мини-проект «Королевство цифр»
проект по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Буратино»
Проект «Королевство цифр»
Подготовила:
Н.А. Силянкова
воспитатель
первой категории
Г. Мегион, 2021г.
Пояснительная записка
Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Применение метода проекта позволяет активизировать познавательную деятельность, совершенствовать их речевое развитие, значительно разнообразить организационные формы и методические приемы работы с детьми.
Проектная деятельность обеспечивает взаимосвязь и интеграцию образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» и других, позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс образования, сделать этот процесс более эффективным интересным. Приобретаемые в этих условиях знания, умения навыки, становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях.
Основная часть
Те знания, способности, которые ребенок приобретает в дошкольный период жизни, служат фундаментом при обучении математике в начальных классах. Бедность запаса сведений об окружающем мире, недостаточный опыт действий с предметными множествами, сниженная познавательная активность приводят к тому, что дошкольники не приобретают многих самых элементарных математических знаний и представлений. Большинство детей с тяжелыми нарушениями речи механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки, с трудом запоминают цифры и знаки отношений. У некоторых дошкольников имеются нарушения пространственной ориентировки, а также недоразвитие мелкой моторики пальцев рук, что затрудняет овладение ими письмом цифр. У них чаще встречается зеркальное написание цифр. Детям с тяжелыми нарушениями речи требуется неоднократное повторение, длительное закрепление приобретенных, во время образовательной деятельности познавательного цикла, знаний, умений и навыков. Поэтому необходима специальная помощь, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности к усвоению основ математики.
Дидактические игры и упражнения являются важным компонентом образовательной работы. Использование дидактических игр и упражнений на организованной образовательной деятельности (далее по тексту ООД) позволяет:
-индивидуализировать работу на ООД;
-давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей;
-максимально развивать способности каждого ребёнка;
-создавать мотивацию к деятельности, активизировать познавательную активность;
-получить ребёнку собственный опыт;
-обеспечить нужное количество повторений на разном материале.
Учитывая особенности детей, роль дидактической игры в формировании и совершенствовании математических представлений детей, мною был разработан проект «Королевство цифр».
Паспорт проекта «Королевство цифр»
Цель проекта: формирование понятий о количестве и числе у старших дошкольников с ТНР через дидактические игры и упражнения.
Задачи:
-Познакомить детей с математическим понятиями «число» и «цифра»; с образованием чисел в пределах 10, их записью, отношением в числовом ряду; обучение счету с использованием различных анализаторов.
-Формирование лексико-грамматических категорий (согласование существительных с числительными, употребление предложных конструкций); совершенствовать навыки составления небольших рассказов.
-Уточнение и обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с художественной литературой.
-Развивать навыки порядкового, прямого, обратного счета.
-Развивать мелкую моторику рук через предметно-практическую деятельность детей.
-Развивать воображение, память, внимание, мышление.
-Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка)
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Вид проекта: Познавательно - творческий
Срок проекта: долгосрочный
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Участники проекта: дети от 6 до 7 лет группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
-дети должны знать: образование чисел первого десятка;
-дети должны уметь: считать различные предметы в пределах 10; практически иллюстрировать состав чисел 2 – 10; соотносить цифры, числа и количества;
-у детей повысится познавательная активность, совершенствуются коммуникативные навыки;
-положительный эмоциональный контакт между участниками проекта через совместную творческую деятельность;
-повысится педагогическая компетентность родителей;
Работа с родителями в рамках проекта: семинар – практикум «Как помочь ребенку запомнить графическое изображение цифр»; конкурс «Необычные цифры»; участие в создании книги цифр «На что похожа цифра»; консультации «Математика до школы»; «Игры с цифрами в домашних условиях»; «Подготовка руки к письму».
Продукт проектной деятельности: книга сказок «На что похожа цифра», выставка поделок «Необычная цифра», коллаж «Где живут цифры».
Этапы реализации проекта
I этап – Организационно-подготовительный.
1.Подбор программно-методического обеспечения.
За основу была принята основная общеобразовательная программа ДОУ. В дополнение отобрала следующие технологии:
- Т. И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова «Математика для дошкольников»;
- В. В. Данилова «Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях»;
- Е. А. Носова «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду»;
- Л. Г. Петерсон., Е. Е. Кочемасова «Игралочка».
2. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды:
Особое внимание уделялось подбору материала для предметно-практической деятельности, дидактических упражнений и игр. Чтобы воплотить идеи проекта, необходимо было организовать игровое пространство таким образом, чтобы дети имели возможность играть с материалом не только в процессе специальной ООД, но и в самостоятельной деятельности:
- в группе организован уголок «Занимательная математика» с учетом возраста и психофизических возможностей данной группы;
- сформирована методическая подборка дидактических игр математического содержания;
- подобран материал для развития мелкой моторики рук;
- пополнена картотека игр направленные на развитии всех видов восприятия, внимания, памяти.
3. Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала.
С целью определить исходный уровень овладения детьми знаниями, умениями, навыками, способностями в объеме образовательной программы по ФЭМП в разделе «Количество и счет» проводилась диагностика детей в индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов. По итогам диагностики стало возможным обобщить и осмыслить сильные и проблемные зоны детского коллектива в целом, а также более эффективно планировать педагогический процесс и прогнозировать желаемый результат.
4. Анкетирование родителей.
Собран банк данных об информированности и уровне педагогической компетенции родителей в сфере элементарного математического развития ребенка, а также выявлен социальный запрос семей воспитанников. С целью сбора данной информации была разработана специальная анкета.
5. Составление перспективного плана мероприятий к проекту, обсуждение и корректировка перспективного плана
II этап – Основной: Непосредственная реализация проекта в соответствии с перспективным планом.
III этап – Заключительный: Подведение итогов.
IV этап – Презентация проекта: Презентация проекта.
Моделирования игровой ситуации
Реализация проекта началась с моделирования проблемной ситуации. Заранее подготовлено дидактическое пособие «Королевство цифр». В гости к детям на ООД пришёл житель королевства «Считайка». Он пригласил детей в «Путешествие в страну Математики». В «Стране Математика» детей встречает еще один житель страны и рассказывает о беде, которая произошла в «королевстве». Цифры «королевства» перессорились, а «Жители – числа» не найдут свой дом. Далее шла постановка и обсуждение проблемы «Что произойдет, если цифры не вернутся? Зачем нужны цифры?» Где мы можем увидеть цифры? «Зачем человеку нужно уметь считать?», определение конечной цели «Помочь жителям «королевства» отыскать цифры и вернуть их в «королевство», расселить жильцов по домам». Каждая ООД строилась в форме игры-путешествия. Найденная цифра возвращалась в «королевство» на свое место. Дома детям вместе с родителями предлагалось творческое задание: нарисовать цифру, изготовить цифру из подручного материала, составить рассказ или сказку, выучить стихотворение о цифре.
Перспективный план мероприятий к проекту «Королевство цифр».
Этап | Срок выполнения | Форма проведения |
| Сентябрь (1 – 3 неделя) | Определение целей и задач проекта. |
Подбор методической литературы, иллюстративного материала. | ||
Обсуждение содержания проектной деятельности с воспитателями группы | ||
Диагностика уровня развития элементарных математических представлений, анализ результатов | ||
Составление перспективного плана мероприятий | ||
Анкетирование Родительское собрание | ||
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе | ||
| Сентябрь (4 неделя) | Беседа «Как люди научились считать» |
Чтение «Математическая сказка: Цифры» Л. Лопатина, М. Скребцова | ||
Оформление стенда «Знакомимся с числами» для родителей | ||
Организованная образовательная деятельность №1 знакомство с пособием «Королевство цифр» | ||
Консультация для родителей «Математика до школы» | ||
Октябрь (1 неделя) | Д/И «Озорная единица» | |
Организованная образовательная деятельность №2 | ||
Октябрь (4 неделя) | Организованная образовательная деятельность №3 | |
Семинар-практикум для родителей «Как помочь детям запомнить цифры» | ||
Д/И «Подыщи пару», «Озорная единичка» | ||
Ноябрь (1 неделя) | Организованная образовательная деятельность № 4 | |
Чтение математической сказки Л. Лопатина, М. Скребцова «О чем мечтает цифра 2; 3» | ||
Ноябрь (3 неделя) | Организованная образовательная деятельность № 5 | |
Декабрь (1неделя) | Организованная образовательная деятельность № 6 | |
Конкурс рисунков для родителей и детей «На что похожа цифра» | ||
Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик» Д/и «Где спрятались цифры» | ||
Декабрь (4 неделя) | Организованная образовательная деятельность №7 | |
Д/и «Каждой цифре свое место», П/и «Живые цифры» | ||
Январь (3 неделя) | Организованная образовательная деятельность №8 | |
Д/И «Слушай и хлопай». Подготовка к инсценировке сказки «Кому нужен 0» | ||
Чтение произведений: «Белоснежка и семь гномов», сказки А.С. Пушкина (отрывки) | ||
Февраль (1 неделя) | Организованная образовательная деятельность № 9 | |
Творческое задание для родителей и детей «Необычная цифра» | ||
Д/и «Найди цифру», «Спрячь цифру по заданию» | ||
Февраль (4 неделя) | Организованная образовательная деятельность № 10 | |
Изготовление коллажа «Где живут цифры». Заучивание считалок, загадок, стихотворений о цифрах. | ||
Выставка рисунка «На что похожа цифра» | ||
Д/и «В королевстве цифр». Настольные игры: «Найди пару», «Найди друг друга», «Весёлый счёт». Составление рассказов, сказок о цифрах. | ||
Заключительный | Март (1 неделя) | Итоговая диагностика Подготовка к презентации проекта: -Выставка работ, сделанная руками родителей и педагогов по теме: «Необычная цифра» -Выставка детских работ по теме: «Мы лепим и рисуем цифры» (от 1 до 10) -Оформление книги «Рассказы и сказки о цифрах» |
4. Итоговый | Март (2 неделя) | Презентация проекта. |
Вывод
Проектная деятельность способствовала более тесному контакту участников образовательного процесса, созданию благоприятного эмоционального фона, активизации педагогического потенциала родителей. Это позволило перейти от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели обучения.
Интеграция образовательных областей способствовала развитию социально-значимых качеств детей: умение самостоятельно организовать совместную игру, коммуникативные способности, навыки разрешения конфликтных ситуаций, умение дать оценку своей работе и полученному результату. Благодаря интеграции образовательных областей стало возможным создать единое познавательно-творческое и речевое пространство в детском саду и семье воспитанников, позволило разнообразить организационные формы, методические приемы работы с детьми и добиться положительного результата в работе.
В ходе реализации проекта у детей возрос уровень познавательных интересов. Дети активно участвовали в ходе проектной деятельности, так как понимали значимость своей работы и желание увидеть конечный результат. При встрече с родителями они с увлечением рассказывали о своих открытиях. С помощью проблемных вопросов дети вступали в диалог, высказывали свою точку зрения, аргументировали её, задавали вопросы. Творческие способности детей проявлялись в рисовании, лепке, придумывании сказок. Дети стали проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Реализация проекта показала положительную динамику в развитии зрительно-пространственного анализа и синтеза, в умении запоминать зрительный образ цифр, умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Список источников
1. Волина В.В. Праздник числа М.: «Знание», 2000. – 336 с.
2. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М.: «Просвещение», 2000 – 179 с.
3. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике М.: «Просвещение», 2003, - 136с.
4. Прокофьева М.В. Математический досуг //Ребёнок в детском саду, 2005, № 3, 72-73 с.
5. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием М.: «Просвещение», 2002.-136с.
6. Чуракова О.В. Методика в сказках //Ребёнок в детском саду, 2008, № 1, 14-19с.
7. Соловьёва Е.В. Математика и логика для дошкольников М.: «Просвещение», 1999, - 155с.
8. Ерофеева Т.И. Методика работы с математическим материалом //Ребёнок в детском саду, 2002, № 6, 34-40с.
9. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду М.: «Просвещение», 2001. 81с.
10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками. – М. , 2003.
11. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
12. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М. , 1991.
13. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002.
14. Учебно-дидактический комплект «Игровая математика»
15. Михайлова З.А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое пособие для педагогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект Королевство цифр
Математическое развитие дошкольников...
Распространение педагогического опыта. Открытое занятие. Тема: "Путешествие в королевство цифр"
ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП....
«Путешествие в королевство цифр»
Закрепление знаний образа цифр (0-9) и их последовательность в числовом ряду....
Проект "Королевство цифр"
Проект содержит дидактические игры и упражнения для формирования и совершенствования математических представлений у детей седьмого года жизни....
Мини-проект «В королевстве шахмат».
Мини -проект для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе Путешествие в Математическое Королевство (цифра 6)
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе с заданиями на цифру 6...
Конспект математического развлечения в старшей группе Путешествие в королевство цифр
Конспект математического развлечения в старшей группеПутешествие в королевство цифр...