Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Занимательная математика"
рабочая программа по математике
Обучение дошкольников азам математики достаточно актуально в настоящее время. Это вызвано целым рядом причин – повышением внимания к компьютеризации, обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим, стремлением родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moya.docx | 53.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2065»
ГБОУ Школа № 2065 Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | тел. / факс: 8 (495)410-38-95; email: 2065@edu.mos.ru; web: www.sch2065tn.mskobr.ru |
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ | |
на педагогическом совете | Заместитель директора ГБОУ Школа №2065 | |
______________________ Урсегов К.Б. | ||
протокол от ________20__ года №__ | приказ от ________20___ года №____ ______ | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная математика»
Направленность: социально-педагогическая
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 3-5
Срок реализации: 1 год
Составитель: воспитатель ОП Д1
Коломыцева Ольга Сергеевна
г. Москва, 2020
Пояснительная записка
Актуальность. Обучение дошкольников азам математики достаточно актуально в настоящее время. Это вызвано целым рядом причин – повышением внимания к компьютеризации, обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим, стремлением родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи и др.
Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ). На материале математики закладываются основы логического мышления, дети учатся думать, проводить анализ, делать выводы. Стимулируется активность детского сознания, дети учатся аргументировано защищать собственное мнение, приобретают уверенность в собственных силах, получают удовольствие оттого, что они сами решили задачу, головоломку.
Особенности развития детей среднего дошкольного возраста.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5- 6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.
В возрасте 5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.
Исходя из этих особенностей принцип личностно-ориентированного подхода Г. А. Цукермана, Ш.А. Амонашвили, очень важен при выборе и построении материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов (Пиаже Ж., Тихомирова Л.Ф), подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры (Тихомирова Л.Ф)
Новизна программы заключается в том, что ребёнок не просто учится считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.
В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она позволяет восполнить пробелы в подготовке к школе детей, которые не посещают по тем или иным причинам детские дошкольные учреждения. В тоже время, для ребят, которые ходят в детский сад, программа позволяет обогатить и расширить математические знания и представления путем решения творческих и логических задач.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что обучение математике не сводится к «натаскиванию» ребенка на знание цифр и простейших операций с ними. Прежде всего, программой предусмотрено развитие у ребенка интереса к математической науке, что является непременным условием для успешного овладения ею.
Цель программы – овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Занимательная математика». Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.
Задачи:
1) формирование простейших математических представлений;
2) введение в активную речь простейших математических терминов;
3) развитие логических способностей;
4) формирование образного мышления;
5) развитие зрительной и слуховой памяти;
6) формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;
7) развитие у детей основ конструирования и моделирования;
8) формирование творческой активности;
9) активизация навыков использования полученных знаний и умений на практике.
Согласно учебному плану трудоемкость дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная математика» составляет 76 часов (2 часа в неделю), предполагает реализацию программы в периодах обучения с 01.09.2020г. по 31.12.2020г. и с 11.01.2021г. по 31.05.2021г. (в соответствии с календарным учебным графиком).
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Формы работы:
Занятие – является основной формой работы с детьми, продолжительность 30 минут (1 академический час). В занятия включены подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, которые позволяют детям расслабиться. Беседа, рисунки и композиции, индивидуальная письменная работа.
Согласно учебному плану трудоемкость дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная математика» составляет 76 часов (по 2 часа в неделю), предполагает реализацию программы в периодах обучения с 01.09.2020г. по 31.12.2020г. и с 11.01.2021г. по 31.05.2021г. (в соответствии с календарным учебным графиком).
Методы обучения:
• наглядный;
• исследовательский;
• проблемно-поисковый;
• объяснительно-иллюстративный;
• практический.
Планируемые результаты:
- овладения навыками ритмического, прямого и обратного счета в пределах 10; иметь представление о сложении и вычитании; знать состав чисел первого десятка; иметь представление о равенстве и неравенстве чисел; умение сопоставлять цифру с количеством; ориентироваться во времени (вчера, сегодня, завтра); ориентироваться на листе бумаги (альбом, клетка); знать последовательность дней в неделе; различать геометрические фигуры и сопоставлять их с предметами; измерять величины с помощью условных обозначений (отрезок, клетка, стакан и т.п.)
-развитие мышления, речи, психических функций
-формирование у детей познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
Учебный (тематический) план
Название разделов/модулей, тем | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | |||
Всего | В том числе | аттестации/ контроля | |||
Теория | Практика | ||||
1 | Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. | 1ч. | 1ч. | - | |
2 | Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. | 1ч. | 1ч. | ||
Модуль 1. Количество и счет | 22 ч. | 11ч. | 11 ч. | ||
1 | Один, много. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Столько же, поровну. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Сравнение групп предметов по количеству. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Цифра 1. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Счет до 2. Состав числа 2. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Пара. Цифра 2 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Счёт до 3. Состав числа 3. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Цифра 3. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | Счет до 4. Состав числа 4. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | Цифра 4. Деление предметов на 4 части. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Счёт до 5. Состав числа 5. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | Цифра 5 Числовой ряд 1-5. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | Счёт до 6. Состав числа 6. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | Цифра 6. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Счет до 7. Состав числа 7 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | Цифра 7. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | Счёт до 8. Состав числа 8. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | Цифра 8 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | Счет до 9. Состав числа 9. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | Цифра 9. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | Число и цифра 0. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | Счёт до 10. Состав числа 10 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Модуль 2. Ознакомление с Геометрическими фигурами | 15ч. | 7ч. | 8ч. | ||
1 2 3 | Точки. Линии. Фигуры. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Рисование по клеткам | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Круг. Сопоставление с предметами. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Треугольник. Сопоставление с предметами | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Квадрат. Сопоставление с предметами. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Повторение: круг, треугольник, квадрат. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Прямоугольник. Сопоставление с предметами | 1 | 0,5 | 05 | |
8 | Круг, шар. Сопоставление с предметами | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | Квадрат, куб. Сопоставление с предметами | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | Многоугольник. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Трапеция. Сопоставление с предметами | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | Ромб. Сопоставление с предметами | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | Рисование по точкам. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | Овал. Сопоставление с предметами. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Рисование предметов из заданных фигур. | 1 | 1 | ||
Модуль 3. Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости. | 16ч. | 8ч. | 8ч. | ||
1 | Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, посередине. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Ориентировка на листе бумаги: слева, справа, посередине. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Рисование по клеткам | 1 | 1 | ||
4 | Времена года. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Осенние месяцы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Пространственные отношения: впереди, сзади, между | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Раньше, позже, сначала, потом. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Высокий, низкий. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | Знакомство с частями суток. Утро, день, вечер, ночь. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | Режим дня. | 1 | 1 | ||
11 | Знакомство с зимними месяцами. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | Повторение: Времена года. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | Знакомство с весенними месяцами. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | Знакомство с днями недели. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Время: «часы», «циферблат» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | Пространственные отношения: внутри, снаружи. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Модуль 4. Определение Величины и формы. | 9ч. | 4ч. | 5ч. | ||
1 | Большой, маленький, поменьше, побольше | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Длинный, короткий. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Широкий и узкий. Сравнение предметов по ширине. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Высокий, низкий. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Часть и целое. Сравнение части и целого. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Деление предметов на 2 и 4 части. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Сравнение предметов по длине. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Повторение: высокий, низкий. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | Способы измерения длины, ширины, высоты. | 1 | 1 | ||
Модуль 5. Решение логических задач | 10 | 10 | |||
1 | Разгадывание ребусов | 2 | 2 | ||
2 | Решение задач-шуток | 2 | 2 | ||
3 | Лабиринт | 1 | 1 | ||
4 | Найди отличия | 2 | 2 | ||
5 | Отгадывание загадок | 2 | 2 | ||
6 | Танграм | 1 | 1 | ||
Итого: | 72 | 30 | 42 | ||
1 | Организационные мероприятия | 2 | 2 | ||
Всего: | 76 | 32 | 44 |
Содержание изучаемого курса
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий:
- Введение в тему.
- Основное содержание занятия – изучение нового материала.
- Физ. минутка.
- Закрепление нового материала.
- Развивающая игра.
Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Физ. минутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями.
Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служит стимулом для ее продолжения.
Месяц | Неделя | Тема | Цель |
Секнтябрь | 1 | Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. | |
2 | Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. | ||
3 | Один, много. | ||
4 | Большой, маленький, поменьше, побольше | ||
Октябрь | 1. | Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, посередине. | |
2. | Ориентировка на листе бумаги: слева, справа, посередине. | ||
3. | Столько же, поровну. | ||
4. | Точки. Линии. Фигуры. | ||
Ноябрь | 1. | Рисование по клеткам | |
2. | Счет до 2. Состав числа 2. | ||
3. | Пара. | ||
4. | Круг. Сопоставление с предметами. | ||
Декабрь | 1. | Широкий и узкий. Сравнение предметов по ширине. | |
2. | Цифра 1 и Цифра 2 | ||
3. | |||
4. | |||
Январь | 2. | ||
3. | |||
4. | |||
Февраль | 1. | ||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
Март | 1. | ||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
Апрель | 1. | ||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
Май | 1. | Отгадывание загадок. Развитие логичности мышления | Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. |
2. | Математические задачки в стихах | ||
3. | Диагностика, повторение | ||
4. | Диагностика, повторение |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Численность детей на занятии от 10 до 15 человек. Продолжительность занятий в младшей группе не более 10 – 15 минут.
Занятия проходят во второй половине дня.
В каждое занятие включены физкультминутки, загадки, стихотворения тематически связанные с учебными заданиями.
Формы организации занятий в соответствии с возрастными особенностями.
- Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
- Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.
- Постановка и разрешение проблемных ситуаций.
- Экспериментирование.
Принципы проведения занятий:
- системность,
- наглядность,
- цикличность построения занятий,
- доступность,
- проблемность,
- развивающий и воспитательный характер проведения заданий.
Методические приемы:
- констатация успеха;
- поддержка ребенка в ситуации неудачи;
- одобрение поведения;
- анализ игровой ситуации расширение кругозора;
- создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;
- безопасности, доверия;
- демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;
- анализ образцов поведения сказочных героев.
- прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);
- прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;
- тематический просмотр видеозаписей;
- эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения, поощрения
- движение к открытию комплимент благодарность;
Работа с родителями
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Кружок «Занимательная математика» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения, а также обеспечить детям поддержку для более комфортного и эффективного усвоения материала. Прежде всего, внимание родителей направляется на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей, в том числе интеллектуальном. Для этого были разработаны консультации «Давайте вместе поиграем» (советы родителям по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша дома), «Вместе с мамой» (активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях). Беседы по выработке единого стиля общения с ребенком в МБДОУ и семье,
Дидактические материалы:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
- кубики Никитина;
- блоки Дьенеша;
- пластмассовый и деревянный строительный материал;
- геометрическая мозаика «Танграм»
- счётные палочки;
- наборы разрезных картинок;
- сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
- полоски, ленты разной длины и ширины;
- набор цифр, счетный материал
- мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
- занимательные книги по математике;
- задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
- простые карандаши; наборы цветных карандашей;
- линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
- наборы цветной бумаги;
- геометрические фигуры и тела;
- палочки Х. Кюизинера;
- игрушки: куклы, мишка, петушок и т.д.
- чудесный мешочек;
- предметные картинки;
- обучающие настольно-печатные игры по математике;
В этом разделе необходимо:
- отразить особенности используемого дидактического / лекционного / практического материала, методик исследовательской / творческой / спортивной работы;
- упомянуть о разработанных играх, беседах, походах, экскурсиях, конкурсах, конференциях и т.д., то есть обо всем, что используется при освоении предложенного курса;
- включить рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.
- перечислить основную и дополнительную литературу, интернет-ресурсы, использованные при составлении программы.
При наличии (необходимости) можно привести прмерный репертуар, перечень тем учебно-исследовательских или реферативных и других работ, выполняемых обучающимися.
Формы аттестации и оценочные материалы
В ходе реализации программы применяются такие формы текущего контроля / промежуточной аттестации, как
- устный опрос,
- письменная работа,
- тестовые задания,
- творческие задания,
- творческая работа
В качестве оценочных материалов при реализации дополнительной общеразвивающей программы применяются различные методики и диагностики (указать какие именно), позволяющие оценить
- уровень проявления и развития у обучающихся творческих способностей и фантазии в создании работ,
- уровень изобретательности и оригинальности в процессе создания проектов, самостоятельности и аккуратности;
- стремление к совершенству и законченности в работе,
- умение работать с материалами и оборудованием,
- владение основными знаниями техник и приемов декоративной работы с бумагой и др.
Способы проверки результатов.
Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:
- данных планового педагогического обследование уровня математического развития детей в МБДОУ (сентябрь и май);
- бесед с воспитанниками и их родителями;
- проведение консультаций для родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей дошкольного возраста...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"
Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Веснушки"
программа предназначена для работы с детьми в хореографическом кружке...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Юный математик»
Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...