятельности, игровые технологии....