Роль элементарных математических представлений в развитии дошкольников
консультация по математике (старшая группа)
Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки проникновением ее в различные области знаний. В будущем математика будет необходима огромному числу людей различных профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_eleny_gennadevny.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль элементарных математических представлений в развитии дошкольников
Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки проникновением ее в различные области знаний. В будущем математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. Кроме того, математика играет огромную роль в умственном развитии детей, в развитии мышления и интеллекта, что очень важно для социальной успешности и профессиональной востребованности в будущем.
Бесспорно, обучение математике оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка:
-умственное развитие: развивается восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические знания, умения, навыки;
-нравственное развитие: развивается дисциплинированность, организованность, аккуратность;
-эстетическое развитие: развивается эстетика (при работе с чертежами, модулями), красота математической мысли при высказываниях.
Рассмотрим возможности всестороннего развития ребенка в процессе формирования элементарных математических представлений
1 Сенсорное развитие.
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. В основе познания математики качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы(движение глаз, прослеживающих форму и размер предметов, ощупывание руками). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представление об окружающем мире: о различных признаках и свойствах предметов-цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития.
2 Развитие мышления
В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления, а именно наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
3 Развитие памяти, внимания, воображение
Память включает в себя запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание информации. Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. Образы воображения формируются в результате мыслительного конструирования объектов.
4 Развитие речи
Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка. У детей обогащается словарный запас, формируется умение отвечать полный предложением, а также формируются логические рассуждения
5 Развитие специальных навыков и умений
На математических занятиях у детей формируются навыки необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и другие.
6 Развитие познавательных интересов
Значение познавательного интереса:
-активизируется восприятие
-расширяется кругозор
-способствует умственному развитию
-повышает качество и глубину знаний
-способствует успешному применению знаний на практике
-побуждает самостоятельно приобретать новые знания
-оказывает положительное влияние на формирование личности
-оказывает положительное действие на здоровье ребенка.
Современные федеральные государственные образовательные стандарты и уровень информации требуют больше внимания уделять интеллектуальному развитию ребенка.
Дошкольный возраст-важнейший стартовый период жизни человека. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения.
Важное значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого. Необходимо учитывать периодичность и последовательность познавательных процессов детей в зависимости от психофизического развития каждого ребенка. Если дошкольник не достиг того возраста, в котором он способен понять математические процессы, то занятия не будут играть ни какой роли для его сознания. Возможности ребенка определяются его психологией. В современном мире все чаще входят в программы обучения дошкольников инновационные методы и средства.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью.
Игра-это не только удовольствие и радость для ребенка, с ее помощью можно развивать память, внимание, мышление, воображение. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, навыки, умения, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игры с математическим содержанием развивают творческие способности, логическое мышление, речь, познавательные интересы, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей.
Следовательно играя- можно ненавязчиво обучать ребенка элементарным математическим знаниям.
Также для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создавать условия и в первую очередь, предметно-развивающую среду. Чем полнее и разнообразнее подобранный материал, тем более вероятным будем своевременное прохождение этапов развития. Наличие соответствующего материала позволяет не только стимулировать изначально присущую дошкольника любознательность, но и развивать познавательные интересы дальше.
При правильном подходе математическое развитие детей может быть организовано в любых режимных моментов, что также влияет на успешное развитие, закрепление математических познаний.
Необходимо отметить связь с различными образовательными областями, где педагоги легко могут включать в свою деятельность приемы для развития и закрепления математических способностей.
Таким образом, формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития в проектной деятельности
Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками с ЗПР является наиболее актуальным в настоящее время, так как метод проектов способствует активному вовлечению дошкольников в ис...
Статья: Использование элементарных математических представлений в развитии речи дошкольников
Рекомендации как использовать Элементарные математические представления для развития речи дошкольников...
Рабочая тетрадь по развитию элементарных математических представлений для старших дошкольников 6-7 лет "Путешествие в страну Математика"
Предлагаемая развивающая тетрадь предназначена для совместной работы дефектолога, воспитателя и детей 6-7 летнего возраста.Тетрадь содержит игровые задания, которые способствуют развитию математически...
Организация и проведение экспериментальной работы с применением дидактических игр, способствующих ускорению процесса развития простейших логических структур мышления и формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников.
Теоретическая значимость данного опыта работы заключается в том, что конкретизация структуры логического мышления дошкольников составит основу для новых научных представлений о возможностях психическо...
«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»
Реализация программы « Детство» в работе ДОУ....
Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников.
Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников....
Роль элементарных математических представлений в жизни дошкольников.
Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка....