Математическое развитие
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_matematike_svoysta_predmetov_i_simvoly_srednyaya_gruppa.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по математическому развитию в средней группе
Тема: Свойства предметов и символы
Воспитатель: Чугаёва Ю.Н.
Цель:
1) тренировать умение понимать и использовать символы, сформировать представление о том, как обозначить отрицание «не» с помощью зачеркивания (на примере отсутствия у предмета некоторого свойства - не красный, не прямоугольник и др.);
2) повторить счет до 8, форму плоских геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник), пространственные отношения «вверху» - «внизу», «слева» - «справа»;
3) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
4) тренировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук.
Раздаточный:
1) Листы бумаги к заданию 2.1.
2) карандаши цветные
3) Фигуры геометрические трех форм (квадраты, треугольники, прямоугольники)
Ход занятия
- Введение в игровую ситуацию:
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность,
Приветствие
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
- А теперь ,давайте соберемся все вместе около меня и давайте представим, что мы сейчас будем строить дом.
- Как вы думаете, что нужно сделать, прежде чем начнется строительство? (Надо придумать, каким должен быть дом: сколько в нем этажей, комнат и т. п., надо определить, сколько и какого материала нужно для строительства. )
- Что нужно сделать для того, чтобы не забыть, что и сколько надо купить? Выслушиваются все ответы детей, после чего приходим к выводу, что это надо записать.
- Сможете записать, что вам необходимо купить для строительства нового дома?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра « Не забудь».
Дидактические задачи:
1) актуализировать умение пользоваться символами для обозначения свойств предметов и количества предметов, пространственные отношения «вверху» - «внизу»;
2) тренировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, мелкую моторику рук.
Дети садятся за столы не меньше чем по 4 человека. На столах находятся листы бумаги (по одному на каждого) и карандаши.
- Я предлагаю вам записать, начиная сверху, что для строительства дома нам понадобится небольшой прямоугольник не черный и небольшой коричневый квадрат. Вы должны нарисовать соответствующие символы в каждой части листа, начиная сверху.
- Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для обозначения отрицания «не» (на примере отсутствия у предмета некоторого свойства - не красный, не прямоугольник и др.);
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
3) тренировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, развивать речь, логическое мышление.
- Далее предлагаю вам записать, что понадобится небольшой не красный треугольник и небольшой красный не треугольник. Возникает затруднение, так как дети не знают, как это записать.
- Смогли вы выполнить задание? (Нет, не смогли.) - Почему не смогли? (Потому что не знаем, как это записать. )
Значит, что нам надо узнать? (Как обозначают, что треугольник не красный.)
- Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) сформировать представления о способе символического обозначения отрицания с помощью зачеркивания;
2) закрепить способ действий в ситуации затруднения: «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику», сформировать положительный опыт применения этого способа;
3) тренировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое и вариативное мышление, инициативность, творческие способности, мелкую моторику рук.
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, а очень хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает; или можно придумать самим)
- Ребята, а предложите, как бы вы могли обозначить не красный цвет.(ответы детей)
Значит, если говорится не красный (не большой, не круг и т. д.), то проще и удобнее всего перечеркнуть соответствующий знак.
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра «Покупка». Дидактические задачи:
1) закрепить знание форм плоских геометрических фигур, пространственные отношения «внизу»
2) тренировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, развивать речь, внимание, воображение, логическое и вариативное мышление, инициативность, творческие способности, мелкую моторику рук.
Дети со своими записями подходят к другому столу, на котором находятся геометрические фигуры трех форм квадраты, прямоугольники, треугольники и трех цветов - всего по 4 фигур на каждого (небольшой не черный прямоугольник, небольшой коричневый квадрат, небольшой не красный треугольник, небольшой красный не треугольник.)
- выберите те фигуры, которые у вас записаны на листах.
- нужно сделать так, чтобы первый этаж у всех домов был коричневый,2 этаж красный, фундамент синий, крыша не красная.
5.2. Работа в рабочей тетради
Дети работают в тетради.
6. Итог занятия. Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии. Воспитатель собирает детей около себя.
Чем вы сегодня занимались? Удалось вам купить нужный строительный материал для дома?
- Сумели вы построить красивый дом. Ребята, вы большие молодцы , построить дом детям помогло знание свойств предметов и умение записывать эти свойства с помощью символов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
Полезная информация для педагогов...
Проект занятия по математическому развитию в старшей группе Тема: «Игровые занимательные задачи, как одно из средств формирования математических представлений и развитие логического мышления и воображения».
Задачи:Закрепить умение работы с планом.Умение строить из палочек логическую дорогу по зрительной памяти.Умение определять место числа среди других чисел ряда.Состав чисел из двух меньшихРешение...
Конспект НОД по математическому развитию «Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, деление квадрата на 2, 4 части»
Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков, познакомить с цифрой 7, учить порядковому счёту....
Конспект ОД во второй младшей группе по математическому развитию Образовательная ситуация: «Математическое путешествие».
Конспект ОД во второй младшей группепо математическому развитиюОбразовательная ситуация: «Математическое путешествие»....
Отчет в подготовительной группы «Теремок» о работе пилоткой площадке развития математического образования на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс. Математика в детском саду», за 2017-2018 учебный год.
Отчет в подготовительной группы «Теремок» о работе пилоткой площадке развития математического образования на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс. Матема...
Тезисы выступления на тему «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» (Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников)
Тезисы выступления на тему: "Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка"...