НОД по финансовой граммотности "Семейный бюджет"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семейный бюджет | 18.83 КБ |
Семейный бюджет | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Семейный бюджет»
Цель: Познакомить детей с понятием «Семейный бюджет» и его составляющими: пенсия, стипендия, заработная плата. Дать представления о доходе и расходе семейного бюджета. Развивать мышление. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, членам семьи.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет».
- Заложить основы планирования семейного бюджета.
- Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).
Развивающие задачи:
- Продолжать развивать у детей экономическую грамотность;
- Развивать умения детей определять источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи;
- Раскрыть понятие «бюджет» и составные элементы семейного бюджета.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу;
- Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги;
- Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;
- Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги.
Предварительная работа:
проведение работы с родителями по организации семейной экскурсии в супермаркет; экскурсия всей группы в магазин, организация общей недорогой покупки; помощь родителей в подборе сказок, пословиц, поговорок, помогающих объяснить детям понятие «бюджет».
Планируемый результат:
обогащение представлений детей о семейном бюджете, умение употреблять в речи слова «Бюджет», «Пенсия», «Стипендия» и др., проявление интереса к экономической деятельности взрослых.
Материалы: цветные таблицы с изображением модели семейного бюджета, изображение Гнома – Эконома и его семьи.
Ход занятия:
Вводная часть: ( мотивационный этап)
Воспитатель:
«Он весёлый, добрый,
Любит денежки считать
И хозяйство возглавлять.
Живёт с нами рядом,
Не тужит
И с экономикой дружит.
Кто это?» (Гном Эконом)
Ребята, сегодня к нам в гости пришел Гном – Эконом. Он услышал, как мама и папа обсуждали «Семейный бюджет». Это новое для него слово и он просит нас помочь ему разобраться, что же оно значит. Мы поможем Гному – Эконому?
Основная часть:( содержательный, деятельный этап)
Воспитатель: Ребята, прежде чем начать, давайте с вами вспомним, что такое экономика? (Ответы детей)
Игра – упражнение: «Всё это экономика» - с мячом.
Правила игры: Воспитатель предлагает детям устно определить, являются ли названные понятия предметом изучения экономики. Отвечает ребенок, получивший мячик от воспитателя.
Деньги – да
Профессии – да
Мяч – нет
Арбуз – нет
Цена – да
Производство – да
Завод – да
Стул – нет
Фабрика – да
Кошка – нет … (и т. д.).
Воспитатель: У каждого из вас есть семья. Давайте вспомним, из кого она состоит? (ответы детей). Семья Гнома – Эконома, например, состоит из мамы, папы, бабушки, дедушки и старшего брата. Каждый из вас живет в доме или квартире, пользуется вещами, готовит пищу. Но для того чтобы иметь все, что нас окружает, необходимо иметь деньги. А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?
Дети: Деньги нужны семье, чтобы покупать одежду, продукты, игрушки, сладости, лекарство, платить за детский сад.
Воспитатель: Где можно взять деньги? Расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. Где зарабатывают деньги ваши родители?
Дети: Папа и мама работают.
Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, так как каждый труд должен оплачиваться. Кем же работают ваши родители?
Ответы детей: профессии родителей
Воспитатель: Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их прошлый труд выплачивает им деньги, а выплаты эти называются «Пенсия».
Воспитатель: А у кого-то в семье есть старший брат или сестра, как у Гнома – эконома? (Ответы детей)
Воспитатель: После окончания школы они учатся в училище, техникуме или институте, там им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.
Теперь мы с вами знаем, как в семьях появляются деньги.
А если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается семейный бюджет. Запомните это, ребята!
ФИЗМИНУТКА «МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ»
Жил-был маленький гном (приседают, встают)
У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)
Гномик кашу варил («помешивают» кашу)
И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)
«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)
В гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)
Садитесь за стол (приседают)
Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)
И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)
Воспитатель: Дети, вы запомнили, что все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом? А теперь давай те посмотрим на этот круг - вот это бюджет семьи Гнома – Эконома.
Воспитатель: Посмотрите схему. Кто пополняет бюджет семьи?
Дети: Мама, папа, бабушка с дедушкой, старший брат.
Воспитатель: Что делают мама и папа, чтобы пополнить бюджет семьи?
Дети: работают.
Воспитатель: А как называются заработанные родителями деньги?
Дети: зарплата.
Воспитатель: А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии?
Дети: пенсия.
Воспитатель: Посмотрите на схему. Старший брат Гнома - Эконома –студент и он увеличивает семейный бюджет деньгами, полученными за свою учёбу. Они называются стипендия.
Физкультурная минутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Воспитатель: Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? (Ответы детей). А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? (Ответы детей). Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество - всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Игра – упражнение «Кто в домике живет».
Воспитатель: Давайте разделимся на команды: «Бюджет» и «Расходы». Дети команды «Бюджет», получают монетки и складывают свои монетки под крышу дома называя источник дохода (зарплата мамы, папы, пенсия бабушки, дедушки, стипендия брата, сестры). Дети команды «Расходы» берут эти монетки и расселяют их по этажам: квартплата, продукты питания на месяц, плата за детский сад и учебу, кредит в банк, покупка новых вещей, развлечения и т. д.
Воспитатель: Достаточно нашего бюджета на расходы? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не всегда большое. А столько всего нужно родителям купить! Помните об этом, когда просите своих родителей купить вам что-нибудь.
Заключительная часть:
Ребята, вы поняли что такое семейный бюджет? А ты, Гном – Эконом, понял?
А теперь давайте вспомним, с какими еще понятиями мы сегодня познакомились? (Ответы детей); Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей); Что нового вы узнали? (Ответы детей); Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Молодцы, ребята! Мы с вами снова смогли помочь Гному – Эконому!
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Семейный бюджет»
Цель: Познакомить детей с понятием «Семейный бюджет» и его составляющими: пенсия, стипендия, заработная плата. Дать представления о доходе и расходе семейного бюджета. Развивать мышление. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, членам семьи.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет».
- Заложить основы планирования семейного бюджета.
- Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).
Развивающие задачи:
- Продолжать развивать у детей экономическую грамотность;
- Развивать умения детей определять источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи;
- Раскрыть понятие «бюджет» и составные элементы семейного бюджета.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу;
- Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги;
- Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;
- Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги.
Предварительная работа:
проведение работы с родителями по организации семейной экскурсии в супермаркет; экскурсия всей группы в магазин, организация общей недорогой покупки; помощь родителей в подборе сказок, пословиц, поговорок, помогающих объяснить детям понятие «бюджет».
Планируемый результат:
обогащение представлений детей о семейном бюджете, умение употреблять в речи слова «Бюджет», «Пенсия», «Стипендия» и др., проявление интереса к экономической деятельности взрослых.
Материалы: цветные таблицы с изображением модели семейного бюджета, изображение Гнома – Эконома и его семьи.
Ход занятия:
Вводная часть: ( мотивационный этап)
Воспитатель:
«Он весёлый, добрый,
Любит денежки считать
И хозяйство возглавлять.
Живёт с нами рядом,
Не тужит
И с экономикой дружит.
Кто это?» (Гном Эконом)
Ребята, сегодня к нам в гости пришел Гном – Эконом. Он услышал, как мама и папа обсуждали «Семейный бюджет». Это новое для него слово и он просит нас помочь ему разобраться, что же оно значит. Мы поможем Гному – Эконому?
Основная часть:( содержательный, деятельный этап)
Воспитатель: Ребята, прежде чем начать, давайте с вами вспомним, что такое экономика? (Ответы детей)
Игра – упражнение: «Всё это экономика» - с мячом.
Правила игры: Воспитатель предлагает детям устно определить, являются ли названные понятия предметом изучения экономики. Отвечает ребенок, получивший мячик от воспитателя.
Деньги – да
Профессии – да
Мяч – нет
Арбуз – нет
Цена – да
Производство – да
Завод – да
Стул – нет
Фабрика – да
Кошка – нет … (и т. д.).
Воспитатель: У каждого из вас есть семья. Давайте вспомним, из кого она состоит? (ответы детей). Семья Гнома – Эконома, например, состоит из мамы, папы, бабушки, дедушки и старшего брата. Каждый из вас живет в доме или квартире, пользуется вещами, готовит пищу. Но для того чтобы иметь все, что нас окружает, необходимо иметь деньги. А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?
Дети: Деньги нужны семье, чтобы покупать одежду, продукты, игрушки, сладости, лекарство, платить за детский сад.
Воспитатель: Где можно взять деньги? Расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. Где зарабатывают деньги ваши родители?
Дети: Папа и мама работают.
Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, так как каждый труд должен оплачиваться. Кем же работают ваши родители?
Ответы детей: профессии родителей
Воспитатель: Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их прошлый труд выплачивает им деньги, а выплаты эти называются «Пенсия».
Воспитатель: А у кого-то в семье есть старший брат или сестра, как у Гнома – эконома? (Ответы детей)
Воспитатель: После окончания школы они учатся в училище, техникуме или институте, там им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.
Теперь мы с вами знаем, как в семьях появляются деньги.
А если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается семейный бюджет. Запомните это, ребята!
ФИЗМИНУТКА «МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ»
Жил-был маленький гном (приседают, встают)
У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)
Гномик кашу варил («помешивают» кашу)
И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)
«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)
В гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)
Садитесь за стол (приседают)
Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)
И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)
Воспитатель: Дети, вы запомнили, что все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом? А теперь давай те посмотрим на этот круг - вот это бюджет семьи Гнома – Эконома.
Воспитатель: Посмотрите схему. Кто пополняет бюджет семьи?
Дети: Мама, папа, бабушка с дедушкой, старший брат.
Воспитатель: Что делают мама и папа, чтобы пополнить бюджет семьи?
Дети: работают.
Воспитатель: А как называются заработанные родителями деньги?
Дети: зарплата.
Воспитатель: А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии?
Дети: пенсия.
Воспитатель: Посмотрите на схему. Старший брат Гнома - Эконома –студент и он увеличивает семейный бюджет деньгами, полученными за свою учёбу. Они называются стипендия.
Физкультурная минутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Воспитатель: Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? (Ответы детей). А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? (Ответы детей). Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество - всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Игра – упражнение «Кто в домике живет».
Воспитатель: Давайте разделимся на команды: «Бюджет» и «Расходы». Дети команды «Бюджет», получают монетки и складывают свои монетки под крышу дома называя источник дохода (зарплата мамы, папы, пенсия бабушки, дедушки, стипендия брата, сестры). Дети команды «Расходы» берут эти монетки и расселяют их по этажам: квартплата, продукты питания на месяц, плата за детский сад и учебу, кредит в банк, покупка новых вещей, развлечения и т. д.
Воспитатель: Достаточно нашего бюджета на расходы? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не всегда большое. А столько всего нужно родителям купить! Помните об этом, когда просите своих родителей купить вам что-нибудь.
Заключительная часть:
Ребята, вы поняли что такое семейный бюджет? А ты, Гном – Эконом, понял?
А теперь давайте вспомним, с какими еще понятиями мы сегодня познакомились? (Ответы детей); Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей); Что нового вы узнали? (Ответы детей); Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Молодцы, ребята! Мы с вами снова смогли помочь Гному – Эконому!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по финансовой грамотности в старшей группе детского сада "Бюджет семьи"
НОД для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности «Потребности и семейный бюджет»
Формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний....
Занятие по финансовой грамотности в старшей группе.Структура семейного бюджета (доход- расход)
Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике...
НОД по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
Конспект занятия по финансовой грамотности в формате квест-игры "Семейный бюджет"....
план-конспект занятия по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе "Семейный бюджет"
Конспект по формированию финансовой грамотности. Содержит инновационные технологии: использование ИКТ, игровая деятельность, процесс взаимодействия детей друг с другом....
Финансовая грамотность «Семейный бюджет и расходы семьи»
Конспект ООД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенси...
Финансовая грамотность "Бюджет"
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями....