мастер класс по математике
методическая разработка по математике (старшая группа)

провела мастер класс со своими коллегами, чтобы показать как можно заинтерисовать детей любого возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №174»

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»

Подготовила воспитатель:

Сундетова Т.С.

г. Саратов

2020

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

Цель: Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений.

Задачи:

  1. Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.
  2. Ознакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 5-6 лет.

Игры: «Вылепи цифру»«Составь фигуру» (с использованием «коломбово яйцо», счётные палочки, «Разложи фигуры» (с использованием блоков Дьенеша), «Ребусы», презентации с задачами.

Задачи игр:

  1. Развивать логическое мышление, воображение, умственные способности;
  2. Формировать умение находить объект по заданным свойствам, развитие творческих и комбинаторных способностей, освоение классифицировать множества по двум-трём свойствам: цвет и форма, размер и форма; закреплять знания геометрических фигур;
  3. Продолжать закреплять умение ориентироваться на плоскости, анализировать, творчески мыслить.

Материал и оборудование: Обручи (красный, синий, зеленый, квадраты Никитина, «Коломбово яйцо»«Листик», блоки Дьенеша; пластилин; дощечки для пластилина, магнитная доска, карточки с магнитами для игры «Реши головоломку» карточки-ребусы.

Ход мастер – класса:

Уважаемые коллеги!

«Математика – наука хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна»

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Начиная работу было бы неплохо изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом может помочь проективная беседа, которая проводится индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.

Один из тестов предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Воспитатель показывает ребенку таблицу с изображение пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:

1. «Математический домик» - украшен цифрами

2. Домик для грамоты – буквами

3. Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.

4. Игрушка – здесь можно играть.

Воспитатель спрашивает ребенка:

«Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом –играть. В каком домике тебе будет интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?»

Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремиться «посетить» этот домик.

Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх:

  • Начнём с первого игрового задания «Вылепи цифру»

Я буду загадывать загадку о цифре, а вы вылепите ответ.

  1. Кто-то ночью старый стул

Спинкой вниз перевернул.

И теперь у нас в квартире

Стал он цифрою. (4)

  1. Эта циферка с секретом.

И зимой, и жарким летом

Различишь едва-едва,

Где в ней ноги, голова. (8)

  1. Цифру эту угадайка!

Она большая зазнавайка.

Единицу сложишь с двойкой,

И получишь цифру. (3)

Для детей это бывает не так просто.

А теперь мы разделимся на две команды. Одна команда будут дети возраста 5 лет, другая – 6 лет. Для этого вы должны вытянуть карточки с цифрами от 1 до 6. Те, кому попадутся цифры 1,2,3 будут дети старшей группы, а кому попадутся цифры 4,5,6 будут дети подготовительной группы.

  • Вторая игра называется «Составь фигуру» 

Для этого мы будем использовать «Коломбово яйцо» для детей старшей группы, «Ракета» для детей подготовительной группы «Бабочка». Ваша задача: составить изображение по схеме.

  • Следующая игра «Разложи фигуры» (проводится с блоками Дьенеша)

Это задание для старшей группы: Кот Васька побывал в Городе Геометрических Фигур и перепутал все дома и улицы. Жители города так расстроились, что забыли, кто в каком домике живет. Вы должны помочь им расселиться в новом городе. (На пол кладутся два обруча так, чтобы образовалось три части города, три отдельных области (пересечение). Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри зеленого – все круглые. («Дети» - педагоги должны сообразить, что в области пересечения двух обручей поселяться фигуры, обладающие двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые).Дети отвечают на вопрос«Какие фигуры лежат вне обоих обручей?» (Все не красные и не круглые: синие, желтые, зеленые, треугольные, квадратные).

  • А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки» эта игра может служить динамической паузой. (старшая группа)

Задания:

1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (6)

2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (7)

3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (8)

8. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (13)

9. Сколько очков, столько язычком щелчков. (14)

11. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (16)

  • Для детей подготовительной группы я предлагаю игры «Гараж». Игра подходит для отработки состава числа и может служить гимнастикой для глаз. (смотри презентацию)

Ну и на конец самое интересное для детей – это конечно же графический диктант. Для всех он будет одинаковый. (Зеркальное отражение).

В свободной деятельности либо если у вас в группе есть «центр математики» для детей можно организовать следующее: «Математические раскраски»«Посчитай предметы»«Найди правильную цифру».

Итак, я хочу закончить свое выступление словами, с которых начала свой мастер – класс:

Математика – наука Хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.

И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.

Спасибо за участие. В заключении, если у кого-то есть вопросы можете их задать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс по математике

расширить и углубить знания воспитателей о пользе дидактических игр по математике для интелектуального развития детей...

Презентация к мастер-классу "Блестящая математика-математические игры с камешками Марблс"

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра ...

Конспект Урок-мастер-класс. Тема: " Математика-звучит гордо"

Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений необходимо применять как предметы окружающего ребенка, так и модели изучаемого материала.Дидактические игры и упражнения являются ценны...

Мастер класс "Веселая математика"

Мастер класс для педагогов...

Мастер-класс «Блестящая математика: математические игры с камешками "Марблс»

Несмотря на внешнюю простоту и доступность, только в области математического и познавательного развития Марблс способствует решению целого ряда задач:а) развивают сенсорику, обследовательские действия...