"Такие цветные палочки!"
материал по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект
мастер-класса
Такие цветные палочки!
Составила:
воспитатель 1 категории
Сергеева Л.Н.
ЧЕБОКСАРЫ, 2021
Ход:
Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с дидактическим материалом палочками Кюизенера. Палочки Кюизенера — это комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы.
Палочки Кюизенера – это дидактический материал, который придумал известный математик из Бельгии Д. Кюизенер в 50-е годы ХХ века. Материал предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.
Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки - призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочки, тем большее значение числа она выражает. Вы видите их на столах.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет:
1. Различать и классифицировать по цвету
2. Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда
3. Освоить прямой и обратный счет
4. Делить целое на части
5. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины
6. Развивать пространственные представления
7. Овладеть арифметическими действиями.
Я предлагаю вам побыть детьми и отправиться в мир занимательной математики, а помощниками нам будут палочки.
Начинаем мастер-класс
поиграем мы сейчас,
Всем я палочки раздам
и задание всем дам.
Будем строить поезд мы,
сем нам палочки нужны.
Если цвет вагона белый,
то он точно будет первый,
розовый у нас второй,
ну а третий голубой.
А четвертый будет красный,
красный вовсе не опасный,
Желтый будет номер пять,
продолжаем мы играть.
В поезде поедут зайчики
девочки и мальчики,
В первом вагоне зайчик один,
цифру один ему подбери,
Двое зайчат в вагоне втором
цифорку два мы подберем,
В третьем вагоне зайчиков три
цифорку три к нему подбери,
В четвертом четыре,
в пятом пять.
Цифру пять надо нам подобрать.
Всех зайчаток посадили,
никого мы не забыли?
Вот так в игровой форме, оперируя палочками, ребенок обращает внимание на разное количество мест в вагонах и делает вывод, что чем длиннее вагон, тем больше в нем мест, и соответственно чем длиннее палочка, тем больше число. Ребенок знакомится с цифрами и понимает что цифра - это знак, который обозначает число.
А теперь возьмите любые палочки и сложите самолет. Все самолеты получились разные, вот и дети тоже проявляют свое творчество, индивидуальность и самостоятельность. Попробуйте, используя палочки такого же цвета создать самолет большей величины. Молодцы, у вас красиво получилось. В ходе этой игры ребенок знакомится с разными величинами, опять же проявляет творчество при создании нового самолета.
С помощью палочек можно решать, как и простые, так и сложные арифметические задачи. Хотите попробовать?
В автобусе ехали пассажиры. Среди них три мальчика и семь девочек. Сколько пассажиров ехало в автобусе?
Можно выложить это решение при помощи палочек, а так же записать математическими знаками.
Так дети учатся моделировать задачу и решать ее.
Кроме того, игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремлённость, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Думаю, вам понравился наш мастер-класс? Кому понравился, выложите солнышко, а кому нет-тучку.
Мне бы очень хотелось, чтобы информация и практические навыки, которые вы получили на нашем мастер-классе, пригодились вам.
Предлагаю домашнее задание: сделать цветные полоски. А это рекомендации по их изготовления.
Всем спасибо за участие!
Литература:
1. В. П. Новикова. Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», Мозаика-Синтез. 2008 г.
2. Фидлер, Мария. Математика уже в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / Мария Фидлер ; перевод с польского О. А. Павлович. - Москва: Просвещение, 1981. - 159 с.
3. Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач.
«Дошкольное воспитание» - 2005 - №9.
4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».-М. ; Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области "Познание".
Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...
Мастер - класс на тему: «Что мы знаем о кубиках Никитина, цветных палочках Кюизенера и кто такой Зак?»
Игры и занятия с кубиками Никитина, палочками Кюизенера, муравьём и гусеницей Зака доставляют детям интеллектуальное удовольствие. Воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли. Пол...
Занятие с старшей группе по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера "Простая геометрия с цветными палочками"
Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте; активизировать знания о геометрических фигурах; закрепить знания цифр, числов...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»
Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»
Цель:Развитие логического мышления.Задачи:учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числительные...
Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера « Простая геометрия с цветными палочками»
Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте; активизировать знания о геометрических фигурах; закрепить знания цифр, числов...
Конспект занятия по развитию математических представлений с использованием «цветных палочек» Х.Кюизенера «Что мы знаем о наших палочках?»
продолжать формировать представление о связи между цветом, длиной палочек и числом....