Применение метода моделирования в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по математике
Материал с презентацией. Раскрыты вопросы как разбудить познавательный интерес ребенка, что представляет собой метод моделирования, актуальность метода моделирования. Описаны средства усвоения действовать с моделями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_metoda_modelirovaniya.docx | 22.08 КБ |
modelirovanie_v_matematike.pptx | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Применение метода
моделирования
в развитии математических представлений у детей
дошкольного возраста
Г.Ершов
В дошкольном детстве создаются особо благоприятные условия для развития образных форм познания — восприятия, наглядно- образного мышления, воображения, причем сформировавшиеся психологические новообразования имеют непреходящее значение для всей последующей жизни человека А. В. Запорожец |
Слайд 1 – 2 Добрый день, уважаемые коллеги!
Согласитесь ли вы со мной, что современное дошкольное образование должно обеспечить не просто накопление знаний у ребенка, а создать условия для развития познавательной активности детей дошкольного возраста?
И одно из направлений развития познавательной активности – математическое развитие ребёнка.
А что включает в себя математическое развитие? Это умение считать, измерять и решать арифметические задачи?
Нет! Это ещё и развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к дальнейшему обучению
А актуален ли такой подход в период реализации федерального государственного образовательного стандарта?
Да, так как ФГОС ДО требует сделать образовательный процесс, способствующий развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; направленный на формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности дошкольников.
Слайд 3 В соответствии с ФГОС ДО среди целей математического развития детей дошкольного возраста являются:
- Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
- Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
Слайд 4 Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?
Ответы: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Т.е необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Значит, необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался.
Особая роль для достижения этих целей отводится нестандартным дидактическим средствам, в том числе и методу моделирования.
Слайд 5 Моделирование — это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Доступность этого метода для дошкольников определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Слайд 6 Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Слайд 7 Актуально ли использование наглядного моделирования в работе с детьми в дошкольном возрасте?
Конечно, так как:
1. Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.
3. Применяя графическую аналогию, легче научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
В выборе средств, методов и приемов помогут методические пособия таких авторов как Михайлова З.А., Смоленцева А.А., Суворова О.В., Носова Е.А., Чеплашкина И.Н.
Слад 8 Для освоения умения действовать с моделями применяются разнообразные игры, игровые упражнения и развивающие материалы. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Используются они как для свободной деятельности детей , так и как часть НОД, с применением системного планирования.
Слайд 9 Планируется также и работа с родителями, которым даются задания по изготовлению несложных моделей. Таким образом, осуществляется взаимосвязь трех сторон: педагог, родитель и ребенок.
Слайд 10 Совместно с родителями постарались создать развивающую среду, которая способствует развитию навыков моделирования у детей. Она представлена многообразием занимательного материала. Это и головоломки со счетными палочками, схемы, мнемотаблицы, модели часов, модель частей суток, времени года, недели, мозаики, конструкторы, бусы и т.д.
Слайд 11 – 12 Использование моделей позволяет по-новому увидеть и решить математическую задачу. Наглядность, образность модели, возможность практических действий с её элементами повышают интерес детей к заданиям. Это свидетельствует о том, что использование модели в освоении свойств отношений предметов может стать увлекательным средством познания, «подсказкой-помощником».
Слайд 13 При организации развития активности познавательной деятельности детей старайтесь следовать мудрому совету Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В дошкольном детстве создаются особо благоприятные условия для развития образных форм познания — восприятия, наглядно- образного мышления, воображения, причем сформировавшиеся психологические новообразования имеют непреходящее значение для всей последующей жизни человека А. В. Запорожец
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются: Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях); Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение); Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация); Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация); Овладение детьми математическими способами познания действительности : счет, измерение, простейшие вычисления; Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений; Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка; Развитие инициативности и активности детей.
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? новизна необычность несоответствие прежним представлениям неожиданность
Моделирование — это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Д.Б. Эльконин Л.А. Венгер Н.Н. Подьяков
Актуальность метода наглядного моделирования 1. Ребёнок - дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему. 2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. 3. Применяя графическую аналогию , легче научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Сухомлинский В.А. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста. Тема: «Геометрические фигуры. Обобщение.»
Материал занятия поможет закрепить и обобщить знания детей о свойствах геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника....
Конспект занятия по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста (2 младшая группа)...
Использование метода моделирования в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Использование метода моделирования в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...
Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....
Перспективный план по самообразованию на период с 2014 по 2019 учебный год. Тема: «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей дошкольного возраста».
Шигабутдинова Татьяна Николаевна. Специальность - в...
МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПМК «МОЗАИЧНЫЙ ПАРК» ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Мастер-класс для педагогов...
«Мнемотехника. Использование метода моделирования в развитии связной речи у детей дошкольного возраста».
Мнемотехника. Использование метода моделирования в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Введение Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного об...