Статья "Использование занимательного материала по развитию речи детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи (средняя группа)

Консультация,как можно использовать речевые игры на занятиях и вне занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myslitelnyh_protsessov.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                      

        Многих родителей интересует вопрос, как помочь ребенку в развитии у него внимания, мышления, памяти, речи.

        Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. В.А.Сухомлинский сказал: «Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!»

        Рекомендуем Вам несколько полезных игровых упражнений по развитию речи. Правила игр настолько просты, что играть в них можно где угодно: по дороге домой из детского сада, в транспорте,  дома,

на прогулке.

        Упражнения эти кратковременные. Если ребенок начнет отвлекаться, не стоит его принуждать к игре, чтобы не утомить и не погасить интереса. Лучше предложить поиграть снова, спустя некоторое время.

«КАКОЙ ОН БЫВАЕТ?»

Суть игры в следующем: взрослый называет слово (существительное), а ребенок должен вспомнить к этому слову прилагательные. Например, Вы называете слово «Арбуз» и задаете ребенку вопрос:  «Какой он бывает?»

Далее идут ответы ребенка: круглый, сладкий, большой, сочный, полосатый,

спелый…

        Второй вариант этой игры: взрослый спрашивает у ребенка: «Что может быть..(например, румяным)?» А ребенок подбирает к заданному слову существительные (щеки, яблоки…)

        Игра пройдет веселее и интереснее, если использовать мяч. Задав вопрос, Вы бросаете мяч ребенку, а он, поймав его, придумывает ответ , и кидает мяч обратно.

«НЕБЫЛИЦЫ»

        Для развития у ребенка творческого воображения, можно предложить ему придумывать небылицы. Например, «Придумай ,что мы с тобой можем увидеть по дороге домой, чего на самом деле не бывает» или «Давай сочинять сказку с вымышленными, придуманными персонажами».

        На первых порах, если ребенок испытывает затруднение с ответом, было бы хорошо фантазировать вслух вместе с ним, немного помогать, а в дальнейшем он постарается сочинять сам.

«ХОРОШИЙ-ПЛОХОЙ»

        Это упражнение еще можно назвать «Нравится-не нравится», «Удобен- не удобен». Игра приучает детей анализировать предмет или явление, выявляя его противоположные признаки. Например, Вы называете ребенку любой предмет или явление (стол, лужа…). Ребенку сначала предлагается сказать, что хорошего в этом предмете, отметить его положительные стороны («За столом можно кушать, за ним удобно рисовать, играть», «В лужах видно отражение, в жаркий день создают прохладу…»),а затем, что плохого, назвать отрицательные признаки («Стол занимает много места», «В лужу можно упасть и промокнуть…») Затем взрослый называет другое близкое и понятное ребенку слово, и он отвечает ,подобным образом.

«АССОЦИАЦИИ»

        Игра помогает развить ассоциативное мышление, обогащает активный и пассивный словарь детей. Предложите ребенку сыграть в образные ассоциации ,т.е.придумать цепочку слов ,связанных между собой образами (вкус, цвет…) Например, «море- свежесть, мед- пчела…»

        Полезно играть в сюжет- ассоциации. Суть: составленный сюжет из данных слов вызывает ассоциацию на знакомое литературное произведение. Например, «апельсины, ящик, Чебурашка, уши, Шапокляк…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»

укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми....

Мастер - класс для родителей и педагогов "Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр в работе с детьми....

«Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»

Одним из эффективных и результативных способов формирования познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста является пальчиковая игра.  Игры с пальчиками - это не только стимул для ...

Презентация - русская народная сказка "Колобок" - иллюстрационный материал по развитию речи детей дошкольного возраста

В данной презентации представлена русская народная сказка "Колобок". Презентация является иллюстрационным материалом к занятиям по развитию речи детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познает самого себя, своё место в этом мире. Иг...

«Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста» (мастер-класс для родителей)

laquo;Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».  ...