Формирование математической функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через "Творческую мастерскую"
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)

Козловская Анна Ивановна

Хочу поделиться опытом работы по формированию предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста через "Творческую мастрескую" на базе системно-деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование математической функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через «Творческую мастерскую» (Слайд)

«Расскажи – и я забуду,

 покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Слайд)

Хочу поделиться опытом работы по формированию предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста через «Творческую мастерскую» на базе  системно-деятельностного подхода. (Слайд)

 Созданные условия  в «мастерской»  обеспечивают атмосферу творчества, ожидания встречи с новым, где все дети находят себе дело по силам, интересам и способностям, а самое главное сообща решается любая задача. Дети по природе своей исследователи, они настроены на познание окружающего мира: ребенок рвет бумагу и смотрит, что получится; изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство.  К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, мыслительной  деятельности, направленной на «открытие» нового, которое развивает продуктивные формы мышления. В процессе  поиска решения проблемной жизненной ситуации ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это сделаю, но и  какие знания и умения смогут  ему помочь. И на данном этапе «функциональная грамотность» становится актуальной – применить на практике полученные знания, суметь решить самостоятельно проблемную ситуацию. (Слайд)

Функциональная грамотность - это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач. (Слайд)

Системно-деятельностный подход - это организация образовательного  процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, задача взрослого заключается в создании условий для активности детей. (Слайд)

Методы и приемы, используемые в творческой мастерской:

-игровые проблемно-практические ситуации

-игровые упражнения

-дидактические игры

-игры – эксперименты

-игры – головоломки

-логические загадки (Слайд)

- приход или встреча сказочного героя

-получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п

- внесение волшебного предмета (клубочек ниток, ящик, волшебная палочка)

- моделирование – конструирование

- метод специально созданных ошибок

- Дидактические игры по направлениям: «Сколько?», «Какой?», «День – ночь», «Дни недели», «Засели домик», «Назови соседей», «Найди ошибку» «Реши и найди ответ».

Программа   «Творческой мастерской» направлена на развитие у детей как  личностных компетенций так и мыслительных операций: анализа и синтеза в области пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познания свойств различных материалов, овладения разнообразными способами практических действий, счета, количества,  а  также  приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. (Слайд)

Акцент в  реализации программы «Творческой мастерской» сделан на применение на практике  математических знаний и умений: решение умственной конкретной задачи и самостоятельной ее реализации в  продуктивной деятельности на практике. Другими слова происходит формирование предпосылок  математической функциональной грамотности. (Слайд)

Цель реализации программы  творческой мастерской: создание условий  для  практического применения математических знаний и умений  для решения конкретных жизненных задач через мыслительную и практическую деятельность. (Слайд)

Задачи: 

  1. Развивать личностные компетенции: самостоятельность и независимость.
  2. Формировать умения  на практике  применять математические знания  и умения.
  3. Воспитывать художественно-эстетический вкус.
  4. Способствовать развитию произвольной деятельности с  установкой на результат. (Слайд)

Косвенные задачи, которые решаются в деятельности: зрительно – моторная координация, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. 

Мною обозначены  целевые  ориентиры в соответствии с возрастной группой, но каким образом каждый ребенок проходит этот путь зависит от индивидуальных возможностей и способностей. (Слайд)

Структура занятия.

  1. Сюрпризный момент (сказочный герой, посылка, письмо, записанный голос и т.д.) или мотивация  

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

1 тип. Игровая мотивация – «Помоги игрушке» (ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек)

  1. тип. Помощь взрослому – «Помоги мне». Сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

3 тип. Помощь взрослому - «Научи меня». Сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

  1. тип. «Создание предметов своими руками для себя». Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Показать детям, какую – либо поделку, раскрыть преимущества и спросить, хотят ли они иметь такую же для себя или для своих родных.

2. Рассказ – введение в проблемную ситуацию:

          - ситуации-иллюстрации,

- ситуации-упражнения,

- ситуации-проблемы,

- ситуации-оценки.

3. Дидактическая игра.

4. Игровая задача в виде продуктивного вида деятельности. (Слайд)

5.Объяснение приёмов создания, важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания. Виды практической деятельности: аппликация, лепка, конструирование, раскрашивание, рисование, дидактическая игра и т д. 

6. В конце каждого занятия или игры проводится рефлексия на выбор -  какое предложение каждый  продолжит:

          сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило. (Слайд)

Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. (Слайд)

В русле  математического развития дошкольников выделяю следующие линии:

1. Числа.

2. Величины.

3. Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

4. Элементы геометрии.

5. Элементы логического мышления.

6. Ознакомление с пространственными и временными отношениями.

7. Моделирование (конструирование). 

Тактика взрослого  -  встраиваться в проблемную ситуацию,  привнося в нее действия, соответствующие смыслу задания, интересные для детей, направленные на развитие функциональной грамотности и в целом грамотности. (Слайд)

Требования к заданиям

- Соответствие возрасту (интерес и доступность).

- Реалистичность.

- Проблемность.

- Вариативность способов решения.

- Использование личного опыта.

- Работа с информацией, представленной в различных формах

 (текста, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, чертежа, плана, числового отрезка, модели).

-Отбор информации, если задача содержит избыточную информацию.

-Размышление и представление в словесной форме обоснованного решения.

- Творческое решение  проблемы.

Примеры:

Возрастная группа

Средняя группа1

Математическая линия

Величина, элементы логического мышления

Мотивация

Помоги медведю и ежику найти свою дорожку домой.

Проблемная жизненная ситуация

Когда и с кем удобнее ходить по узкой или широкой дороге.

Создание условий для решения

Игрушки (медведь и ежик), ленты узкие и широкие, фишки для обозначения ширины дороги на ковре группы.

Деятельность по поиску решения проблемы

Сравнивание лент по ширине, сравнивание по размеру медведя и ежика.

Итоговый вариант решения

Большому зверю удобнее будет пройти по широкой дорожке, а маленькому по узкой.

Продуктивная деятельность

Рисование с элементами аппликации «Разные дорожки»

Рефлексия

Я понял что….У меня получилось….

Как создавались условия для системно-деятельного подхода

Дети проходили по воображаемым дорожкам, обозначенными кеглями на полу группы, разными способами. По широкой – по одному, по два, по три человека. И по узкой так же.

Какая математическая категория была применена в решении практической проблемной ситуации

Умение сравнивать предметы по величине (длине, ширине), а также сравнивать предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, шире — уже, равные (одинаковые) по длине, ширине.

 

Возрастная группа

Средняя группа2

Математическая линия

Ориентировка во времени, элементы геометрии

Мотивация

Помоги Незнайке отгадать части суток.  

Проблемная жизненная ситуация

Распорядок дня, характерные отличия частей суток.

Создание условий для решения

Сюжетные картинки режимных моментов из жизни детей в детском саду.

Деятельность по поиску решения проблемы

Рассматривание картинок; вспоминание из личного опыта, когда это бывает.

Итоговый вариант решения

Частей суток – 4. Утро, день, вечер, ночь.

Продуктивная деятельность

Предлагаю детям наклеить  на белом листе бумаги, разделенном на четыре равные части, сюжетные картинки с изображением детей и частей суток.

Рефлексия

Я выполнял задания…. Мне было интересно… Я путал….

Как создавались условия для системно-деятельного подхода

Дети обращались к своему личному опыту, вспоминали и подбирали самостоятельно нужную картинку.

Какая математическая категория была применена в решении практической проблемной ситуации

Понятие «сутки», части суток и их последовательность.

Возрастная группа

Старшая группа3

Математическая линия

Ориентировка в пространстве

Мотивация

Ребята, помогите Маше и Мише найти друг друга.

Проблемная жизненная ситуация

Соотносить реальное пространство с планом.

Создание условий для решения

Деятельность по поиску решения проблемы

Действия с фишками – заменителями Маши и Миши на листе бумаги с домом, елками.

Итоговый вариант решения

использовать слова для точного определения местонахождения (за, перед, слева, справа, сзади (позади), перед и т.д.)

Продуктивная деятельность

Аппликация по инструкции воспитателя. (Мишку приклеить в нижнем правом углу, Машу рядом с Мишей. Елку  - в левом нижнем углу. Дом - по середине листа и т.д. )

Рефлексия

Мне понравилось…. Было трудно…. Интересно было….

Как создавались условия для системно-деятельного подхода

План на доске и раздаточный материал, действие с ним.

Какая математическая категория была применена в решении практической проблемной ситуации

Ориентировка на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Возрастная группа

Старшая группа4

Математическая линия

Элементы геометрии, элементы конструирования (оригами)

Мотивация

Ребята, помогите ответить на вопрос: «Как можно нарисовать ровный круг, если есть только карандаш и лист бумаги?»

Проблемная жизненная ситуация

Нарисовать ровный круг без циркуля и без шаблона.

Создание условий для решения

Геометрические фигуры круг и квадрат, ножницы, лист бумаги с ровными краями.

Деятельность по поиску решения проблемы

Рассматривание круга и квадрата, проговаривание сходства и отличия, прикладывание круга на квадрат.

Итоговый вариант решения

Круг – это квадрат, только без углов.

Продуктивная деятельность

Из листа бумаги прямоугольной формы, используя технику оригами получаем квадрат. А из квадрата делается круг, путем обрезания углов ножницами.

Рефлексия

Я узнал…. Я приобрел…. Я научился…

Как создавались условия для системно-деятельного подхода

Дети придумывали, прикидывали, как и что надо сделать с прямоугольным листом бумаги, чтобы получить в итоге ровный круг.  

Какая математическая категория была применена в решении практической проблемной ситуации

знание геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и их свойств. Умения складывать определенным образом прямоугольный лист бумаги, для получения квадрата.

Возрастная группа

Подготовительная к школе группа5

Математическая линия

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Порядковый счет.

Мотивация

Помоги лесным жителям попасть на свой этаж.

Проблемная жизненная ситуация

На сколько этажей надо опуститься или подняться, чтобы попасть на свой этаж в свою квартиру.

Создание условий для решения

Большой 10-ти этажный дом на доске. Лесные жители с номером этажа (картинки).

Деятельность по поиску решения проблемы

Дети отсчитывали и присчитывали этажи, чтобы попасть на нужный. Выполняют предметно-манипулятивные действия. Запоминают кто на каком этаже. Кто выше живет, кто ниже.

Итоговый вариант решения

Отсчитать на сколько этажей надо поднять лесного зверя или опустить на нужный этаж, соответствующей цифре. Составляют простые арифметические действия.

Продуктивная деятельность

Дети по памяти наклеивают животных на нужные этажи.

Рефлексия

Я справился… У меня получилось….

Как создавались условия для системно-деятельного подхода

Дети могли посчитать в уме, на каком этаже окажется лесной житель, а могли отсчитать непосредственно по этажам, используя наглядность – дом.

Какая математическая категория была применена в решении практической проблемной ситуации

Понятия «выше-ниже», порядковый счет, количественный счет.

Возрастная группа

Подготовительная к школе группа6

Математическая линия

Элементы логического мышления (классификация), форма и цвет.

Мотивация

Помоги подобрать недостающую картинку, объясни свой выбор.

Проблемная жизненная ситуация

Подобрать по форме, цвету или размеру необходимую деталь.

Создание условий для решения

Совместный разбор простых схем, где необходимо вставить 1 картинку. Последующие на усложнение.

Деятельность по поиску решения проблемы

Разобрать какие предметы расположены в столбик, какие в строчку. Найти закономерность и подобрать недостающую картинку.

Итоговый вариант решения

Смотри на столбец, на строчку, ищи закономерность и подбирай недостающие детали.

Продуктивная деятельность

Дети самостоятельно рисуют подобные схемы и оставляют пустые места, чтобы другие ответили «Чего не хватает?».

Рефлексия

Было интересно…. Я затруднялся….Было легко….

Как создавались условия для системно-деятельного подхода

Разбор на простых примерах, с последующим усложнением. А в заключении- самостоятельном придумывании подобного задания.

Какая математическая категория была применена в решении практической проблемной ситуации

классификация предметов по форме, по цвету, по размеру. Работа с понятиями столбец, строка.

Вывод: опыт работы показал, что творческая мастерская математического содержания способствует развитию  логического мышления и интеллектуального развития дошкольников, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

- отмечается смещение интереса с занимательности на познание объекта  - 100%

- динамика в умении выдвинуть гипотизу, рабочий тезис составила  - 18%,

- навык отмечается у  35% детей.

- 47% детей  имеют средние показатели: выдвигают гипотезу  и действуют по картам подсказкам с помощью взрослого

- 18%  детей показывают  низкий уровень  развития познавательного интереса.( 4 ребенка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

 В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста".  Современный образовательный процесс требует от педагогов  нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста".  Современный образовательный процесс требует от педагогов  нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...