«Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр»
статья по математике

Рекомендации по развитию математических навыков у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр»

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается впервые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходят становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для детей виде деятельности - игре.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Одна из основных задач дошкольного образования - интеллектуальное развитие ребенка. Оно не только сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, но развивать способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторика и другое), формированию интереса к ним помогает игра - одно из самых привлекательных для детей занятий. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к математике.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему в образовательной деятельности и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

 Игры и игровые упражнения постепенно усложняются, как по математическому содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Игры и упражнения имеют проблемно - практический характер. Они включены в жизненные ситуации, затрагивая реальные интересы ребенка. Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок «открывает» маленькие математические истины. При правильном руководстве играми, дети могут овладеть целым рядом знаний и умений, необходимых для умственного развития детей.

Игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат. Где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта - являются развивающие игры.

Развивающие игры при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

- каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика и т.д…

- задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

- задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

- задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2- 3 летнему малышу до непосильных среднему возрасту. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

- постепенное возрастание трудности задач в играх  позволяют ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.

- нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом.

- нельзя требовать и добиваться чтобы с первой попытки ребенок решил задачу.

- решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

- большинство развивающих игр позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

- развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному. С очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Это помогло разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.

В - первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста.

Во- вторых, их задания ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.

В- третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

В- четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

В- пятых, играя в эти игры с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:

-учитываются особенности психики ребенка;

-учитываются общие особенности детей;

- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;

используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.

 Использование игровых форм на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

Использование многих игр построенных на самом различном материале, позволило ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

Список использованной литературы:

1. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З. А. Михайлова, М. Н.

2. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М., 1989

3. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.

4. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит.

5. В. П. Новикова «Развивающие игры и занятия» Москва Мозаика Синтез 2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в процессе развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в п...

План самообразования: Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимани...

Консультация для воспитателей на тему: "Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении ...

Консультация для педагогов «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему: «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»....