Формирование математической функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через "Творческую мастерскую"
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)
Хочу поделиться опытом работы по формированию предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста через "Творческую мастрескую" на базе системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование математической функциональной грамотности | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование математической функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через «Творческую мастерскую» (Слайд)
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Слайд)
Хочу поделиться опытом работы по формированию предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста через «Творческую мастерскую» на базе системно-деятельностного подхода. (Слайд)
Созданные условия в «мастерской» обеспечивают атмосферу творчества, ожидания встречи с новым, где все дети находят себе дело по силам, интересам и способностям, а самое главное сообща решается любая задача. Дети по природе своей исследователи, они настроены на познание окружающего мира: ребенок рвет бумагу и смотрит, что получится; изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, мыслительной деятельности, направленной на «открытие» нового, которое развивает продуктивные формы мышления. В процессе поиска решения проблемной жизненной ситуации ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это сделаю, но и какие знания и умения смогут ему помочь. И на данном этапе «функциональная грамотность» становится актуальной – применить на практике полученные знания, суметь решить самостоятельно проблемную ситуацию. (Слайд)
Функциональная грамотность - это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач. (Слайд)
Системно-деятельностный подход - это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, задача взрослого заключается в создании условий для активности детей. (Слайд)
Методы и приемы, используемые в творческой мастерской:
-игровые проблемно-практические ситуации
-игровые упражнения
-дидактические игры
-игры – эксперименты
-игры – головоломки
-логические загадки (Слайд)
- приход или встреча сказочного героя
-получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п
- внесение волшебного предмета (клубочек ниток, ящик, волшебная палочка)
- моделирование – конструирование
- метод специально созданных ошибок
- Дидактические игры по направлениям: «Сколько?», «Какой?», «День – ночь», «Дни недели», «Засели домик», «Назови соседей», «Найди ошибку» «Реши и найди ответ».
Программа «Творческой мастерской» направлена на развитие у детей как личностных компетенций так и мыслительных операций: анализа и синтеза в области пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познания свойств различных материалов, овладения разнообразными способами практических действий, счета, количества, а также приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. (Слайд)
Акцент в реализации программы «Творческой мастерской» сделан на применение на практике математических знаний и умений: решение умственной конкретной задачи и самостоятельной ее реализации в продуктивной деятельности на практике. Другими слова происходит формирование предпосылок математической функциональной грамотности. (Слайд)
Цель реализации программы творческой мастерской: создание условий для практического применения математических знаний и умений для решения конкретных жизненных задач через мыслительную и практическую деятельность. (Слайд)
Задачи:
- Развивать личностные компетенции: самостоятельность и независимость.
- Формировать умения на практике применять математические знания и умения.
- Воспитывать художественно-эстетический вкус.
- Способствовать развитию произвольной деятельности с установкой на результат. (Слайд)
Косвенные задачи, которые решаются в деятельности: зрительно – моторная координация, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Мною обозначены целевые ориентиры в соответствии с возрастной группой, но каким образом каждый ребенок проходит этот путь зависит от индивидуальных возможностей и способностей. (Слайд)
Структура занятия.
- Сюрпризный момент (сказочный герой, посылка, письмо, записанный голос и т.д.) или мотивация
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:
1 тип. Игровая мотивация – «Помоги игрушке» (ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек)
- тип. Помощь взрослому – «Помоги мне». Сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
3 тип. Помощь взрослому - «Научи меня». Сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
- тип. «Создание предметов своими руками для себя». Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Показать детям, какую – либо поделку, раскрыть преимущества и спросить, хотят ли они иметь такую же для себя или для своих родных.
2. Рассказ – введение в проблемную ситуацию:
- ситуации-иллюстрации,
- ситуации-упражнения,
- ситуации-проблемы,
- ситуации-оценки.
3. Дидактическая игра.
4. Игровая задача в виде продуктивного вида деятельности. (Слайд)
5.Объяснение приёмов создания, важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания. Виды практической деятельности: аппликация, лепка, конструирование, раскрашивание, рисование, дидактическая игра и т д.
6. В конце каждого занятия или игры проводится рефлексия на выбор - какое предложение каждый продолжит:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило. (Слайд)
Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. (Слайд)
В русле математического развития дошкольников выделяю следующие линии:
1. Числа.
2. Величины.
3. Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
4. Элементы геометрии.
5. Элементы логического мышления.
6. Ознакомление с пространственными и временными отношениями.
7. Моделирование (конструирование).
Тактика взрослого - встраиваться в проблемную ситуацию, привнося в нее действия, соответствующие смыслу задания, интересные для детей, направленные на развитие функциональной грамотности и в целом грамотности. (Слайд)
Требования к заданиям
- Соответствие возрасту (интерес и доступность).
- Реалистичность.
- Проблемность.
- Вариативность способов решения.
- Использование личного опыта.
- Работа с информацией, представленной в различных формах
(текста, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, чертежа, плана, числового отрезка, модели).
-Отбор информации, если задача содержит избыточную информацию.
-Размышление и представление в словесной форме обоснованного решения.
- Творческое решение проблемы.
Примеры:
Возрастная группа | Средняя группа1 |
Математическая линия | Величина, элементы логического мышления |
Мотивация | Помоги медведю и ежику найти свою дорожку домой. |
Проблемная жизненная ситуация | Когда и с кем удобнее ходить по узкой или широкой дороге. |
Создание условий для решения | Игрушки (медведь и ежик), ленты узкие и широкие, фишки для обозначения ширины дороги на ковре группы. |
Деятельность по поиску решения проблемы | Сравнивание лент по ширине, сравнивание по размеру медведя и ежика. |
Итоговый вариант решения | Большому зверю удобнее будет пройти по широкой дорожке, а маленькому по узкой. |
Продуктивная деятельность | Рисование с элементами аппликации «Разные дорожки» |
Рефлексия | Я понял что….У меня получилось…. |
Как создавались условия для системно-деятельного подхода | Дети проходили по воображаемым дорожкам, обозначенными кеглями на полу группы, разными способами. По широкой – по одному, по два, по три человека. И по узкой так же. |
Какая математическая категория была применена в решении практической проблемной ситуации | Умение сравнивать предметы по величине (длине, ширине), а также сравнивать предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, шире — уже, равные (одинаковые) по длине, ширине. |
Возрастная группа | Средняя группа2 |
Математическая линия | Ориентировка во времени, элементы геометрии |
Мотивация | Помоги Незнайке отгадать части суток. |
Проблемная жизненная ситуация | Распорядок дня, характерные отличия частей суток. |
Создание условий для решения | Сюжетные картинки режимных моментов из жизни детей в детском саду. |
Деятельность по поиску решения проблемы | Рассматривание картинок; вспоминание из личного опыта, когда это бывает. |
Итоговый вариант решения | Частей суток – 4. Утро, день, вечер, ночь. |
Продуктивная деятельность | Предлагаю детям наклеить на белом листе бумаги, разделенном на четыре равные части, сюжетные картинки с изображением детей и частей суток. |
Рефлексия | Я выполнял задания…. Мне было интересно… Я путал…. |
Как создавались условия для системно-деятельного подхода | Дети обращались к своему личному опыту, вспоминали и подбирали самостоятельно нужную картинку. |
Какая математическая категория была применена в решении практической проблемной ситуации | Понятие «сутки», части суток и их последовательность. |
Возрастная группа | Старшая группа3 |
Математическая линия | Ориентировка в пространстве |
Мотивация | Ребята, помогите Маше и Мише найти друг друга. |
Проблемная жизненная ситуация | Соотносить реальное пространство с планом. |
Создание условий для решения | |
Деятельность по поиску решения проблемы | Действия с фишками – заменителями Маши и Миши на листе бумаги с домом, елками. |
Итоговый вариант решения | использовать слова для точного определения местонахождения (за, перед, слева, справа, сзади (позади), перед и т.д.) |
Продуктивная деятельность | Аппликация по инструкции воспитателя. (Мишку приклеить в нижнем правом углу, Машу рядом с Мишей. Елку - в левом нижнем углу. Дом - по середине листа и т.д. ) |
Рефлексия | Мне понравилось…. Было трудно…. Интересно было…. |
Как создавались условия для системно-деятельного подхода | План на доске и раздаточный материал, действие с ним. |
Какая математическая категория была применена в решении практической проблемной ситуации | Ориентировка на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу). |
Возрастная группа | Старшая группа4 |
Математическая линия | Элементы геометрии, элементы конструирования (оригами) |
Мотивация | Ребята, помогите ответить на вопрос: «Как можно нарисовать ровный круг, если есть только карандаш и лист бумаги?» |
Проблемная жизненная ситуация | Нарисовать ровный круг без циркуля и без шаблона. |
Создание условий для решения | Геометрические фигуры круг и квадрат, ножницы, лист бумаги с ровными краями. |
Деятельность по поиску решения проблемы | Рассматривание круга и квадрата, проговаривание сходства и отличия, прикладывание круга на квадрат. |
Итоговый вариант решения | Круг – это квадрат, только без углов. |
Продуктивная деятельность | Из листа бумаги прямоугольной формы, используя технику оригами получаем квадрат. А из квадрата делается круг, путем обрезания углов ножницами. |
Рефлексия | Я узнал…. Я приобрел…. Я научился… |
Как создавались условия для системно-деятельного подхода | Дети придумывали, прикидывали, как и что надо сделать с прямоугольным листом бумаги, чтобы получить в итоге ровный круг. |
Какая математическая категория была применена в решении практической проблемной ситуации | знание геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и их свойств. Умения складывать определенным образом прямоугольный лист бумаги, для получения квадрата. |
Возрастная группа | Подготовительная к школе группа5 |
Математическая линия | Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Порядковый счет. |
Мотивация | Помоги лесным жителям попасть на свой этаж. |
Проблемная жизненная ситуация | На сколько этажей надо опуститься или подняться, чтобы попасть на свой этаж в свою квартиру. |
Создание условий для решения | Большой 10-ти этажный дом на доске. Лесные жители с номером этажа (картинки). |
Деятельность по поиску решения проблемы | Дети отсчитывали и присчитывали этажи, чтобы попасть на нужный. Выполняют предметно-манипулятивные действия. Запоминают кто на каком этаже. Кто выше живет, кто ниже. |
Итоговый вариант решения | Отсчитать на сколько этажей надо поднять лесного зверя или опустить на нужный этаж, соответствующей цифре. Составляют простые арифметические действия. |
Продуктивная деятельность | Дети по памяти наклеивают животных на нужные этажи. |
Рефлексия | Я справился… У меня получилось…. |
Как создавались условия для системно-деятельного подхода | Дети могли посчитать в уме, на каком этаже окажется лесной житель, а могли отсчитать непосредственно по этажам, используя наглядность – дом. |
Какая математическая категория была применена в решении практической проблемной ситуации | Понятия «выше-ниже», порядковый счет, количественный счет. |
Возрастная группа | Подготовительная к школе группа6 |
Математическая линия | Элементы логического мышления (классификация), форма и цвет. |
Мотивация | Помоги подобрать недостающую картинку, объясни свой выбор. |
Проблемная жизненная ситуация | Подобрать по форме, цвету или размеру необходимую деталь. |
Создание условий для решения | Совместный разбор простых схем, где необходимо вставить 1 картинку. Последующие на усложнение. |
Деятельность по поиску решения проблемы | Разобрать какие предметы расположены в столбик, какие в строчку. Найти закономерность и подобрать недостающую картинку. |
Итоговый вариант решения | Смотри на столбец, на строчку, ищи закономерность и подбирай недостающие детали. |
Продуктивная деятельность | Дети самостоятельно рисуют подобные схемы и оставляют пустые места, чтобы другие ответили «Чего не хватает?». |
Рефлексия | Было интересно…. Я затруднялся….Было легко…. |
Как создавались условия для системно-деятельного подхода | Разбор на простых примерах, с последующим усложнением. А в заключении- самостоятельном придумывании подобного задания. |
Какая математическая категория была применена в решении практической проблемной ситуации | классификация предметов по форме, по цвету, по размеру. Работа с понятиями столбец, строка. |
Вывод: опыт работы показал, что творческая мастерская математического содержания способствует развитию логического мышления и интеллектуального развития дошкольников, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
- отмечается смещение интереса с занимательности на познание объекта - 100%
- динамика в умении выдвинуть гипотизу, рабочий тезис составила - 18%,
- навык отмечается у 35% детей.
- 47% детей имеют средние показатели: выдвигают гипотезу и действуют по картам подсказкам с помощью взрослого
- 18% детей показывают низкий уровень развития познавательного интереса.( 4 ребенка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...
«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...
"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности"
Одна из задач современного образования - формирование функционально грамотных людей....
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста". Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода к собственной деятельнос...
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста". Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода к собственной деятельнос...
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей ...
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...
- Мне нравится (2)